Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание атмосферы обучения, так и на интенсивности протекания познавательной деятельности учащихся. На какой же основе рождается и укрепляется интерес к познанию в учебном процессе? Учебный материал должен включаться в “картину мира” учащегося связываться с его жизненным опытом. Для того, чтобы показать важность химических знаний для разных областей, используем проблемные ситуации, предлагаем учащимся интегративные задания. Особенность интегративных заданий заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных дисциплин. Они предполагают использование личного опыта учащихся. Например, урок: “Химия и охрана окружающей среды” начинается с сообщения: “Сегодня отходы и полимерный мусор стали подлинной глобальной экологической проблемой. С ними связано ухудшение качества среды, вызванное как нагромождением отходов, так и утилизацией (сжигание мусора). Если весь мусор выброшенный за год жителями города Лениногорска, распределить ровным слоем по городу, толщина этого слоя оказалась бы около 10 см. Чтобы не утонуть в грудах мусора и не отравиться продуктами разложения нужно его утилизировать”. Что нам нужно изучить, чтобы решить проблему утилизации? Определяем цель: изучить вещества, из которых состоит мусор, пути разложения веществ и время разложения, экологические последствия, пути обезвреживания и переработки.
Поэтому с первых минут урока начинается интерес к изучаемому вопросу, совместное движение учащегося с учителем. Важно, чтобы эта деятельность была на всех этапах урока (ориентировочно-мотивационном, операционно-исполнительском, рефлексивно – оценочном.), т.е. каждая часть урока – это работа всех и каждого. В качестве домашнего задания предлагается собрать непищевые отходы, накопленные за день, проанализировать их состав, составить схему превращений этих веществ при попадании в окружающую среду, описать как поступите с собранным мусором после проведенного анализа. В теме “Коррозия металлов” предстоит познакомиться с “Рыжим дьяволом”. “Рыжий дьявол” – это давний и опасный враг большинства применяемых в технике и быту металлов. Коварство этого врага в том, что невидимый, он остается всегда целым и невредимым, а металлы и сплавы несут огромные потери.15% производимых в мире металлов (это 20 млн.т.) ежегодно становится его жертвами. Он досрочно выводит из строя детали, оборудование и целые сооружения. Догадались, что это за враг? Будущие газоэлектросварщики после такого начала урока более осознанно изучают способы защиты металлов от коррозии, связывая это со своей профессией. Химия и пища тесно взаимосвязаны (это особенно актуально в группе “Повар – кондитер”). Приведу несколько примеров, позволяющих сделать урок более ярким и запоминающимся. Изучение химических свойств глюкозы начинаем с вопроса: Почему в хлебе много дырочек? В результате дискуссии выясняем, что дырочки придают хлебу пышность, а появляются они в результате спиртового брожения. Глюкоза под действием ферментов превращается в этиловый спирт и образуется углекислый газ. Когда тесто попадает в печь, под действием тепла СО2 расширяется в объеме, а этиловый спирт испаряется и его пары тоже расширяются. В результате хлеб становится пышным и пористым.
Вопрос: Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции? (Ответ. Все эти продукты содержат крахмал. Крахмальные зерна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор – крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200–400% воды, что приводит к привару. Пишем схему гидролиза.) Проверяя знания по теме “Подгруппа углерода” использую практико-ориентированные вопросы. Например, назвать области применения гидрокарбоната натрия (питьевой соды). Используют в медицинской практике из – за его способности создавать щелочную среду в водных растворах в результате гидролиза. Его применяют внутрь при повышенной кислотности желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, изжоге, подагре, диабете, катарах верхних
дыхательных путей. Наружно употребляется как слабая щелочь при ожогах, для полоскания, промываний, ингаляций при насморке, коньюктивитах, стоматитах и др. Прошу объяснить почему соду широко применяют в кондитерском деле? (Это особенно актуально в группе “Повар – кондитер”.) При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным. Можно дать письменное задание. Составьте уравнение химической реакции разложения соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность. Предлагаю часто следующее задание при изучении углекислого газа. Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его углекислой природы. Ответ. Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском высокогорье. Изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных также обязательно должны иметь поглотитель для отработанных продуктов дыхания. Таким образом, в результате систематического решения таких задач учащиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотному поведению в окружающей среде, критической оценке информации о веществах, используемых в быту.
Нельзя не отметить, что одной из важнейших задач преподавания химии является овладение химическим языком. Бытовые названия веществ, известные учащимся, часто не совпадают с химическими и тем более систематическими, что создает определенную путаницу и препятствует полноценному усвоению знаний. Поэтому необходимо указывать широко распространенные бытовые названия рассматриваемых веществ, проводя аналогию с соответствующими химическими названиями. Например, оксид углерода (fgggggII) – угарный газ; карбонат кальция – мел, известняк, мрамор; гидроксид натрия – едкий натр, каустическая сода, каустик; карбонат натрия – кальцинированная сода, стиральная сода, трона; хлорид натрия – поваренная соль и т.д. Такой подход к составлению заданий способствует пониманию учащимися того, что за каждой формулой стоит конкретный процесс, происходящий в природе, на производстве, в живых организмах, быту. Это наполняет химические символы конкретным жизненным смыслом и главное, позволяет убедить учащихся в том, что химия – наука действенная, необходимая и интересная.
Читая предложенное задание и выполняя его, они развивают внимание, память, навыки работы с печатными материалами, навыки химического языка, умения применять знания в процессе диалога с учителем и другими учениками, обосновывать ответы, осуществлять самоконтроль и самооценку знаний, повышают положительную мотивацию к изучению химии. К достоинству этого приема следует отнести возможность организовать учебную деятельность разных уровней: репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного, осуществлять развитие умений компактно, аргументировано и последовательно излагать свои мысли, осуществлять внутри – и межпредметную интеграцию, за сравнительно короткое время проверить знания по данной теме и логическое мышление учащихся. Как показывает диагностика, наблюдается положительная динамика в отношении учащихся к предмету химии (мы видим повышение интереса к химии, осознается его нужность. Таким образом, использование интегративных заданий в учебном процессе позволяет сформировать познавательный интерес, который обеспечивает положительную мотивацию к деятельности в проблемной ситуации (“хочу разобраться”, “хочу попробовать свои силы”, “хочу убедиться – смогу ли разрешить проблему”). Уроки становятся эмоционально насыщенными, практически значимыми.