Цели: Погрузить учащихся в размышления об общих закономерностях человеческого счастья, его истоках...
Развитие навыков:
- Позитивного взаимодействия с окружающим миром;
- Состояния удовлетворенности от нормальной человеческой жизни.
- Формирование адекватной самооценки, мотивации на самопознание, интереса к собственной личности и личности другого человека.
Оборудование: компьютер (со звуковой колонкой), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты; карточки, подготовленные учителем; столы и стулья, расставленные двумя полукругами; альбомные листы, фломастеры.
Ценности, которые формируются в процессе внеклассного мероприятия: активная жизненная позиция, общение, самопознание, толерантность, адекватная самооценка.
Методы: индивидуальная и групповая работа, ролевые игры, групповые дискуссии, рефлексия, словесное рисование.
Ход классного часа
Экран | Учитель | Дети | |
Организационный момент | |||
Звучит песня “Мы на свет родились, чтобы радостно жить...” |
Здравствуйте, ребята. Я очень
рада видеть вас. Я всегда рада встрече с
замечательными и открытыми людьми. Понимаете, я – человек счастливый! Я люблю жизнь и иду по жизни с веселой и радостной песней...
Действительно я на свет родилась, чтобы радостно жить, чтоб счастливою быть, чтобы крепко дружить, чтоб улыбки друзьям всем дарить и цветы, чтоб исполнились в жизни мои все мечты. А вы, ребята, счастливы? Почему? Что значит для вас счастье? |
Приветствие. | |
Так давайте вместе отправимся в путь за счастьем! | Включаются в диалог, говорят о своем понимании счастья. | ||
На экране высвечивается тема занятия
Высвечиваются три вопроса: 1. Где проживает человек счастье? 2. Когда он испытывает счастье? 3. Как рождается способность проживать счастье? |
Как вы уже догадались, тема
нашего внеклассного мероприятия: “ЧТО ЕСТЬ
СЧАСТЬЕ?” Беседа: На какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы? Давайте подведем небольшой итог, наги вопросы сводятся к трем основным вопросам. |
Диалог. |
|
Давайте подумаем, кто может
подарить человеку счастье? Кто творит счастье? Ответы на наши вопросы поможет найти стихотворение “Слепил из глины человека БОГ...” Так кто же, по вашему мнению, творец счастья? |
Диалог.
Ответы ребят. |
||
А где рождается счастье? Где оно
живет? От чего зависит? Учитель читает стихотворение: “В одно окно смотрели двое...” Так в чем же скрыта тайна счастья? |
Ответы ребят. | ||
Ребята, давайте попробуем дать
определение слову “счастье”. Счастье – это... По словарю Даля, “счастье – это момент наивысшего наслаждения жизнью”. Ученые тоже пытались ответить на этот вопрос. Наука о счастье называется “феликсология”. В соответствии с выводами ученых, существует 12 характеристик счастья. У вас на столах есть листочки с этими формулировками. 1. Счастье – это ставить цели и достигать поставленной цели. 2. Счастье – это когда имеешь много денег и можешь купить всё, что захочешь. 3. Счастье – это делать других счастливыми, приносить добро. 4. Счастье – это любить человека и быть любимым. 5. Счастье – это когда у тебя хорошая квартира, машина, дача. 6. Счастье – это трудиться, созидая, и учиться, познавая. 7. Счастье – это осознавать себя и свое место в мире. 8. Счастье – это хорошие отношения людей и с людьми. 9. Счастье – это иметь ум и уметь разрешать проблемы жизни. 10. Счастье – поехать с теми, кто тебе дорог, на Канары. 11. Счастье – это когда тебя понимают и принимают таким, какой ты есть. 12. Счастье – это жить, дышать и любить. |
Пытаются ответить на вопросы учителя. | ||
Но самыми истинными из них
являются только 7. Я предлагаю определить нам,
какие же это истинные формулировки, выбрать из
них 7 самых значимых для вас и составить цветик-семицветик на магнитной доске. А в конце нашей встречи мы посмотрим, согласитесь ли вы с ними... |
Ребята работают в группах. | ||
Существует народная мудрость: Не
было бы счастья, да несчастье помогло”, т.е. у
каждого явления есть две стороны. Мы не можем
одинаково относиться к одному и тому же. Давайте сыграем в ролевую игру. Мы не зря с вами поделились на две группы: пессимистов и оптимистов. Представьте. Вот я вхожу к вам в класс и говорю: “Какое счастье – урок!” Пессимисты, скорее всего, скажут: “Это мрачная шутка?” - А оптимисты: “Это действительно счастье!” Посовещайтесь пару минут и выскажите своё мнение об уроке в соответствии со своей ролью. А в жизни ведь действительно всё начинается со школьного звонка. Вывод учителя:
Значит, получается, что в вашем отношении кроется истина. Предположим, что урок – это настоящее счастье. Если у вас есть цель в жизни, благодаря уроку вы сможете получить новые знания, хорошие оценки, самоутвердиться, сможете выбрать себе хороший вуз, престижную профессию, любимую работу и приносить счастье близким... |
Совещаются и выдвигают свои аргументы об уроке. |
||
Диоген. | Получается, что счастье
располагается в самом человеке. Ярким примером может служить поступок древнегреческого философа Диогена, прожившего часть жизни в бочке. Будучи человеком совсем не бедным, он отказался от всех благ и доказал, что счастье не в комфорте или сытости, а счастье живет в душе человека. И если человек чувствует себя счастливым, то ему и в бочке хорошо. Высказывание философа: “Счастье располагается только в самом человеке и нигде более, а значит, искать счастье каждому следует в самом себе – и нигде более”. |
||
Многие из нас считают, что
счастье – это быть богатым. Давайте представим,
что я волшебница и могу дать полное материальное
счастье: виллу, машину, драгоценности и даже
здоровье... Но с условием, что со всем этим до
конца жизни вы проживете на необитаемом острове.
Кто на это согласится? Следовательно, для счастья необходимо общение, нужен другой человек. |
Беседа. | ||
Зачитайте, пожалуйста, слова из
феликсологии о другом человеке. Большинство людей альтруисты по своей натуре. Вы знаете, кто такие альтруисты? Вот послушайте воспоминания молодого врача – практиканта: “В декабре к нам поступил больной...” Т.е. человек счастлив от того, что умеет сочувствовать, сопереживать, сострадать. |
Ребята зачитывают слова. Беседа. |
||
Ролик “Устами младенца...” | “Устами младенца глаголет
истина”. Давайте послушаем, как о счастье рассуждают дети, и еще раз убедимся, что оно совсем рядом в самых обыденных вещах. Учитель под музыку зачитывает высказывания детей. Даже дети знают, что истинное счастье – это сопереживание, сочувствие. |
Минутки релаксации. | |
А.С.Макаренко говорил, что
“Научить человека быть счастливым нельзя, но
воспитать его так, чтобы он был счастливым,
можно”. Примером этому служит вся наша классическая литература. Даже если нам выпало несчастье родиться в неблагополучной семье, воспитать себя счастливым человеком можно. В пример я приведу вам сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”. Вывод: ни материальное благо, ни власть, ни титул не могут принести счастье человеку, если он не научился любить, сочувствовать, сострадать, сопереживать, если в его душе не живет добро, а ,следовательно, положительные эмоции на происходящие события. И продолжаю мысль Диогена: “Когда люди предпочитают искать счастье вне своего “Я” - тогда легко ссылаться на невезенье и тяжелые обстоятельства”. |
Беседа с классом по элементам сказки. | ||
Давайте вернемся опять к уроку.
Например, вы получили двойку из-за зависящих от
вас обстоятельств. Кого вы обычно обвиняете? А когда классное мероприятие, к которому вы не готовитесь и ждете, что вас будет кто-то развлекать. Счастье – ведь это момент наслаждения жизнью, жизнь складывается из этих моментов. И если положительных моментов нет, мы начинаем винить обстоятельства или кивать на неудачу. В результате ищем иллюзию счастья. Вывод: всё в руках человека. Никакая иллюзия не может заменить человеку состояния счастья. Тайна счастья скрыта в отношении человека к жизни. |
Беседа с классом. | ||
На экране высвечивается СЕМИЦВЕТИК. |
В начале нашей беседы мы
составили цветики-семицветики. Давайте
посмотрим. Насколько близки мы оказались к
истине. Не появилось ли у вас желания что-либо
изменить в своих взглядах на счастье? Вы можете
поменять лепестки. А теперь давайте сравним с наукой. Как она называется? Если у вас всё сходится, значит, вы готовы к счастливой жизни. Если же что-то не срослось – вам есть над чем поработать. |
Ребята меняют лепестки. | |
Мы теперь знаем, где проживает
счастье? Как оно рождается? Давайте теперь построим ШКОЛУ СЧАСТЛИВЫХ. |
Групповая самостоятельная работа и совместно словесное рисование. | ||
Кто нам может построить школу
счастливых? Человек рожден для счастья как птица для полета. И только от нас зависит, будем ли мы с подрезанными крыльями лететь по жизни или будем парить над землей, наслаждаясь счастьем Игра “Волшебный стул” |
Ребята рассуждают. |