"Внешнее строение листа". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • образовательные - сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования;
  • развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными карточками и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • воспитательные - прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

Приемы:

- словесные методы (беседа, объяснение);

- практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);

- наглядный метод ( демонстрация презентаций).

Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа "Внешнее строение листа"

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)

II. Актуализация знаний. 

В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках. 

Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:

- Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.

А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).

1. Допишите фразу:

- Лист дышит через ...

- Корневище, клубень, луковица – это ...

- В центре стебля находится ...

- Вода с минеральными веществами передвигается по ...

- Осенью листья опадают, этот процесс называют ...

Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).

2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/

1. Побег развивается из...:

а) Корня;

б) Стебля;

в) Почки.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют...

а) Узлами;

б) междоузлиями.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается...

а) почка;

б) новый побег;

в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют...

а) вегетативными;

б) генеративными.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, ...

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются...

а) корень;

б) лист;

в) новый побег.

7. Промежутки между листьями на побеге называются...

а) узлами;

б) междоузлиями.

Ответы: 1)-в; 2)-а;3)-в;4)-а;5)-б;6)-б;7)-б.

Учащиеся выставляют друг другу оценки. 

III. Изучение нового материала

“Но не все одинаковые листья: различия много
Можешь ты в них отыскать , если рассмотришь ты их...”
И.В. Гете
немецкий поэт, философ, естествоиспытатель[2]

1. Рассказ учителя:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!.. [3].

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/

Сегодня на уроке, мы:

- познакомимся с внешним строением листа;

- научимся отличать простые листья от сложных;

- какие функции выполняет лист;

- рассмотрим типы жилкования.

Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).

А на каком органе цветкового растения расположены листья?

Примерный ответ: На стебле. 

Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).

Сообщение учащихся “Кое-что о листьях” (Рисунок 12 и Рисунок 13).

Скажите, какое листорасположение вы знаете?

Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).

3.jpg (93398 bytes)

Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы?..” Именно с Теофраста началось изучение листа.

Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.

Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/

Примерный ответ:

1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);

2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);

3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);

4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).

 Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.

Учитель: Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. У основания черешка иногда имеется прилистник. Такие листья называют черешковыми  /СЛАЙД 8-9/

У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/

4.jpg (49913 bytes)  

Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.

Листья сидячие у однодольных растений.

Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.

Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал...) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.

По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:

- округлые;

- овальные;

- сердцевидные;

- игольчатые.(Рисунок 7)

По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/

- цельные;

- зубчатые;

- пильчатые;

- городчатые. (Рисунок 8)

Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу

Формы края листьев Примеры
Цельный сирень, подорожник, драцена, фикус
Зубчатый яблоня, манжетка, клен
Пильчатый осина, крапива, береза
Городчатый дуб, вяз

Проверка правильности заполнения таблицы с помощью слайда. /СЛАЙД 14/

Ребята, а теперь посмотрим видеоролик: что такое “простой лист” и “сложный лист” (Приложение1).

Обратите внимание на слайд. (Учитель делает выводы по слайду) /СЛАЙД 15/

- простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для сирени, клена, одуванчика, ромашки и др. растений;

- сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Такие листья у земляники, конского каштана, шиповника, желтой акации и т.д.

- Работая с гербарными экземплярами растений, отберите все сложные листья.

Они похожи друг на друга?

Выясняем, что сложные листья бывают нескольких видов /СЛАЙД 16/:

- тройчатосложные - имеют три листовых пластинки (клевер, земляника);

- пальчатосложные - состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан);

- перистосложные - имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда;

- непарноперистые - заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник);

- парноперистые - оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить “листья-сеточки”. Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех типов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях и гербарных листьях.

Ребята, перед вами комнатные и гербарные растения (драцена, фиалка, герань, монстера, клен, дуб, ландыш), определите тип жилкования, составьте схему.

Проверка правильности составление схемы с использованием тренажера (Приложение2) /СЛАЙД 17/

Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях.

- О чем может сказать тип жилкования?

Жилкование – признак однодольных и двудольных растений, но бывают исключения (вороний глаз).

Учащиеся самостоятельно выписывают в тетради признаки однодольных и двудольных растений по плану:

Строение семени, количество семядолей;

Тип корневой системы;

Жилкование листьев (Приложение3).

Сообщение учащихся о самых крупных и мелких листьях (Рисунок 3 и Рисунок 4).

II. Физминутка (Комплекс упражнений гимнастики для глаз) /СЛАЙД №18 /

III. Лабораторная работа “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение” (Инструкция на стр. 106 учебника). (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). /СЛАЙД №19 /

Заполнить таблицу:

Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение
Липа.

Шиповник.

Конский каштан.

Клен.

     

Учащиеся заполняют таблицу.

  1. Учащиеся делают выводы по результатам лабораторной работы: /СЛАЙД №20/
  2. Лист состоит из листовых пластин, черешка, прилистника.
  3. Лист с черешком называют черешковым. Лист без черешка сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным.
  4. Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке сложным.
  5. Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми.
  6. Жилкование листьев может быть сетчатым, дуговым и параллельным.

IV. Закрепление знаний. /СЛАЙД №21 /

Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.

“Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое”.

Используя детали данного набора, выполните модели (по заданиям учителя). (Приложение 4)

V. Рефлексия /СЛАЙД №22 /

Сегодня на уроке:

- мне было трудно...

- сегодня я научился...

- самым интересным было...

VI. Составление учащимися синквейна “Листья”: /СЛАЙД №23 /

1. – одно существительное

2. – два прилагательных

3. –три глагола

4. –фраза из четырех слов

Слово – ассоциация к первой строке

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Выставление и комментирование отметок

IX. Домашнее задание /СЛАЙД №24 /:

1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.

2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме "Лист".

3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.

Спасибо за урок! /СЛАЙД №25 /

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ /СЛАЙД №26 /:

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учебных заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 272 с.
  2. Преображенская, Н.В. Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс: к учебнику В.В. Пасечника “Биология. Бактерии. Грибы. Растения” / Н.В. Преображенская. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 79, [1] с : ил. (Серия “Учебно-методический комплект”).
  3. Федор Тютчев Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1997.- 344 с.
  4. Гете И.В. Избранные сочинения в 4-х томах. Т. 3. –М.: Изд-во “Наука”, 1985. – 482 с.
  5. Я иду на урок биологии - Ботаника: 6 класс: Книга для учителя /под ред. Ивановой Н.Г., Феоктистовой Н.Ю./ Серия: Библиотека Первого сентября: Я иду на урок. 2002.- 227 с.
  6. Интернет-ресурсы.