Формирование мотивации на уроке географии Тема: "Климат и человек, человек и климат". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


У любого педагога возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения как вообще, так и к своему предмету. Не секрет, что в последнее время школьный предмет география утратил былую значимость, а отсюда утраченный интерес, а соответственно и мотивация учащихся к предмету. Поэтому одной из главных задач учителя на уроке является мотивация учащихся к учению, выработке внутренних мотивов к познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая: раскрыть влияние основных климатических показателей на человека, особенности взаимодействия климата и человека.
  • Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительной литературой, картами атласа, развивать умение делать выводы, сопоставляя различные точки зрения.
  • Воспитывающая: через осмысление влияния окружающего мира на человека воспитывать позитивное бережное, трепетное отношение к природе, окружающей среде, формировать чувство товарищества, умение слушать и слышать друг друга.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

Этапы урока, время Деятельность Виды мотивации
Учителя Учащихся
Организационный момент – 1 мин. Приветствую учащихся. Проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку.
Изучение новой темы – 41 мин. – Перед тем как приступить к уроку, мы с вами должны определить его тему. Сейчас я вам предлагаю внимательно заслушать 3 статьи из разных источников информации.

Зачитываю 3 статьи (в приложении)

– ребята, кто готов сформулировать тему нашего урока?

Тема урока: Климат и человек

– Зная тему урока, сформулируйте цели урока.

Предлагаю самостоятельно сформулировать цели урока, опираясь на тему урока.

Цели урока обсуждаем, и я записываю задачи урока на доске.

Мы сегодня на уроке узнаем:

  1. Как климат влияет на человека
  2. Что такое агроклиматические ресурсы
  3. Влияет ли человек на климат
  4. Какие существуют неблагоприятные климатические явления

– Как вы думаете, как климат влияет на человека? Давайте вспомним, о чем речь шла в статьях, которые я прочитала (ураган, засуха, лесными пожары, отопительный сезон)

– Давайте подумаем, как климат влияет на развитие сельского хозяйства?

Сельское хозяйство.

Особенно велико влияние климата на сельское хозяйство. При этом выявляются определенные агроклиматические ресурсы для территории нашей страны.

Где на территории России самый продолжительный период с температурой выше 10 градусов? (Используем карту в учебнике – стр.102, рис.40, уч. В.П.Дронова, “География России” 8 класс)

Поскольку климат нашей страны весьма разнообразен, на ее территории можно выращивать различные по своим требованиям культуры:

– Теплолюбивые и влаголюбивые – чай и рис.
– Неприхотливые к теплу и влаге – овес.
– Требующий прохладного и влажного лета – лён.
– Кукуруза любит солнце (первые селекционные работы в России были начаты в период 1912–1918гг. на Амурском опытном поле).

Как мы уже сказали, климат влияет не только на сельское хозяйство, но и на транспорт.

– Как же климат может повлиять на транспорт? И почему в свое время одному из политических деятелей побывавшему в России пришла в голову такая мысль, ставшая в последствии “крылатой” фразой:– “В России нет дорог – только направления”;приписывается Наполеону I, а также Уинстону Черчиллю

Транспорт (дополнительная информация)

Климатические условия влияют и на сезонность работы водного транспорта. Большинство морских и речных портов нашей страны в зимнее время замерзают. Погодные условия (сильный снегопад, метели и туманы) вносят определенные коррективы в работу аэропортов.

В новороссийской бухте зимний ветер, сходящий с гор (бора) вызывает оледенение судов и портовых сооружений – что приводит их к поломке.

– А был ли кто-нибудь в городе Новороссийске? Есть ли отличия в жилищах южных районов от жилищ в северных районах нашей страны (или например, от московских)

Строительство (дополнительная информация).

Требования к характеру жилища во многом определяются климатическими условиями. Так, например, более северные районы в России при строительстве домов увеличивают толщину стен, остекление 2мя рамами, отопительный сезон круглый год.

В южных районах необходимы летние помещения: веранды, террасы.

На севере традиционные русские избы ставили на высоком фундаменте из-за высокого уровня снежного покрова. В районах с засушливом климатом – дома с плоскими крышами с высокими загнутыми бортами, а в районах где выпадает много осадков – дома строили с покатыми крышами.

– Кто может сказать, как климат влияет на быт людей и конкретно на Вас?

Быт людей (дополнительная информация):
Россия в силу своего географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:
– производство теплой одежды и обуви
– питание – животные жиры
– Кто знает, как климат влияет на здоровье человека и влияет ли конкретно на Ваше здоровье климат?

Здоровье людей (дополнительная информация).

Эксперты в области медицинской метеорологии, изучающие связь между погодой и человеческим организмом, убеждены, что многие из нас унаследовали от далеких предков защитный рефлекс, благодаря которому люди в древности узнавали о предстоящих резких изменениях погоды. Эта теория находит в Европе все больше поклонников. Даже возник специальный термин – "метеочувствительность". Пусковым механизмом может служить продолжительный дождь, сильный ветер, низкое атмосферное давление, холод, жара, а также резкая перемена погоды.

Мы с вами выяснили, как климат влияет на человека. Давайте вспомним как именно. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

– А человек может влиять на климат? Каким образом? Лично Вы влияете на климат?

Промышленные предприятия, транспорт и жилые кварталы выделяют тепло, повышающее температуру воздуха. Загрязняют воздух взвешенными частичками пыли. Эти частички служат ядрами конденсации воды, поэтому над городами небо часто покрыто облаками, чаще выпадают осадки.

По мере того как растительность в городе замещается зданиями, асфальтированными дорогами изменяется перераспределение выпавшей дождевой воды. В естественных условиях часть воды поглощается почвой и испаряется постепенно. В городах вода стекается в коллекторы и испаряется меньше. Когда на испарение идет меньше воды, относительная влажность воздуха падает, а температура повышается.

К этому вопросу мы еще вернемся и рассмотрим влияние человека на климат на примере г. Москва в 4 четверти.

Закрепление.

– А еще на территории России периодически возникают неблагоприятные климатические явления, с одним из таких явлений мы с вами столкнулись летом 2010 года и ощутили.

Некоторые из вас на прошлом занятие получили задание подготовить сообщения (на тему: неблагоприятные климатические явления на территории России).

Сейчас мы с вами прослушаем сообщения и тезисами отметим главные моменты у себя в тетради.

В конце урока я просмотри ваши тетради и поставлю вам отметку.

Слушают и делают выводы.

Записывают тему урока в тетради.

Формулируют цели урока.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Зарисовывают схему в тетрадь.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Записывают понятие в тетрадь.

Работают с учебником и картой.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Ученики подводят итог сказанного.

Отвечают на вопрос, рассуждают.

Один ученик подводит итог сказанного.

Внимательно слушают и записывают основную мысль.

Ученики подводят итог сказанного.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации.

Эмоциональные методы мотивации: создание ситуации успеха

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, “мозговая атака”

Эмоциональны метод: удовлетворения желания быть значимой личностью.

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований

Познавательные методы мотивации: познавательный интерес.

Социальный метод мотивации:

Взаимопроверка

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес.

Эмоциональный метод мотивации: создание ситуации успеха, “мозговая атака”

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт

Эмоциональны метод: удовлетворения желания быть значимой личностью

Волевые методы мотивации: самооценка деятельности и коррекция.

Эмоциональные методы мотива: стимулирующее оценивание.

Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес

Эмоциональный метод мотивации: “мозговая атака”

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований.

Волевые методы мотивации: самооценка деятельности и коррекция.

Эмоциональные методы мотива: стимулирующее оценивание.

Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований.

Организационный момент – 3 мин. Собираю тетради у 4–5 учеников. Выставляю отметки за урок, комментирую их. Оцениваю работу класса. Объясняю ДЗ. Записывают ДЗ в дневник. Эмоциональные методы мотива: стимулирующее оценивание.

Познавательные методы мотивации: выполнение творческих заданий.

На всех этапах работы использовался эмоциональный метод мотивации: поощрение.

Презентация.

Используемая литература

  1. Е.П.Ильин “ Мотивация и мотивы” Питер, 2000 г.