Методический паспорт учебного проекта
Тема проекта связана с развитием лингвистического кругозора.
Цели образовательные и воспитательные:
- вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
- воспитание у детей внимания и интереса к языку, его истории;
- организация деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Задачи учебно-педагогические:
- развитие интереса к предмету;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения русского языка, литературы, истории, информатики, изо, технологии;
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса.
Возраст учащихся: 6 класс.
Время работы над проектом: апрель (шаблон графика проведения уроков – Приложение 1).
Форма работы: урочно-внеурочная.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: мультимедийное оборудование, школьная и домашние библиотеки, интернет, информационная поддержка родителей.
1. Дополнительно привлекаемые участники: преподаватели информатики, изо, библиотекарь, преподаватели технологии (изготовление костюмов для презентации на уроках труда).
2. ЗУН и общеучебные навыки:
- владение устной и письменной речью;
- владение определенными знаниями по русскому языку, информатике.
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети интернет);
- умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы;
- умение демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию).
3. Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
4. Предполагаемые приращения:
- новое содержание по темам: “Лексика. Словарный состав языка”, “Этимология местоимений”, “Научный стиль речи. Термины”, “Толковые словари. Словарная статья”, “Развитие речи. Письмо”;
- новые практические приемы: поиск научного материала в учебниках, энциклопедиях, толковых словарях, словарях - справочниках, сети интернет;
- новые коммуникативные навыки
5. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: вдумчивое освоение новых научных понятий, орфографическая грамотность учащихся при изучении правописания местоимений.
6. Развитие навыков:
- самостоятельной работы с научными источниками,
- самостоятельного принятия решений;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта
1 этап: погружение в проект
“Мозговой штурм”: знакомство с разрядами местоимений, составление кластера в рабочем “Справочнике ученика” (кластер содержит более подробную теоретическую информацию, чем представленный ниже рисунок, который выводится на интерактивную доску).
Рисунок 1. Знакомство с параграфами учебника, посвященными теме.
2 этап: подготовка
а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
б) выдвижение гипотезы их решения;
в) обсуждение методов исследования.
3 этап: планирование
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа материалов;
- определение способов представления результатов;
- создание банка идей и предложений;
- разделение задач (создание рабочих групп по 2 человека, распределение обязанностей между членами команды):
1 команда – “Личные местоимения”
2 команда – “Возвратное местоимение”
3 команда – “Притяжательные местоимения”
4 команда – “Вопросительные местоимения”
5 команда – “Относительные местоимения”
6 команда – “Неопределенные местоимения”
7 команда – “Отрицательные местоимения”
8 команда – “Указательные местоимения”
9 команда – “Определительные местоимения”
(Шаблон распределения заданий – Приложение 2)
- что есть и что нужно сделать?
- составление презентации из 10 слайдов по схеме:
Слайды.
№ пп |
Наименование слайда |
1 | Разряд местоимений и авторы презентации |
2 | Перечислить местоимения |
3 | Происхождение местоимений |
4 | Грамматическое значение местоимений |
5 | Изменение местоимений |
6 | Синтаксическая роль местоимений |
7 | Употребление местоимений в речи |
8 | Сочинение “Благодарственное письмо … разряду местоимений” |
9 | Тест или упражнение |
10 | Юмор, рисунок и пр. |
Приветствуются находки, делающие презентацию и выступление занимательными, яркими, весёлыми, увлекательными.
Начать своё выступление надо с визитной карточки (образцы визитных карточек – Приложение 3). Для визитной карточки надо продумать детали костюма.
Можно сделать рекламную паузу
4 этап: исследование
Собирается и обсуждается материал, составляется план действий, готовится проект презентации.
Задание №1. Сбор материала
Информация собирается учениками, записывается на бумажных листах А4 (эскизы слайдов) и оценивается учителем.
Слайды № 1-2. (Для всей команды, на уроке, консультирует и направляет учитель)
По учебнику “Теория”, по кластеру в “Справочнике ученика” выбрать местоимения нужного разряда, изучить имеющийся теоретический материал. Сделать эскизы слайдов.
Слайд № 3. (Распределить задания в команде, внеурочно, самостоятельно)
Происхождение, исторические, устаревшие формы. Найти в разных источниках научную информацию по своей проблеме. Использовать при сборе материла учебники, энциклопедии, интернет; консультироваться с учителями – предметниками, библиотекарем, родителями и пр. Найденную информацию записывать в эскиз слайда.
Слайд № 4-6. (Для всей команды и для каждого члена команды)
По учебнику “Теория”, по кластеру в “Справочнике ученика” выбрать необходимый материал о грамматическом значении, изменении и синтаксической роли данного разряда местоимений. Сделать эскизы слайдов.
Слайд № 7. (Для всей команды и для каждого члена команды)
В различных источниках найти материал для слайда об употреблении местоимений данного разряда в речи.
Слайд № 8-9. (Распределить задания членам команды)
Подбор или составление серьезного или веселого теста о местоимениях своего разряда и написание сочинения – “Благодарственного письма” местоимению своего разряда.
Слайд № 10. (Для всей команды и для каждого члена команды.)
Найти иллюстративный материал для будущей презентации по теме в виде серьезных или веселых иллюстраций, картинок, шуток и пр. Сделать собственные иллюстрации.
Задание №2 Составление презентации (для всей команды)
На основе эскизов слайдов составляется презентация в электронном виде, а также оформляется папка с собранными рукописными и печатными материалами.
Консультации с учителем информатики, оценка им качества презентации.
Задание №3 Подготовка выступления (распределить задания между членами команды)
Подготовить выступление команды для “Защиты проекта” с представлением результатов исследования:
- оформление кабинета;
- костюмы;
- презентации;
- визитные карточки;
- рекламные паузы и пр.
5 этап: результаты и выводы
Представляются рабочие материалы для презентации, уточняется, анализируется собранная информация, продумывается оформление. Назначаются оппоненты - учащиеся параллельного класса (шаблон распределения заданий-вопросов для оппонентов – Приложение 4).
6 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение на ученом совете 6-классников (сценарий заседания учёного совета 6-классников – Приложение 5) в виде презентации (образцы ученических презентаций - Приложение 6), а также в устной форме в виде кратких сообщений по слайдам (схема выступления на защите своей презентации – Приложение 7)
7 этап: оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учителя (рецензенты - члены жюри) оценивают активность работы учащихся, креативность, качество и объем использованных источников, качество отчета (таблицы для оценивания рецензентами результатов работы команд и отдельных учащихся – Приложение 8) .
Фотографии с урока - заседания учёного совета 6-классников – Приложение 9.