Цель урока: познакомиться с ходом Отечественной войны 1812 года, героями войны.
Задачи урока:
- выяснить, в чём заключался народный характер,
- развивать навыки работы с документами, картой,
- воспитание патриотизма.
Новые термины и даты: 1812год начало Отечественной войны, 26 августа 1812 года – Бородинское сражение. Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея.
Оборудование: карта “Отечественная война 1812 года”, презентация “Отечественная война 1812 года”.
План урока.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях, оставление Москвы.
- Партизанское движение, народный характер войны.
- Отступление французской армии.
Ход урока
Слово учителя:
1. Это была война не просто двух армий. Против Наполеона встал весь народ.
Работа с учебником (Д.К.2009 – стр 22). Выполните задания:
- найти и выписать причины войны, найти и выписать данные о численности армий.
- Подумайте, в чём достоинства и недостатки комплектования армий французов и русских.
- Каков характер войны для России и Франции?
Слово учителя:
С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько сапёров в лодке. К своему удивлению, они высадились на русский берег без препятствий. Там – мир; война – с их стороны; всё спокойно в этой чуждой стране, которая им была представлена такой угрожающей.
Работа с картой.
Отметьте на карте расположение русских армий, города Смоленск, Москву, реку Неман.
Слово учителя:
Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон сказал так: “Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву – я поражу её в самое сердце”. Вся переписка французских генералов в первый день кампании сводился к заботам о продовольствии и жалобами на недостаток его. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей было обычным явлением. Первоначально местом соединения 1 и 2 русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нём не удалось. Соединились русские армии в Смоленске. После ожесточённых боёв истерзанный и сгоревший город был оставлен по приказу командующего русскими армиями Барклая де Толли. Отступление вызвало недовольство в армии, его обвиняли и в измене. 8(20)августа 1812 года М.И.Кутузов был назначен новым главнокомандующим русской армии. В городах шло формирование ополчений в помощь армий.
2. Бородинское сражение.
Бородинское сражение – это центральное событие Отечественной войны 1812 года (Презентация. Слайда 2.)
Чтение определения терминов. (Слайд 3)
В Смоленске Наполеоном принято решение наступать на Москву и продиктовать Александру I условия мира. Для генерального сражения М.И.Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино. Перед Бородинским сражением силы противников приблизительно были равны.
(Слайды 4, 5)
Сражение началось в 5часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Была проведена атака на Багратионовы флеши, которые составляли левый фланг. Атаки следовали одна за другой, с перерывами в полчаса. Французам не удалось прорвать оборону на этом участке. В этом бою был смертельно ранен П.И.Багратион. С захватом флешей начался массированный артобстрел центра русской обороны-батареи Н.Н.Раевского. К 16 часам батарея была захвачена французами. Вечером Кутузов дал приказ перейти на новую линию обороны.
(Слайды 6, 7, 8)
Вот таким увидели сражение художники, таким его описали его участники сражения. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой, а для русской армии поражением.
(Слайды 9, 10, 11)
Цель Наполеона-разгром русской армии не была достигнута. Россия ликовала.
(Слайд 12)
Спустя полвека после этих событий Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” даст свою оценку событиям войны 1812 года.
(Слайд 13)
3. После Бородинского сражения в небольшой деревушке Фили в простой крестьянской избе состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву. На совете было принято решение оставить Москву. Без свежих сил, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. “Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна”. 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней покинуло город и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародёрство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Известно, что наполеон трижды предлагал Александру начать переговоры о мире. Но все письма остались без ответа.
(Слайд 1)
4. На защиту отечества народ поднимался в 1812 г., как свидетельствовали очевидцы, “не по распоряжению начальства”, а “сам собою” с первых же дней войны... После оставления Москвы народ стал вооружаться уже повсеместно. Война стала поистине народной. Поднимала народ на борьбу с нашествием прежде всего любовь к Родине, к земле своих предков – и к национальным святыням, как Москва, “мать городов русских”, и к домашнему очагу, поскольку “Наполеон попирал ногами у всех народов” их национальное чувство Русский народ ожесточался, видя, как враг разоряет родную землю, душегубствует, оскверняет храмы, превращая их в конюшни, и т. д. Сдача Москвы только усилила “остервенение народа”.
(Слайды 16, 17, 18, 19, 20)
Словарная работа: Слайд 21.
5. Сообщения учащихся об армейских партизанских отрядах, о Д.В.Давыдове, А.Н.Сеславине, А.С.Фигнере, И.С. Дорохове.
(Слайды 22–26)
О партизанах Кожиной Василисе, Курине Герасиме Матвеевиче.
Слайды 27–30.
6. Тарутинский маневр.
Работа с картой. Задание: отметьте Тарутино, Малоярославец. Таутинский маневр.
Слово учителя:
Пребывание в Тарутино позволило русской армии добиться материального и численного превосходства над противником. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем, который восемь раз переходил из рук в руки, решило вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Началось отступление французской армии по разорённой Смоленской дороге. Инициатива окончательно перешла в руки русских, они двигались параллельно, всё время угрожая французам отрезать пути отступления. В районе реки Березина остатки французской армии остатки наполеоновской армии перешли на другой берег. Наполеон бежал во Францию, чтобы собрать новую армию . 6 декабря 1812 года он был в Париже.6 января 1813 года Александр I издаёт манифест об окончании войны.
Дом. Зад. Ответить письменно на вопрос: “Каково было значение Отечественной войны”.
Приложение 1.
Д. В. Давыдов, тогда подполковник Ахтырского гусарского полка, обдумывал “выгоды партизанской войны”. 3 сентября при подходе армии к Бородину он получил от М. И. Кутузова отряд в 50 гусар и 80 казаков для разведывательных и диверсионных рейдов по тылам врага. Самым замечательным из партизанских отрядов, не только по своему составу и деятельности, но и по масштабам личности командира, был отряд Дениса Давыдова. Он был разносторонне талантливый и неотразимо обаятельный поэт, мыслитель и воин, воспетый чуть ли не всеми звездами русской поэзии первой трети XIX в. был одним из самых популярных в свое время людей России, чьи портреты украшали не только избы русского простонародья, но и кабинет Вальтера Скотта..
Прежде чем возглавить партизанский отряд, Давыдов успел отличиться в регулярных сражениях, но в ряд поистине легендарных героев Отечественной войны он встал именно как партизан.
Давыдов подобрал себе в отряде хороших помощников. Кадровый офицер с большим военным опытом, он внес в партизанскую службу регулярное начало: порядок, дисциплину, ответственность..
Крестьяне относились к Давыдову с особым доверием, помогая его отряду стать неутомимым и неуловимым; отряд Давыдова действительно был “вездесущ, как божья кара”
Партизаны Давыдова разрушали коммуникации противника, уничтожали его мелкие отряды, фуражиров и мародеров, захватывали транспорты, обозы и пленных, включая ценных “языков”. В бою Давыдов был беспощаден, но неоправданную жестокость к безоружному врагу пресекал.
Из других партизан 1812 г. ближе всех к Давыдову по характеру действий своего отряда и даже по личным качествам был Александр Никитич Сеславин (1780–1858).
Воин исключительной храбрости. Александр Самойлович Фигнер (1787–1813), о котором Наполеон отзывался так: “...немецкого происхождения, но в деле настоящий татарин” как воин он чуть ли не превосходил всех отвагой, предприимчивостью, “сметливостью сверхъестественной. Владея французским, немецким, итальянским и польским языками, Фигнер легко проникал под видом наполеоновского офицера в лагерь врага, собирал там для себя нужные сведения, а французам сообщал ложные и затем устраивал либо засаду, либо набег с богатыми трофеями.
Партизанских отрядов из крестьян было во много раз больше, чем армейских: только на Смоленщине – до 40.
Отряд Герасима Курина насчитывал почти 6 тыс., Ермолая Четвертакова – 4 тыс., Федора Потапова – 3 тыс. По существу едва ли не все крестьяне, причем обоего пола, способные носить оружие, становились тогда в зоне военных действий партизанами. “У нас одни старухи не воюют, а прочих не удержишь – все бойцы”. Именно так и было.