В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.) В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
Известно, что только активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём “догрузки” организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки, физкультурные досуги, дни здоровья, и конечно КАНИКУЛЫ!
Каникулы в детском саду представляют не менее важное значение для малышей, чем школьные каникулы для учеников.
Цель каникул:
- организовать продуманный активный отдых детей;
- снизить психологическую и умственную нагрузку на детский организм;
- способствовать развитию творческой инициативы педагога.
Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др.
Во время каникул педагоги нашего дошкольного учреждения снимают традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При продуманном планировании учебный материал, который дети должны были бы усвоить в каникулы, можно внести в другие виды и формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания, длительной статической позы. Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры, в самостоятельные и творческие задания по оформлению выставок, праздничных досугов и т.п. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников.
Для того, чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, мы заблаговременно готовимся к их проведению. Заранее продумываем, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определяем степень участия в них взрослых. Педагоги составляют примерный план мероприятий на каждый день каникулярной недели, при этом важно сочетать разные виды деятельности. Конечно разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план можно внести различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения самочувствия детей, подготовленности воспитателя многое другое, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.
За несколько дней перед каникулами мы проводим с детьми небольшую беседу. Рассказываем, чем будем заниматься, выясняем их интересы и желания, выслушиваем предложения. Обязательно проводим беседу и после каникул. Узнаём, что больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят помогают оценить проведённую нами работу.
Особое внимание уделяем рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Также в дни каникул часто провидим выставки детских работ (рисунков, совместных поделок с родителями).
Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогами, в дни каникул большое внимание уделяем самостоятельным формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.
Для стимулирования игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др.
Также во время каникул в содержание педагогической работы мы включаем разные виды трудовой деятельности.
Содержание каникул не ограничиваем какими-то определёнными мероприятиями. Каждый из наших педагогов разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада.
В нашем дошкольном учреждении каникулы прочно заняли своё достойное место. Для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников мы используем модель режима “Каникулы”. Предлагаем трёхдневный план зимних каникул для детей старшего возраста.
Зимушка-зима
Задачи:
- закрепить знания детей о зимних явлениях природы;
- развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему;
- создать эмоционально - положительный настрой.
Утро
Дидактическая игра “Собери картинку” (разрезные открытки)
Цель: Закрепить знание цвета, формы, умение по образцу собирать целое, активизировать словарь.
Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях
Цель: развивать мышление детей, речь.
Разучивание стихотворения “Снежинки” с движениями
Цель: Развивать точность движений, чувство ритма, выразительность, речь, воображение.
Прогулка
Наблюдение на участке
Цель: Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе, активизировать словарь.
Игры со снегом
Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать моторику, научить сооружать постройки, использовать для украшения природный материал, развивать творчество, фантазию.
Подвижная игра “Льдинка”
Цель: Развивать ловкость, доставить радость от совместной игры.
Подвижная игра “Взятие крепости” (из пустых картонных коробок)
Цель: Развивать ловкость, доставить радость от совместной игры.
Вечер
Хоровод “Зимушка”
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма, согласованность с движениями.
Игра со строительным материалом “Построим замок для Снежной Королевы”
Цель: развивать конструктивные умения детей, способность по показу построить сюжетные конструкции, радоваться результатам, закрепить в речи названия деталей, глагольные формы, развивать моторику.
Дидактическая игра “Зимние загадки”
Цель: Закрепить знания о зимних явлениях природы, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Прогулка
Подвижная игра “Белые медведи”
Цель; упражнять в беге в разных направлениях, развивать ловкость, быстроту, смелость
Подвижная игра “Снежинки и ветер”
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в кружении.
День сказок
Задачи
- создать положительный эмоциональный настрой;
- закрепить знание знакомых сказок;
- формировать желание быть похожим на положительных героев;
- воспитывать интерес к сказкам.
Утро
Дидактическая игра: Узнай сказку по иллюстрации”
Цель: закрепить знания детей о содержании и героях сказок, дать возможность продемонстрировать свои знания и предпочтения; развивать речь.
Игра – драматизация по выбранной детьми сказке
Цель: развивать выразительность речи и пантомимики детей; закрепить знание содержания сказки; умение пользоваться атрибутами.
Игра “Лото” (сказки)
Цель: активизировать словарь; сформировать интерес, как к народным, так и к авторским сказкам.
Прогулка
Изготовление цветных льдинок
Цель: Закрепить знания свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму ёмкости, развивать воображение, фантазию.
Подвижная игра “Два Мороза”
Цель: развивать ловкость, учить распределять роли.
Игра “Сказочная фигура, замри”
Цель: развивать фантазию, творчество в придумывании сказочных фигур.
“Сказочный лес”. Украшение цветными льдинками деревьев на участке.
Цель: развивать творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания детей формы и цвета, качества льда; активизировать словарь.
Подвижная игра “Сказочные ловишки”
Цель: упражнять детей в беге в разных направлениях; развивать ловкость.
Вечер
Загадывание загадок о героях сказок
Цели: развивать аналитические способности; учить выделять яркие, характерные особенности героев.
Кукольный театр для детей младшей группы “Теремок”, “Колобок”
Цель: развивать артистизм, воображение, умение действовать по сюжету, вести диалог.
Изобразительная деятельность “Нарисуй любимого сказочного героя”
Цель: развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.
Прогулка
Наблюдение за ветром
Цель: развивать наблюдательность, интерес к явлениям неживой природы, их особенности в зимний период года, активизировать словарь.
Подвижная игра “Зайцы, ёлочки, пенёчки”.
Цель: упражнять в беге в разных направлениях, умение действовать по сигналу, развивать внимание, ловкость.
Юные путешественники
Задачи
- закрепить знания детей об окружающем;
- развивать воображение, выразительность речи;
- сформировать интерес к совместным со сверстниками и взрослыми играм;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Утро
Встреча детей под фонограмму песни “Мы едем, едем, едем”.
Дидактическая игра “Разрезные картинки” (материки)
Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях; составлять его, используя зрительное соотнесение; развивать аналитико-синтетическое мышление, активировать словарь.
Игра “Горячо – холодно”
Цель: активировать детей, развивать внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Настольные игры – путешествия с кубиком и фишками
Цель: развивать воображение, восприятие, мышление, закрепить счёт, учить детей заниматься совместной деятельностью, считаясь с интересами, мнением других детей.
Чтение рассказа “Лисичкин хлеб”
Цель: развивать внимание, умение слушать; вызвать интерес к произведению.
Прогулка
Наблюдение за снегом
Цель: закрепить знание свойств снега; научить измерять его толщину, рассмотреть составляющие снега.
Лыжный поход за территорию детского сада по литературному произведению “Лисичкин хлеб”
Цель: развивать выносливость детей в ходьбе на лыжах; Учить заботиться о зимующих птицах, учить расслабляться после физической нагрузки. Путешествие закончить вознаграждением за преодоление трудностей.
Хоровод “Гори, гори ясно”
Цель: закрепить движения хоровода, развивать воображение, ритмичность.
Поисковая игра “Следы на снегу”
Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; закрепить знания о зимних явлениях природы, активизировать речь, развивать воображение, память.
Печатание на снегу
Цель: развивать фантазию, точность движений, чувство ритма при составлении рисунка, сосредоточенность, речь.
Подвижная игра “Смелые ребята”
Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, в спрыгивании со снежных валов, развивать смелость, ловкость.
Вечер
Психогимнастика “Путешествие в зимний лес”
Цель: развивать воображение, выразительность движений; закрепить представления детей о зимних явлениях в природе; развивать крупную и мелкую моторику, эмоциональные реакции, закрепить правила поведения в лесу.
Беседа “Что мне больше всего понравилось в путешествии на лыжах”
Цель: систематизировать знания детей, полученные за день, активировать память.
Игра – путешествие “Новогодние приключения в сказочном лесу” с фишками
Цель: научить детей играть по правилам, воспитывать честность, уважительное отношение друг к другу.
Прогулка
Поисковая игра “Найди клад” (санки)
Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание, ориентировку в пространстве.
Игры с санками “Эх, вы, сани, мои сани”
Цель: упражнять в катание на санках, в разных направлениях, создать положительный эмоциональный настрой.