Цель урока:
1) Дать представление о зимующих птицах и их значении зимой.
2) Познакомить с мероприятиями по охране птиц.
3) Воспитать бережное отношение к птицам.
4) Активизировать работу учащихся с дополнительным материалом по теме.
5) Учить работать в группах.
Оборудование: Презентация, плакат с изображением зимующих птиц, кормушки, энциклопедическая литература, правила поведения в природе (в рисунках), физическая карта (указаны места перелета птиц), проекты, подготовленные учащимися.
Ход урока
1. Организационный момент (дети разделены на группы: 1-я группа орнитологи, 2-я группа зоологи).
Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и печужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Тема урока (определяют дети).
У. Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык зверей и птиц.
(Дети показывают спектакль.)
Белка. Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь. Кто у кого больше стащит? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
У. На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?
Лиса. Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубке щеголяет, белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
У. Ребята, а как же звери готовились к зиме?
(На вопрос отвечают зоологи, орнитологи, пользуясь своими проектами.)
У. Но все ли обитатели природы,знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.
(Выступления детей.)
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут печужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
У. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни зимы, ни осени?
(На вопрос отвечают группа орнитологов.)
Запись на доске.
Орнитологи. Многие птицы улетают от нас на зиму за тридяветь земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают на юг, в Китай жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
(Учитель открывает конверт и зачитывает письмо от птиц.)
У. Как помочь птицам?
Орнитологи. Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем корятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный. В лесу тихо.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы дождались
Наших северных гостейЗимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тиш,
А на вырубках, на липка,
Отзовется бойкий чиж.Я б могла еще так много
Про лесных сказать певцов
Как средь стужи и морозов
Вывел клест своих птенцов.Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда-то
Ярко красные щуры.Как, рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
(По ходу чтения стихотворений появляются рисунки птиц.)
У. Кроме этих птиц у нас остается зимовать и хорошо вам известные. Какие?
(Отвечают группы зоологов и орнитологов.)
Не страшна зима птицам ели есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют грозди рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из– под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её. А еще зимой в лису есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.
(Сценка. Играют дети.)
Дятел. Чего ты, клёст, визжиж? Обидели тебя, что лиъ?
Клёст. Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел. Нашёл время радоваться…
Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. В такой мороз птенцы! Да они замерзнут!
Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать, греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки, еще и весело.
У. Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Группы зоологи, орнитологи.
Орнитологи. Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется. И все же птицы не редко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц, выживаю две, и чтобы помочь им, мы должны подкармливать птиц.
3. Практическая работа.
У. Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.
(Дети рассматривают образцы семян, лежащие на партах в конвертах.)
У. Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы знать, какие птиц, что любят.
На доске.
Семена для птиц.
Подсолнечника (все птицы) |
Овес, овсянки (синицы) |
Арбузы (синицы, поползни) |
Пшена, проса, овсянки (воробьи, синицы) |
Тыквы, дыни, кабачков (поползни, синицы, воробьи) |
Кедровых орешков (поползни, дятлы) |
Рябины, калины (снегири, свиристели) |
Лона (все птицы) |
Клевера (щеглы, воробьи, синицы) |
У. Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птицы довольны нашими семенами. Давайте послушаем разговор птиц.
(Сценка. Играют дети.)
Сорока. Тра-та-та-та-та-та. Что я видела, что я слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, не благодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол. Семечки и конопля в столовой не давленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!
Синица. Сало салу рознь. Могли бы вывесить не соленое. У нас от соленого животы болят.
Клест. Остался голодный, Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семечки?
Группа орнитологов. Успокойтесь птицы. Все будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка, смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разные.
(Демонстрация слайдов.)
У. Теперь вы знаете какие можно сделать кормушки, кто еще не сделал сделайте.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
У. Когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут.
(Учитель включает запись с голосом зимующих птиц.)
4. Итог урока.
У. Итак, сегодня мы познакомились с жизнью зимующих зверей и птиц. Как приспосабливаются к зиме животные? (Итог подводит группа зоологов.)
У. Какие птицы у нас остаются? Почему у нас зимуют? (Итог подводят группа орнитологов.)
У. В заключение урока разгадайте кроссворд.
1. Эта птица выводит птенцов зимой. (Клёст.)
2. Без него птицы не летают. (Крыло.)
3. Он заменяет птице и руки и рот. (Клюв.)
4. Дом птиц. (Гнездо.)
5. Птицы с красной грудкой. (Снегирь.)
6. Продолбил себе дупло, в нем и сухо и тепло. (Дятел.)
7. По ночам она летает, спит на дереве лишь днём. (Сова.)
У. Когда вы придете домой, что вы сделаете первым делом?
Дети. Покормим птиц.
У. Я приготовила вам для этого семена. (Раздает конверты с семенами.) И на память о нашем уроке раскрасть этих птиц (дарит раскраски “Птицы”).