Система проектной деятельности в школе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Современная реформа отечественного образования предполагает три основных направления в реформировании традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное. Первые два направления определяются нормативными документами, третье направление, на наш взгляд, сегодня полностью зависит от организации образовательного процесса в конкретной школе, от каждого конкретного учителя, от того, как он умеет организовать образовательную деятельность каждого школьника, построить отношения с учениками и его родителями.

При этом следует учитывать, что во время обучения отношение учащихся к образовательной деятельности меняется, и часто не в лучшую сторону. Особенно сложной ситуация становится в подростковом возрасте, когда у большинства учащихся существенно снижается учебно-познавательная мотивация. Урок для таких школьников становится не эффективной формой обучения, а скучной обязанностью. Чтобы подросток относился к учебе осознанно, учение и научение должны приобрести для него личностный смысл. Мы считаем, что, прежде всего, необходимо создать такие условия для формирования внутренней мотивации, чтобы каждый учащийся осознавал важность учения для себя лично, своей будущей жизни, испытывал интерес к процессу познания, был готов мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности, нашел поддержку в своем круге общения. При этом необходимо научить каждого ребенка простраивать индивидуальные образовательные траектории в соответствии с собственными интересами, способностями и возможностями и запросами социума, общества, государства. Важно, чтобы каждый имел возможность включиться в этот процесс, перестал быть пассивными участниками и перешел к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой. Как это возможно сделать в условиях современной школы: стандарт определен, содержание и организационные условия только начинают изменяться…

С нашей точки зрения, сегодня в школе именно реализация проектной работы позволит организовать процесс, когда ученик на основе полученных знаний готов решить практические жизненные задачи, интересные и значимые личностно, ему интересно продолжать учиться, он постепенно овладевает все более разнообразными и совершенными способами познания, в его окружении эти знания востребованы, он может сделать жизнь окружающих людей интереснее, и, может быть, добрее, он видит перспективы своего развития и понимает, что для этого ему нужно сделать. Поэтому мы стремимся, чтобы каждый школьник нашей школы в течение года реализовал посильный для него проект. При этом понимаем, что часть краткосрочных проектов будет реализована в ходе предметных уроков под руководством учителя-предметника, часть в системе воспитательной работы, так как регулярно проводятся тематические классные часы и праздники, а традиционные школьные мероприятия распределены по параллелям. При этом мы считаем, что наиболее эффективной формой реализации системы проектной работы в рамках школы является деятельность клубов, обществ, групп по интересам, где сформирована система образовательных ценностей, создана единая нравственная направляющая жизни школьника, определено общее направление поиска, задан общий тон интересного, живого, развивающего общения.

В нашей школе функционирует самоуправление «Содружество» (слайд № 2), которое позволяет школьникам принимать активное участие в организации образовательного пространства, позволяет эффективно реализовать социальные практики.

В 2007 году в нашей школе в рамках самоуправления «СОДРУЖЕСТВО» было организовано школьное проектное бюро «Лидер» (слайд № 3). Это часть общей системы, форма организации образовательной деятельности на основе интеграции урочной и внеурочной работы при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Главная задача – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свои умения, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате – достигать желаемых результатов. Работа «Содружества» определена шестью направлениями деятельности, что позволяет создать условия для того, чтобы подросток нашел для себя дело по душе. В свою очередь, ШПБ организует деятельность по пяти направлениям и имеет нормативные документы (слайд № 13). Каждый ученик в проектном бюро или выполняет практические, проектные, исследовательские работы, или готовится к олимпиадам, конкурсам, или организует школьные традиционные мероприятия. Осваивает графический редактор КОМПАС (слайд № 10). В рамках ШПБ учащиеся изучают различные графические редакторы и программы (ActivInspire, SmartNotebook, КОМПАС 3DLT, PowerPoint, PHotoShope). В рамках ШПБ «Лидер» создаются проекты по четырем основным направлениям (слайд № 4):

  1. Проекты дидактического характера
  2. Проекты-презентации
  3. Научно-ориентированные проекты
  4. Социально значимые проекты

Каждый школьник имеет возможность реализовать свои представления о том, каким должен быть урок, его наглядно-дидактическое сопровождение. Ежегодно реализуется серия дидактических проектов. Например, проекты «Превращения прямоугольного параллелепипеда», «Построение сечений многогранников», «Стереометрические превращения» активно используются учителями на уроках графики и геометрии (слайд № 5).

Проекты «Уникальное хранилище» (о народных промыслах), «Азбука нравственности», «Наука за МИР», «Симметрия в изделиях из бисера» разработаны для проведения тематических классных часов (слайд № 6).

Проекты «Георгиевская лента», «Нет наркотикам», «Осторожно с открытым огнем!», «Школьная скамейка» – социально-значимые проекты, реализованные в рамках празднования Дня Победы, Недели права, Дней защиты детей, акций по благоустройству школьного двора (слайд № 7).

Важно, что школьник в ходе выполнения работы находит группу единомышленников, приобретает позитивный опыт взаимодействия, становится консультантом, тьютором для младших ребят. Уже сегодня, отвечая за свою работу и работу товарища, школьник принимает на себя ответственность за ее результаты.

Свои результаты и достижения учащиеся демонстрируют на ежегодной школьной научно-практической конференции, которая каждый год посвящена тому или иному важному научному событию: «300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова»; «50-летие со дня первого полета в КОСМОС» и т.п. (слайд № 11).

Использование социо-культурных возможностей города, взаимодействие с научным потенциалом вузов позволяет школьнику в процессе работы увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем, сделать первые шаги в направлении своих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Ежегодно старшеклассники принимают участие в конференции МГТУ им. Баумана, становятся ее победителями и призерами. Научно-ориентированные проекты, которые выполнены участниками конкурса «Шаг в будущее», свидетельствуют о высоком уровне образовательных компетентностей учащихся (слайды № 8; 9).

Также авторы проектов принимали участие во всероссийской конференции-выставке НТТМ (г. Москва, ВВЦ), в межрегиональных конференциях ИТО в городах Москва, Дубна, Троицк (слайд № 12).

Тьюторское сопровождение, консультативная поддержка, разновозрастное сотрудничество, работа в различных инициативных группах по реализации проектов разной направленности помогает школьнику достигать значимых для него целей в оптимальное время путем развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Поддержка учителя и консультантов, совместная деятельность заинтересованных в общем и личностном результате людей, позволяет поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.
Возможность в общении определить проблемное поле, подобрать и отработать методики и технологии практического решения проблемных ситуаций, построить сотрудничество со старшим, учителем, родителем, преподавателем вуза, взрослым создает условия для реализации компетентностных подходов в образовании.