Цели урока:
Формирование предметных универсальных учебных действий: расширение круга детского чтения произведениями о родной природе; формирование умения правильно называть произведение, самостоятельно определять его жанр и тему; формирование читательских умений в разных видах деятельности: применение литературоведческих понятий (рифма, пауза, логическое ударение) в процессе работы над выразительностью стихотворения; обогащение речи учащихся за счет выразительных средств языка (эпитетов, олицетворений, метафор, сравнений); развитие навыков выборочного чтения (работа с иллюстрациями) и поисковое чтение (какие картины рисует поэт); формирование представления о симметрии, симметричных фигурах, осевой симметрии; формирование представления о симметрии в окружающем мире и умения видеть явление симметрии; развитие умения работать в графическом редакторе Лого.
Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области литературы, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе; научить выделять точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении; воспитание чувства сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие внимания, наблюдательности, памяти; развитие фантазии и воображения; развитие речи; развитие познавательного интереса.
Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Оборудование и учебные материалы: ПК, программа “ЛогоМиры-3”, учебник “Литературное чтение для 2 класса” и рабочая тетрадь, автор – Л.А. Ефросинина, зеркала, конверт с письмом Деда Мороза и заданием.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел уже звонок. Начинаем мы урок. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работоспособности на уроке.
2. Введение в тему. Письмо от Деда Мороза.
– На прошлом уроке мы с вами побывали в гостях у сказочного Деда Мороза и узнали, что он очень любит симметрию, которая помогает ему создавать порядок, красоту и совершенство. Поэтому он использовал её для построения своего терема.
А сегодня он прислал нам письмо.
Учитель вскрывает конверт с письмом и фотографией Деда Мороза.
Дед Мороз даже прислал нам свою фотографию.
Давайте, прочитаем, что он нам пишет.
Дорогие ребята!
Поздравляю вас с Новым годом! Желаю здоровья, успехов и много радости!
Хотел было подарить вам ёлку и нарядить её, но не смог, не получилась у меня симметрия. Когда – то очень давно я читал стихотворение С.Я.Маршака о ёлке. Там
говорилось, как её можно украсить. Только память плохая стала, и я забыл это стихотворение. Знаю, что вы много читаете и многое знаете. Найдите стихотворение, изучите его и узнайте, как ёлочку можно красиво украсить. Подготовьте игрушки для ёлочки, нарядите её, только симметрично. А если что-то новое узнаете о симметрии, то напишите мне письмо. Я буду ждать.
Дед Мороз!
– Ну, что ж, ребята, уважим Деда Мороза?
3. Тема и цели урока.
– Какие задания нам задал Дед Мороз? Чем мы будем заниматься?
(1. Надо изучить стихотворение; 2. Подготовить игрушки; 3. Нарядить елочку; 4. Узнать новое о симметрии)
4. Знакомство с новым произведением.
4.1. Знакомство с названием этого произведения.
– Как мы сможем найти произведение, которое просит изучить нас Дед Мороз? (по содержанию) Какая страница учебника нам нужна? Открываем.
4.2. Чтение произведения.
Чтение учителем и хорошо читающими детьми. (с.64)
4.3. Беседа после первичного восприятия.
– Понравилось ли вам произведение?
– Что особенно понравилось и запомнилось? Какие слова и выражения?
Задание 1 в тетради стр. 75. Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение? Укажите.
5. Работа с текстом произведения. Выразительные средства языка.
5.1. Наблюдение за точным авторским словом. (Метафора)
– Прочитайте, как начинается стихотворение. (В декабре, в декабре все деревья в серебре.)
– Какую картину вы представляете? Что это значит “все деревья в серебре”? (Снег на деревьях блестит, переливается, искрится, сверкает)
– Можно ли заменить эти слова, попробуем (Серебро на сверкающий снег, деревья искрятся.)
– Красиво получилось у нас? Почему нельзя? (Нет рифмы, не будет сравнения снега с серебром, скучно, однообразно)
5.2. Работа с рифмами и олицетворениями.
– Выполним задание 2 в тетради с 75.
– Вставьте пропущенные слова. Укажите рифму: подчеркните последние слова в строчках и соедините стрелкой рифмующиеся строчки. (Сначала – перестала, тепла – ожила)
– Подумайте, почему автор говорит, что ёлка “плакала сначала”? (Она в лесу замёрзла, её ветки были покрыты инеем, снегом, льдинками, а в доме снег растаял и с веток закапала вода)
– Докажите, что о ёлке поэт говорит, как о человеке. Прочитайте строки, где об этом говорится. (Плакала, плакать перестала. Задышала, ожила, дрожат)
= Такой приём в литературе называется олицетворением, когда неживой предмет представляется нам, как живой.
– Какой ещё предмет в стихотворении тоже оживает? (Огоньки) Прочитайте.
5.3. Работа с лексическим значением слов. Описание природы.
– Какие картины природы рисует поэт? Прочитайте.
– Что значит “речку вымостил мороз”? (Заморозил воду, мост изо льда сделал, с одного берега до другого)
– Как вы понимаете эти строки “обновил коньки, салазки”?
= За лето лезвие коньков и санок имеет такую особенность ржаветь и тупиться, а когда наступает зима, от многократного скольжения по снегу и льду, лезвие опять становятся гладким, острым, блестящим, как новым.
6. Работа над выразительностью.
6.1. Определение цели чтения.
– А теперь давайте потренируемся в выразительном чтении стихотворения.
– Подумайте, что мы хотим показать слушателям? (Хорошее настроение, радость, восхищение ёлочкой, волнение о предстоящем празднике).
6.2. Расстановка пауз. Работа в парах.
– Хочу обратить ваше внимание на некоторые строки расстановку в них пауз. Возьмите простой карандаш и отметим паузы.
Чуть дрожат её иголки, /
На ветвях огни зажглись: //
Как по лесенке, / по ёлке
Огоньки взбегают ввысь. //
Блещут золотом хлопушки. /
Серебром / звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый / огонёк. / /
В остальных строчках расставьте паузы в паре с соседом. Проверка.
6.3. Пробное чтение соседу по парте и чтение для всего класса.
– А теперь попробуйте прочитать это стихотворение с передачей настроения.
7. Промежуточное подведение итогов.
– Итак, с каким произведение мы сейчас работали? Первую часть задания Деда Мороза мы выполнили.
8. Работа с симметричным построением предметов.
– Посмотрим, что же еще прислал нам Дед Мороз?
На столе у вас елочные игрушки, да не простые – волшебные.
Как волшебство их разгадаем, так и тему урока узнаем.
– “Что же в них волшебного?” – спросите вы. А вот что. Возьмем зеркальце, приложим к нему любую половинку игрушку.
– Что же вы увидели?
– Посмотрите, половинка фигуры, отраженная в зеркале, дополняет ее до целой.
– Зеркало помогло нам прикоснуться к удивительному явлению, которое называется симметрия.
– Как вы назовете фигуры, состоящие из двух одинаковых половинок? (симметричные)
– Зеркало или прямая, их разъединяющая, называется – осью симметрии.
– Итак, тема нашего урока Ось симметрии (записать в тетрадь)
– Подумайте, если мы видели в зеркале половинку фигуры, дополняющую игрушку до целой, может быть можно обойтись без зеркала? А как? (обсудить)
Достаточно развернуть фигурку слева направо
– Начертите в тетради вертикальную линию (по линии клеток)
– Выберите любую понравившуюся вам игрушку. Приложите половинку игрушки к прямой линии.
– Обведите шаблон в тетради.
– Разверните половинку слева направо, приложите к вертикальной линии с другой стороны и обведите половинку еще раз.
– Что у вас получилось? (целая игрушка)
– Как называется прямая, разъединяющая игрушку на две одинаковые части? (ось симметрии)
9. Физкультминутка
Будь зеркальным отражением,
Повторяй мои движения –
Раз, два, три –
И снова повтори!
(Учитель показывает движения – дети отображают их).
Молодцы! Присаживайтесь.
10. Практическая работа на компьютере. Выполним 3 задание Деда Мороза.
– Задание: дорисовать симметричную елочку на ПК и украсить ее игрушками
- Откройте папку к уроку и выберите работу “Елочка”.
- Дорисовать елочку симметрично. Какой инструмент поможет вам это сделать? Выберите его и дорисуйте симметричную часть елочки.
- Украсите елочку игрушками. Вешать игрушки на елку надо симметрично. Что для этого надо сделать? (захватить игрушку, перетащить на ветку, с другой стороны на симметричную ветку повесить такую же игрушку)
11. Взаимопроверка.
– Поменяйтесь местами со своим соседом. Проверьте его работу. Если игрушки висят симметрично, щелкните по ним. Что произошло с елочными игрушками? (изменяют цвет)
– Вернитесь на свои рабочие места. Поднимите руки, у кого все елочные игрушки изменяют цвет. Как они расположены на елке? (симметрично)
12. Итог урока.
– С каким понятием мы сегодня познакомились на уроке?
– Что такое ось симметрии? Какое произведение помогло нам нарядить ёлку?
– Спасибо за урок!