Знакомство детей с русской народной игрушкой "Русская матрешка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у на живут,
Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.

В ней живёт ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.

Половинку открути
Плотную, притёртую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.

А внутри пустая,
В ней живёт шестая.
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.

– Сколько Вас, –
у них мы спросим.
И ответят куклы:
Восемь!

Немного истории.

“Мы уверены в том, – писала Е.Флерина, – что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики”.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребёнка. Точёная деревянная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

В 90-х годах позапрошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Звёздочкиным и расписана по эскизам художника Малютина. Кукла не походила на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике, с петухом в руках. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшка. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-то отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Все сразу полюбили весёлую матрёшку. Абрамцевские резчики по дереву принялись за работу. Вырезали матрёшек медленно, вручную, украшали выжиганием. И однажды появилась она на Сергиевском базаре.

Вот Машка, Дашка и Наташка –
Три штучки в одной кучке.
А сынок Ванюша
дома остался,
мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а там ещё одна! Вот так мастер! Любовались матрёшками многие, но купить могли только богачи. Потом сообразили, что гораздо легче вытачивать её на токарном станке. Токари изобрели специальные стамески, чтобы выбирать дерево из середины игрушки. Дело пошло быстрее. Изобретательные мастера придумывали разные формы матрёшек. Но фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.

– Тарарушки, тарарушки
Это русские игрушки,
Очень славные, да забавные,
Да нарядные, ненаглядные.
Русских много есть игрушек:
И коней, и погремушек,
Разноцветные флажки,
Расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке –
Это русские матрёшки.

Матрёшки.

В начале ХХ века производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке своеобразную форму и роспись. Она более стройная, вытянутый верх плавно переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие цвета. На её переднике всегда яркий большой цветок. Не похожа она на Загорскую матрёшку и чертами лица. Загорская матрёшка плотная, приземистая. Верх плавно переходит к утолщённому низу фигурки. Она в сарафане с вышитым узором, кофточке, платке.

Семёновский промысел дошёл и до села Полхов-Майдан, что в ста километрах от Мурома, где точили удлинённые маломестные или даже совсем неразъёмные матрёшки. В окраске одежды господствует малиновый, фиолетовый, розовый цвета. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые чередуются с красными точками ягод. Цвета грубоваты, резки, но необычно декоративны и своеобразны. Характерной особенностью этих матрёшек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрёшки также отличаются от других. У них более плавный контур, и как бы вытянутые пропорции.

Калининская матрёшка отличается и формой и росписью. Она более вытянутая, стройная. Роспись так же своеобразна. На её сарафанах нет цветов, нет яркой вышивки, а чаще всего эта матрёшка в шубке, или в тулупчике, в платке. Краски не яркие, очень часто сочетаются красный и чёрный цвета.

Работа с детьми.

Учитывая особенности матрёшки, я пытаюсь целенаправленно использовать эту игрушку в детском саду. Работа проводится с детьми старшей группы. Основные задачи, поставленные мной, можно сформулировать так:

  1. Научить детей различать виды матрёшек по месту производства и основным признакам – цвету, форме, узору.
  2. Выяснить влияние русской народной игрушки на эстетическое развитие дошкольника.

Для реализации этих задач используются следующие методы и приёмы:

  1. Рассматривание и описание детьми матрёшек.
  2. Рассказ воспитателя о матрёшках и её мастерах.
  3. Рисование матрёшек.
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Составление детьми рассказов с персонажем матрёшки.
  6. Дидактические игры.

Работа проводится в несколько этапов:

  1. Изучение представлений детей о матрёшке.
  2. Ознакомление детей с матрёшкой как с предметом народного творчества.
  3. Умение различать матрёшек по форме, цвету, узору, по месту производства.
  4. Составление сказок и рассказов о матрёшках.
  5. Использование детьми матрёшки в самостоятельной деятельности детей.

Рисование.

Мы с детьми рисовали матрёшек. Проведённая беседа помогла выяснить главное, на что надо обратить внимание: узор, цвет, форма. Дети рисовали матрёшек с удовольствием. Я не ограничивала детей в выборе красок. Анализ работ показал, что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

При сравнении видов матрёшек детям задавался вопрос, – На какой матрёшке больше понравился узор?

Выводы.

На основании проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Матрёшка является важным средством эмоционального воздействия на детей.
  2. Разнообразие видов матрёшек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей.