Цели:
- образовательные - сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования;
- развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными карточками и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;
- воспитательные - прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);
- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
Приемы:
- словесные методы (беседа, объяснение);
- практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);
- наглядный метод ( демонстрация презентаций).
Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа "Внешнее строение листа"
Ход урока
I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)
II. Актуализация знаний.
В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках.
Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:
- Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.
А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).
1. Допишите фразу:
- Лист дышит через ...
- Корневище, клубень, луковица – это ...
- В центре стебля находится ...
- Вода с минеральными веществами передвигается по ...
- Осенью листья опадают, этот процесс называют ...
Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).
2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/
1. Побег развивается из...:
а) Корня;
б) Стебля;
в) Почки.
2. Места прикрепления листьев к побегу называют...
а) Узлами;
б) междоузлиями.
3. После опадания листа на его месте на побеге остается...
а) почка;
б) новый побег;
в) листовой рубец.
4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют...
а) вегетативными;
б) генеративными.
5. Почки растений умеренной зоны, как правило, ...
а) не имеют почечных чешуй;
б) имеют почечные чешуи.
6. Из почки на побеге появляются...
а) корень;
б) лист;
в) новый побег.
7. Промежутки между листьями на побеге называются...
а) узлами;
б) междоузлиями.
Ответы: 1)-в; 2)-а;3)-в;4)-а;5)-б;6)-б;7)-б.
Учащиеся выставляют друг другу оценки.
III. Изучение нового материала
“Но не все одинаковые листья: различия много
Можешь ты в них отыскать , если рассмотришь ты их...”
И.В. Гете
немецкий поэт, философ, естествоиспытатель[2]
1. Рассказ учителя:
Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!.. [3].
Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!
Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/
Сегодня на уроке, мы:
- познакомимся с внешним строением листа;
- научимся отличать простые листья от сложных;
- какие функции выполняет лист;
- рассмотрим типы жилкования.
Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).
А на каком органе цветкового растения расположены листья?
Примерный ответ: На стебле.
Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?
Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).
Сообщение учащихся “Кое-что о листьях” (Рисунок 12 и Рисунок 13).
Скажите, какое листорасположение вы знаете?
Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).
Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы?..” Именно с Теофраста началось изучение листа.
Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.
Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/
Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/
Примерный ответ:
1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);
2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);
3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);
4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).
Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.
Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.
Учитель: Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. У основания черешка иногда имеется прилистник. Такие листья называют черешковыми /СЛАЙД 8-9/
У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/
Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.
Листья сидячие у однодольных растений.
Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.
Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал...) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.
По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:
- округлые;
- овальные;
- сердцевидные;
- игольчатые.(Рисунок 7)
По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/
- цельные;
- зубчатые;
- пильчатые;
- городчатые. (Рисунок 8)
Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу
Формы края листьев | Примеры |
Цельный | сирень, подорожник, драцена, фикус |
Зубчатый | яблоня, манжетка, клен |
Пильчатый | осина, крапива, береза |
Городчатый | дуб, вяз |
Проверка правильности заполнения таблицы с помощью слайда. /СЛАЙД 14/
Ребята, а теперь посмотрим видеоролик: что такое “простой лист” и “сложный лист” (Приложение1).
Обратите внимание на слайд. (Учитель делает выводы по слайду) /СЛАЙД 15/
- простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для сирени, клена, одуванчика, ромашки и др. растений;
- сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Такие листья у земляники, конского каштана, шиповника, желтой акации и т.д.
- Работая с гербарными экземплярами растений, отберите все сложные листья.
Они похожи друг на друга?
Выясняем, что сложные листья бывают нескольких видов /СЛАЙД 16/:
- тройчатосложные - имеют три листовых пластинки (клевер, земляника);
- пальчатосложные - состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан);
- перистосложные - имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда;
- непарноперистые - заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник);
- парноперистые - оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).
Работа с листьями комнатных растений.
Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?
(Четко выраженные жилки.)
Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить “листья-сеточки”. Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.
Расположение жилок на листе называется жилкованием.
Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех типов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях и гербарных листьях.
Ребята, перед вами комнатные и гербарные растения (драцена, фиалка, герань, монстера, клен, дуб, ландыш), определите тип жилкования, составьте схему.
Проверка правильности составление схемы с использованием тренажера (Приложение2) /СЛАЙД 17/
Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях.
- О чем может сказать тип жилкования?
Жилкование – признак однодольных и двудольных растений, но бывают исключения (вороний глаз).
Учащиеся самостоятельно выписывают в тетради признаки однодольных и двудольных растений по плану:
Строение семени, количество семядолей;
Тип корневой системы;
Жилкование листьев (Приложение3).
Сообщение учащихся о самых крупных и мелких листьях (Рисунок 3 и Рисунок 4).
II. Физминутка (Комплекс упражнений гимнастики для глаз) /СЛАЙД №18 /
III. Лабораторная работа “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение” (Инструкция на стр. 106 учебника). (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). /СЛАЙД №19 /
Заполнить таблицу:
Название растения | Листья простые или сложные | Жилкование | Листорасположение |
Липа. Шиповник. Конский каштан. Клен. |
Учащиеся заполняют таблицу.
- Учащиеся делают выводы по результатам лабораторной работы: /СЛАЙД №20/
- Лист состоит из листовых пластин, черешка, прилистника.
- Лист с черешком называют черешковым. Лист без черешка сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным.
- Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке сложным.
- Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми.
- Жилкование листьев может быть сетчатым, дуговым и параллельным.
IV. Закрепление знаний. /СЛАЙД №21 /
Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.
“Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое”.
Используя детали данного набора, выполните модели (по заданиям учителя). (Приложение 4)
V. Рефлексия /СЛАЙД №22 /
Сегодня на уроке:
- мне было трудно...
- сегодня я научился...
- самым интересным было...
VI. Составление учащимися синквейна “Листья”: /СЛАЙД №23 /
1. – одно существительное
2. – два прилагательных
3. –три глагола
4. –фраза из четырех слов
Слово – ассоциация к первой строке
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Выставление и комментирование отметок
IX. Домашнее задание /СЛАЙД №24 /:
1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.
2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме "Лист".
3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.
Спасибо за урок! /СЛАЙД №25 /
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ /СЛАЙД №26 /:
- Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 272 с.
- Преображенская, Н.В. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника “Биология. Бактерии. Грибы. Растения” / Н.В. Преображенская. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 79, [1] с : ил. (Серия “Учебно-методический комплект”).
- Федор Тютчев Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.- 344 с.
- Гете И.В. Избранные сочинения в 4-х томах. Т. 3. –М.: Изд-во “Наука”, 1985. – 482 с.
- Я иду на урок биологии - Ботаника: 6 класс: Книга для учителя /под ред. Ивановой Н.Г., Феоктистовой Н.Ю./ Серия: Библиотека Первого сентября: Я иду на урок. 2002.- 227 с.
- Интернет-ресурсы.