Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 3класс

Цель урока: раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления детей о необходимости охраны природы, пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в целом.

Задачи урока:

Образовательные:

- показать взаимосвязь “живой” и “неживой” природы;

- показать, почему природа болеет и почему её судьба в наших руках.

Воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родной природе;

- воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, мультимедиа, компьютер, презентация,
  • На доске газета “Мир вокруг нас” с черными квадратами, которые снимаются во время проведения урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Сегодня мы проводим урок окружающего мира в необычной форме. В форме семинара. А кто из вас знает, что такое семинар? (на доске появляется табличка со словом “семинар” и учитель объясняет значение слова, если дети затрудняются)

Работа над лексическим значением слова.

- Семинар (от лат. seminarium — рассадник, переносное — школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов.

Какую же проблему будем обсуждать мы с вами сегодня, если тема нашего семинара “ Экологическая безопасность”(слайд №1)?.....

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это - Земля. (слайд №2) Жизнь началась... Мир ослепительно переливается. И как важно, чтоб это продолжалось вечно.”

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

- А что подразумевается под всем живым? (слайд №3)

- Давайте вспомним, без чего не может существовать “живая природа”? (слайд №4) Как “живая природа” связана с “неживой”?....

Итак, мы пришли к выводу, что в природе всё взаимосвязано.

Посмотрите на доску. Что вы видите? ... Это газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется “Мир вокруг нас” Это необычная газета - живая. Каждый квадрат газеты - это её страничка. А готовили каждую страничку участники семинара. Они то и расскажут нам о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр нашей газеты. Кого вы видите?(Человека) А почему он грустный? Как вы думаете?..

- У вас оказались разные мнения. Давайте послушаем рассказы о том, что же находится вокруг нашего человечка и так огорчает его. Слово предоставляется первому участнику.

3. Выступление участника №1

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.

- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый и всё же, без него мы жить не можем. ...

- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Давайте вспомним, какое значение для человека имеет воздух. (Ответы ребят)....?Слайд № 5)

- Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой (на доске появляется табличка со словом “атмосфера”). В народе его привыкли называть небом. Всё живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым. Но, к сожалению, не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержаться микробы - очень маленькие живые существа? Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и в ней тоже накапливаются микробы. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?...

(Проветрить комнату, протереть пыль влажной тряпкой)

- Протёрли пыль, проветрили комнату – убрали микробов с голубого поля (убирает карточки с точками, палочками)

- Но у нас остались ещё пятна. Как вы думаете, что они обозначают? Достаточно ли стирать пыль, чтобы воздух во всём мире был чистым?

Перед вами лежат знаки и стрелочки двух цветов: красные и зелёные. Составьте модель, используя красные стрелочки, которая будет говорить нам о том, как человек влияет на загрязнение воздуха. Время работы 1 минута. ...

а) Работа в группах

Время работы в группах закончилось, послушаем ваши ответы на вопрос “Как человек загрязняет воздух?”:...

1. Выбросы промышленных предприятий;

2. Выхлопные газы автомобилей.(слайд №6)

- Что же может сделать человек для охраны воздуха?

- Для того, чтобы чистого воздуха в мире становилось больше?

Поработайте в группах, достройте схему, используя зелёные стрелочки. Слушаем ваши ответы:...

1. Сохранять те растения, которые есть на земле, и сажать новые.

2. Установить очистные сооружения и дымоулавливающие установки на трубах предприятий.

3. Выпускать экологически чистые автомобили, например, работающие на воде, или от электричества.(слайд №7)

- Молодцы! Вы помогли мне очистить первое поле от черных пятен. (убирает чёрные квадраты) Спасибо за помощь!

- А теперь следующая синяя страничка нашей газеты. О ней нам расскажет второй выступающий.

4. Выступление участника №2

- Не умыться, не напиться без воды, (Слайд № 8)
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?... В океане. А ещё где находится вода?... В морях, реках, в ручьях. Вы знаете, что снег – это вода и облака – это вода. Поэтому мы говорим, что вода бывает в 3-х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода, какая?... Солёная. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. А давайте вспомним, как наши мамы умывали нас и приговаривали потешку. Движения и слова повторяйте за мной:

Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

- Про какую воду сейчас говорилось?(про чистую, грязной водой умываться нельзя). Откуда на земле появляется грязная вода? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо поработать в группах и с помощью знаков составить модель. Работаем 1 минуту...

а) Работа в группах

- Откуда же на Земле берётся грязная вода? (Слайд № 9)

1. Сточные воды промышленных предприятий.

2. Бытовые отходы. (мусор)

3. Мытьё машин на берегу водоёмов.

4. Утечка нефти во время добычи и перевозки .

Пресной воды на нашей планете не так и много, поэтому её надо беречь. Посмотрите на синее поле вокруг человечка, на нём пятна – загрязнители. Это и мусор, который люди выбрасывают в реки, ручьи, озёра; сточные воды от заводов и фабрик, бензин и нефть. Можем ли мы убрать эти чёрные пятна с поверхности воды? (Слайд№10)

Прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо продолжить работу в группах и достроить модель, которая поможет нам ответить на этот вопрос. Приступаем к работе....

- Обсуждение заканчиваем. Что же необходимо делать человеку, чтобы на Земле как можно больше оставалось чистой воды, и на ней не было чёрных пятен? (слайд №11)

1. Экономить воду в быту. Закрывать вовремя кран и не лить воду просто так.

2. Установить очистные сооружения на трубы промышленных предприятий, которые сливают свои воды в реки и озёра.

3. Не оставлять мусор по берегам рек, озёр. Мыть машины на автомойках или в специальноотведённом месте.

Вы правильно сделали выводы, если каждый из нас будет соблюдать те правила, о которых сейчас сказали, мы сможем убрать все чёрные пятна с поверхности воды (убирает пятна). Благодарю за работу!

- Посмотрите, дети, какое красивое чистое поле стало – чистая вода. Так и хочется окунуться в эту чистую прохладную водичку (слайды 12-14).

- А теперь зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни (слайд №15). Послушаем нашего третьего докладчика.

5. Выступление участника №3

- Зелёная страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зелёная?..

- Она зелёная потому что, основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!

- Всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это зелёное поле. На нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу.

6. Выступление участника№4

В середине XX века среди ведущих учёных разных стран, объединённых в Международный союз охраны природы и природных ресурсов, зародилась идея создания Красной книги. (Слайд № 16)

Вначале Красную книгу представляли как книгу учёта видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Учёные считали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы.

Красная книга - это иллюстрированный сборник самых редких и вымирающих видов. Целью Красных книг является привлечение внимания людей к животным, охрана окружающей среды, самообразование и развитие.

Почему книгу назвали Красной?

Красный цвет-сигнал опасности. Красный цвет книги означает – запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающей мира.

Красная книга – не является законом об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Она заставляет своим цветом обратить всех своё внимание на эту опасность, и в данном случае предостерегает нас о тяжёлых последствиях, которые возможно произойдут при гибели целых видов животных и растений.

В Красную книгу попадают те виды растений и животных, которые формировались не одно тысячелетие, а теперь по вине человека оказываются перед катастрофой — полным исчезновением. Увы, природа не повторит того, что уже однажды создавала...

(Слайд № 17)

Затем (в 1966 году) была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт. Хранится эта книга в Швейцарской городе Морже.

А страницы у неё - разноцветные.

1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.

2. На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.

3. На белых говорится о видах, вообще редких на Земле.

4. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти.

5. На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.

- Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

- В нашей стране также существует такая книга (в 1978 году).

(Слайд № 18)

В 1983 году была издана "Красная книга РСФСР", в которую впервые были включены животные. Наконец, в 2001 году биологи и любители природы получили долгожданный огромный том российской Красной Книги с красавцем тигром на обложке.

Вслед за изданием национальных Красных книг во многих государствах были изданы региональные, в которых рассказывается о растениях и животных данного региона.

Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе.

- Вот эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения в природе нам надо помнить, чтобы растений с красивыми цветами на нашей Земле оставалось как можно больше?... Обсудите в группах и сделайте выводы. Работаем 2 минуты.

б) Работа в группах.

- Какие правила поведения в природе нам необходимо выполнять, чтобы растений с красивыми цветами на нашей земле оставалось как можно больше?(слайд № 19)

1. Не рвать цветы в букеты.

2. Не плести из них венки.

3. Не вытаптывать, ходить по тропинкам.

4. Не бросать мусор, где попало. Для этого есть урны.

5. Создавать заповедники.

- Наш класс помнит эти правила и выполняет их (слайд №20). Этой осенью мы принимали участие в уборке территории на Крылатских холмах. Посмотрите, сколько мусора мы собрали! А какая чистая территория стала, после этого. Нам всем было приятно поучаствовать в этом.

За чистотой на территории нашей школы следит не только дворник, но и школьники. Каждую весну и осень, когда проходит день Здоровья, а также на уроках трудового обучения мы участвуем в “Трудовом десанте”

Поэтому можно убрать чёрные круги с зелёного поля. (Убирает круги, под ними рисунки редких растений)

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения природу.(Слайды №21,22)

- Угадайте, что это за растения? (Слайды №23-25)

- Посмотрите наше поле портят черные квадраты. Под ними животные, которые больше всех пострадали от рук человека. Послушайте жалобы этих животных и скажите, кто они.(слайды №26-28)

- А какие правила по охране животных мы должны выполнять, чтобы быть другом “братьям нашим меньшим”? Обсудите в группах и составьте модель, с помощью знаков.... Послушаем, какие правила у вас получились...(слайды №29)

1. Не кричать в лесу.

2. Не ловить никаких животных.

3. Не разорять птичьих гнёзд.

4. Не обижать никого, даже самого маленького – червячка, жучка, паучка.

5. Заботиться о животных: подкармливать, особенно зимой.

Все правила, мы с вами знаем и стараемся их соблюдать (слайд №30):

- В прошлом году наш класс принимал участие в акции “Накорми птиц!” Почти все ребята сделали кормушки. Мы выбрали самые удачные и повесили на территории школы, а потом, ходили подсыпать корм. Я думаю, у многих ребят и нынче есть кормушки около дома и они не забывают подкармливать пернатых друзей.

- Я считаю, что можно убрать черные квадраты (убирает квадраты).

- Лучше без них на зелёном поле! Не правда ли?

- Спасибо за работу!

- Посмотрите, наш человечек заулыбался – ему стало хорошо в этом чистом мире. Он здоров.

- Как вы думаете, почему наш человек был грустным в начале урока?...

6. Итог урока.

- Какой вывод мы можем сделать. Можем ли мы сказать, что “судьба природы – наша судьба”?.... Да, здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. В руках человека, а значит и в ваших руках, ребята, судьба природы и наша судьба.

- Наш урок – конференция подходит к концу. И закончить его я хочу такими словами: (слайд № 31)

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Что нового вы узнали на уроке?...

- Что больше всего вас заинтересовало на уроке?...

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку, кто считает, что он работал на “5”, на “4”.

- Спасибо за урок! До свидания!

Приложение.