“В основе любой мысли, действия или поступка человека всегда лежат его самые насущные потребности, которые как гвоздь в башмаке заставляют искать и находить те средства и методы, которые удовлетворяли бы эти потребности” (с) Майя Гогулан “К здоровью по системе Ниши”
Моей насыщенной потребностью является создание такой модели преподавания физики, чтобы максимально возросла эффективность урока при минимальных затратах преподавателя (силы, нервы, время, деньги) и максимальном использовании возможностей учащегося, за счет повышения интересов к учебному материалу.
Знаю, что учащиеся должны получать информацию через доминирующую систему восприятия, а для этого аудиалов, визуалов и кинестетиков нужно различать методом наблюдения и сравнения фактов. Следовательно, для успешного решения задач на уроке учитель должен использовать 3 способа подачи информации (аудиальный, визуальный, кинестетический), что обеспечит продуктивное восприятие материала всеми учащимися.
Я провела в группах:
Тест на определение субъективной оценки обучения учащихся ( для учащихся первого курса);
Тест на определение предпочитаемой модальности;
Эмпирическое исследование на тему: “Представление профессиональной адаптированности учащихся к обучению, в связи с их доминирующей системой восприятия материала”. (предмет исследования- связь субъективной, объективной успешности учащихся, уровня напряженности процесса обучения, удовлетворенностью обучением с основными системами восприятия материала; объект исследования- учащиеся группы лицея в количестве 25 человек по специальности “Делопроизводитель”; методы и процедура исследования: 1.метод психологического тестирования адаптированности к профессии Дембо-Рубенштейн, в модификации Джанерьян С.Т.; 2. метод математической статистики (корреляционный анализ по Спирмину), т.е. как связана “5” по физике с доминирующей системой восприятия ученика.
Исследование показало, чтобы процесс обучения проходил с меньшими физическими и психическими нагрузками преподавателю необходимо постоянно переводить материал из одной модальности в другую. По мнению психологов все успешны быстрые техники для визуалов. При объяснение новой темы необходимо использовать три способа подачи информации.
Стала работать над проблемами: 1. “усиление кинестетической компоненты на уроке физики”; 2.осуществеление подачи нового материала через задачи, физический практикум, лабораторные работы по теме “законы постоянного тока”; 3. увеличение удельного веса самостоятельной работы учащихся на уроках физики; 4. “усиление личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися”. Все это позволит обучающимися воспринять единую картину изучаемых явлений, понять изучаемые вопросы, осознать связи ними. Часть этих наработок я использовала для защиты диплома Южного Федерального университета, программа “Психология” по теме: Создание эффективной модели преподавания физики с помощью нейролингвистического программирования, терапевтических метафор, групповых тренингов” 2007. В 2012 году окончила дистанционные курсы Педагогического университета “Первое сентября” по теме: “Компьютерная поддержка урока физики” и по теме: “Сказкотерапия в работе школьного психолога”
Теперь я работаю над проблемой: “Создание эффективной модели преподавания физики, с помощью сказкотерапии, приемов педагогической техники и активной познавательной среды для диалога между учителем и учеником.
Ознакомившись с приемами педагогической техники Анатолия Гина, для себя я отметила 12 положений, “эффективного” урока:
“Образование без воспитания - это меч в руках сумасшедшего” (с) Шаталов В.Ф. Постановка личностных целей на уроке и во внеурочной деятельности.
Не принуждай ученика, мотивируй.
Необходима деятельность.
Повышай интерес к материалу:
1 практичность знаний;
2 удивляй (занимательные задачи, анекдоты, презентации, задача-сказка, работа в группах, вопросы к тексту “лови ошибку”).
Стимулируй потребности:
1.социальные ( сила воли, умение преодолеть трудности);
2.общечеловеческие (оценка, ситуация успеха, соревнования.) 3.возрастные (организация команд, неизвестное в природе), использование знаний в виде пантомимы и музыки; проблемы любви и дружбы.
“Боксеру ставят удар, певцу - голос. Наша задача-научится ставить сильное мышление” (с) Анатолий Гин “Приемы педагогической техники”
От простого к сложному: свобода выбора, трехуровневые домашние задания; домашние задания с массивом; “лестница достижений”; воспроизведение, осмысление и закрепление материала.
Оценка не отметка.
- Сравнивай ученика с самим собой: хвали, если динамика положительная, ругай, как сопереживающий друг, если динамика отрицательная.
- Оценка в кредит
Фактор успеха “Больше всего на успеваемость влияет класс” (с)американский социолог Коумен Джеймс
Коллективная учебная деятельность
Работа в группах (одно задание; общий результат разные задания).
Контроль
- устный опрос (“светофор: базовый и творческий опрос, взаимоопрос, лист контроля формул, идеальный опрос)
- критерии оценивания
- письменный контроль (выборочный, оценка в кредит, сверить по эталону)
Повторяем
Рефлексия
Проведем анализ внеклассного мероприятия по физике, который прошел успешно, опираясь на эти принципы.
Сценарий КВН написан в виде сказки, действующими лицами которой являются сами обучающиеся. По словам О. Защиринской - сказка целитель сознания человека, затерявшегося в хаосе безумия и абсурда повседневности. По сюжету сказки герой Иван демонстрирует появившуюся потребность учиться, эта потребность актуализируется, закрепляется и удовлетворяется при восприятии этой сказки другими. Здесь и волшебство (баба-Яга, пещера, колчан со стрелами) и открытые качественные задачи, связанные с реальностью, требующие эвристического и экспериментального подхода. Эти задания решаются обучающимися с легкостью, так как мотивы к учебе стимулируются преподавателем общечеловеческими потребностями (соревнование, ситуация успеха) и возрастными потребностями подростков (организация команд; отражение полученных знаний средствами музыки, поэзии, пантомимы; выход на проблемы любви и дружбы).
Мероприятие прошло очень ярко (есть видеозапись, сценарий опубликован в журнале “Педагогический мир” htt://pedmir.ru/45873): весь холл лицея был увешан газетами по физике, лучшие из которых были отмечены грамотами и призами; болельщики подготовили кричалки; участники – эмблемы, костюмы, декорации, музыкальные номера, сценарии и стихи. Ребята самостоятельно работали с различными источниками информации, включая ресурсы Интернет. Группам автомехаников, сварщиков и делопроизводителей удалось с юмором представить свою профессию и подготовиться к образовательной составляющей по предложенным темам. С удачно продуманными критериями оценивания заданий, представленными в виде отдельной таблицы, команды были ознакомлены заранее.
Что вызвало такую активность?
1. Группы для участия в КВН набирались по желанию; есть критерии оценивания каждого задания.
2. Сказка написана профессионалом (имею второе высшее образование по программе “Психология”; окончила дистанционные курсы повышения квалификации Педагогический университет “ Первое сентября” И. В. Вачков “Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога”).
3. Эта сказка является метафорическим отражением конкретных проблем реальных людей. “Рассказать о своих трудностях в форме сказки, то есть рассказать о них косвенно, как бы укрывшись за безопасным щитом метафоры, многим людям оказывается значительно проще и менее болезненно, чем изложить существо проблемы впрямую”. Средства решения проблем, необходимые герою, высказаны в метафорической форме, имеют неоднозначный характер и допускают множество толкований. Следовательно, участник и зритель может увидеть тот смысл, который нужен лично ему.
4. Щедрость по отношению к друзьям помогает понять герою мудрость: “Без знаний научных слаб человек, а с ними, как со щитом волшебным”. Эта мудрость переводит Ивана в ранг взрослого. На этом рост Ивана не закончен, это подтверждают дидактические задания, включенные в сказку. Герой в полной мере использует все имеющиеся ресурсы: становится целеустремленным, трудолюбивым, борется с трудностями.
5. Основная тема сказки – любовь, это потребность любить и быть любимым, эта та любовь, ради которой человек готов на все. В пирамиде потребностей Маслоу принадлежность к группе и любовь находятся на третьем уровне из пяти возможных. Это общечеловеческие потребности подростка.
6. Мотив к учебе стимулируется и возрастными потребностями: организация команд, использование знаний в виде пантомимы (изобразить: сверхпроводимость; сопротивление проводника; электрическую цепь, состоящую из источника питания, лампочки, амперметра и вольтметра).
7. Делает познание привлекательным: волшебство, баба-яга, колчан со стрелами. А это есть социальные мотивы учения.
8. “Только в процессе деятельности могут появиться открытия, и может ощущаться радость от них и создаваться мотивация к дальнейшей деятельности”. Ситуация успеха – есть общечеловеческая потребность, которая стимулирует желание учиться.
9. Это продуманная организованная свободная учебная деятельность учащихся. Свобода выбора дает возможность самореализации, поднимает интерес. Ранее приобретенные знания самостоятельно используются в различных ситуациях, постепенно становясь опытом учащихся.
10. Подведение итогов проведения внеклассного мероприятия по дисциплине физика.
11. Рефлексия.
Организована продуктивная деятельность обучающихся, в результате которой достигнуты следующие результаты:
1) личностные:
1. стремление к созидательной деятельности;
2. умение аргументировано дискутировать, отстаивая свое мнение;
3. готовы ко всему подойти с юмором;
4. толерантно относятся к другим решениям;
5. проявлена организованность, самостоятельность, ответственность.
2) метапредметные:
в позновательной деятельности
1. формируется умение строить логические умозаключения с помощью индукции и дедукции;
2. увеличение кругозора за счет умения узнавать физические явления в своей профессии.
в информационно-коммуникативной
1. умело вступают в речевое общение, участвуют в диалоге (понимают точку зрения собеседника, аргументировано доносят свою позицию, понимают право других на иное мнение);
2. договариваются, чтобы сделать что-то сообща.
в рефлексивной деятельности
1. поставлены достижимые цели, составлен и выполнен реальный план, свои результаты оценены;
2. формируется умение работать в группе, умеют отстаивать свои убеждения;
3. могут устранить причины возникших трудностей.
3) предметные:
1. умеют вычислить расстояние, пользуясь формулами равноускоренного движения;
2. решают практическую задачу, опираясь на знание физического смысла ускорения;
3. нашли применение простым механизмам в конкретной житейской ситуации;
4. используя силу трения, отличили сырое яйцо от вареного;
5. пользуясь законом Архимеда, отлили жидкость в объеме яйца;
6. изобразили языком пантомимы явления: сверхпроводимость, сопротивление проводника, электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампочки, амперметра, вольтметра.
“Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать” (с) Ю.К. Бабанский
На конкурс представлена презентация по теме: “Сила тяжести, вес тела, невесомость”.
Коньком этого урока являются коллективная работа в группах, когда группы выполняют различные задания на общий результат (заполняют таблицу). Эта таблица систематизирует полученные знания. На этапе первичной проверки понимания изученного, с целью зафиксировать изученное содержание во внешней речи. На этапе закрепления нового материала учащиеся проверят свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях, сопоставляя свое решение с эталоном для самопроверки (решают задачи).
Ключевым понятием этого урока являются стихи, представленные не в стандартной форме. Это яркая иллюстрация моего опыта. Учащиеся с удовольствием решают задачи с занимательным содержанием.
Вероятно, что эта модель преподавания физики не последняя, что-то надо переделать, но эффективность моих уроков возросла.
Литература
1. Анатолий Гин “Приемы педагогической техники”, изд-во Москва, 2004г.
2. Савченко Н.Е. “Задачи по физике с анализом их решения” издательство “Просвещение”,1996.
3. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик “Физика 10 кл. Задачник”. Мнемозина, 2009г.
4. Л.Э. Генденштейн, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров “ Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА”, лекция №6, М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2010 г.
5. Григорий Оскар “Занимательные задачи”.
6. Ильясова Т.В. “Компьютерная поддержка урока физики”, М. “Первое сентября 2008”.
8. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Издательство “ДНК”, 2001-с39.
9. Кириллов С.Н. “Физические сказки” - М.: ООО “Чистые пруды” 2005г (библиотечка “Первое сентября” Физика №1, 2005г)
10. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка, как средство стихийной терапии//Хрестоматия. Сказки народов мира. - М.: Институт практической психологии, 1996.
11. Хачатуров К.Р. Детская сказка о физике Учитель школы №129, г. С.-Петербург (“Физика” №33, 2002г)