Защита межпредметного группового практико-ориентированного проекта "Составление электронного учебного пособия по теме "Местоимения". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: сценарий, презентация, проект, ИКТ, обобщение, электронное пособие, защита проекта, разряды местоимений, правописание, личные, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, указательные, определительные


Методический паспорт учебного проекта

Тема проекта связана с развитием лингвистического кругозора.

Цели образовательные и воспитательные:

- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

- воспитание у детей внимания и интереса к языку, его истории;

- организация деятельности как индивидуальной, так и групповой.

Задачи учебно-педагогические:

- развитие интереса к предмету;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

- интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения русского языка, литературы, истории, информатики, изо, технологии;

- развитие творческих способностей;

- развитие эстетического вкуса.

Возраст учащихся: 6 класс.

Время работы над проектом: апрель (шаблон графика проведения уроков – Приложение 1).

Форма работы: урочно-внеурочная.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: мультимедийное оборудование, школьная и домашние библиотеки, интернет, информационная поддержка родителей.

1. Дополнительно привлекаемые участники: преподаватели информатики, изо, библиотекарь, преподаватели технологии (изготовление костюмов для презентации на уроках труда).

2. ЗУН и общеучебные навыки:

  • владение устной и письменной речью;
  • владение определенными знаниями по русскому языку, информатике.
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
  • умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети интернет);
  • умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы;
  • умение демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).

3. Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.

4. Предполагаемые приращения:

- новое содержание по темам: “Лексика. Словарный состав языка”, “Этимология местоимений”, “Научный стиль речи. Термины”, “Толковые словари. Словарная статья”, “Развитие речи. Письмо”;

- новые практические приемы: поиск научного материала в учебниках, энциклопедиях, толковых словарях, словарях - справочниках, сети интернет;

- новые коммуникативные навыки

5. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: вдумчивое освоение новых научных понятий, орфографическая грамотность учащихся при изучении правописания местоимений.

6. Развитие навыков:

- самостоятельной работы с научными источниками,

- самостоятельного принятия решений;

- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;

- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;

- самоанализа и рефлексии.

Осуществление учебного проекта

1 этап: погружение в проект

“Мозговой штурм”: знакомство с разрядами местоимений, составление кластера в рабочем “Справочнике ученика” (кластер содержит более подробную теоретическую информацию, чем представленный ниже рисунок, который выводится на интерактивную доску).

Рисунок 1. Знакомство с параграфами учебника, посвященными теме.

2 этап: подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования.

3 этап: планирование

  • определение источников информации;
  • определение способов сбора и анализа материалов;
  • определение способов представления результатов;
  • создание банка идей и предложений;
  • разделение задач (создание рабочих групп по 2 человека, распределение обязанностей между членами команды):

1 команда – “Личные местоимения”

2 команда – “Возвратное местоимение”

3 команда – “Притяжательные местоимения”

4 команда – “Вопросительные местоимения”

5 команда – “Относительные местоимения”

6 команда – “Неопределенные местоимения”

7 команда – “Отрицательные местоимения”

8 команда – “Указательные местоимения”

9 команда – “Определительные местоимения”

(Шаблон распределения заданий – Приложение 2)

  • что есть и что нужно сделать?
  • составление презентации из 10 слайдов по схеме:

Слайды.


пп
Наименование слайда
1 Разряд местоимений и авторы презентации
2 Перечислить местоимения
3 Происхождение местоимений
4 Грамматическое значение местоимений
5 Изменение местоимений
6 Синтаксическая роль местоимений
7 Употребление местоимений в речи
8 Сочинение “Благодарственное письмо … разряду местоимений”
9 Тест или упражнение
10 Юмор, рисунок и пр.

Приветствуются находки, делающие презентацию и выступление занимательными, яркими, весёлыми, увлекательными.

Начать своё выступление надо с визитной карточки (образцы визитных карточек – Приложение 3). Для визитной карточки надо продумать детали костюма.

Можно сделать рекламную паузу

4 этап: исследование

Собирается и обсуждается материал, составляется план действий, готовится проект презентации.

Задание №1. Сбор материала

Информация собирается учениками, записывается на бумажных листах А4 (эскизы слайдов) и оценивается учителем.

Слайды № 1-2. (Для всей команды, на уроке, консультирует и направляет учитель)

По учебнику “Теория”, по кластеру в “Справочнике ученика” выбрать местоимения нужного разряда, изучить имеющийся теоретический материал. Сделать эскизы слайдов.

Слайд № 3. (Распределить задания в команде, внеурочно, самостоятельно)

Происхождение, исторические, устаревшие формы. Найти в разных источниках научную информацию по своей проблеме. Использовать при сборе материла учебники, энциклопедии, интернет; консультироваться с учителями – предметниками, библиотекарем, родителями и пр. Найденную информацию записывать в эскиз слайда.

Слайд № 4-6. (Для всей команды и для каждого члена команды)

По учебнику “Теория”, по кластеру в “Справочнике ученика” выбрать необходимый материал о грамматическом значении, изменении и синтаксической роли данного разряда местоимений. Сделать эскизы слайдов.

Слайд № 7. (Для всей команды и для каждого члена команды)

В различных источниках найти материал для слайда об употреблении местоимений данного разряда в речи.

Слайд № 8-9. (Распределить задания членам команды)

Подбор или составление серьезного или веселого теста о местоимениях своего разряда и написание сочинения – “Благодарственного письма” местоимению своего разряда.

Слайд № 10. (Для всей команды и для каждого члена команды.)

Найти иллюстративный материал для будущей презентации по теме в виде серьезных или веселых иллюстраций, картинок, шуток и пр. Сделать собственные иллюстрации.

Задание №2 Составление презентации (для всей команды)

На основе эскизов слайдов составляется презентация в электронном виде, а также оформляется папка с собранными рукописными и печатными материалами.

Консультации с учителем информатики, оценка им качества презентации.

Задание №3 Подготовка выступления (распределить задания между членами команды)

Подготовить выступление команды для “Защиты проекта” с представлением результатов исследования:

- оформление кабинета;

- костюмы;

- презентации;

- визитные карточки;

- рекламные паузы и пр.

5 этап: результаты и выводы

Представляются рабочие материалы для презентации, уточняется, анализируется собранная информация, продумывается оформление. Назначаются оппоненты - учащиеся параллельного класса (шаблон распределения заданий-вопросов для оппонентов – Приложение 4).

6 этап: презентация

Результаты представляются на обсуждение на ученом совете 6-классников (сценарий заседания учёного совета 6-классников – Приложение 5) в виде презентации (образцы ученических презентаций - Приложение 6), а также в устной форме в виде кратких сообщений по слайдам (схема выступления на защите своей презентации – Приложение 7)

7 этап: оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учителя (рецензенты - члены жюри) оценивают активность работы учащихся, креативность, качество и объем использованных источников, качество отчета (таблицы для оценивания рецензентами результатов работы команд и отдельных учащихся – Приложение 8) .

Фотографии с урока - заседания учёного совета 6-классников – Приложение 9.