Классный час "Огонь – друг и враг человека"

Разделы: Начальная школа


Цели классного часа: пополнить знания учащихся в области применения правил пожарной безопасности. Научить детей правильным действиям в случае возникновения пожара. Воспитывать культуру поведения.

Ведущий. Все вы, ребята видели, как по селу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сиренами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках России. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. Но количество пожаров возрастает. Отчего это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. Поэтому сегодня предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара и что нужно делать при пожаре.

Ведущий. Для начала проведем игру. Ребята, если вы согласны с ведущим, то вы должны отвечать хором: “Это – я, это – я, это – все мои друзья”, в ином случае вы должны промолчать.

Вед.

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?

Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!

Вед.

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята молчат.

Вед.

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Ребята: Это – я, это – я, это – все мои друзья!

Вед.

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол
Еле сам живой ушел.
Ребята молчат.

Вед.

Кто пожарным помогает
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?

Ребята: Это – я, это – я, это – все мои друзья!

Вед. Я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно.

Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать огонь, который играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать его и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали людьми в подлинном смысле слова. Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально все на своем пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар.

Вед. А сейчас для проведения веселой эстафеты пригласим две команды по 3 человека. Назовем эту эстафету “Юный пожарный”. (Каждый участник команды проходит определенный этап, передавая друг другу эстафетную палочку.)

1-й этап. Участник быстро подбегает к стулу, на котором лежит боевая одежда пожарного, и быстро надевает его.

2-й этап. После передачи эстафеты второй участник подбегает к другому стулу, садится, берет в руки катушку и, наматывая на нее веревочку, ведет детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.

3-й этап. Участник с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из “задымленного помещения”. Подведение итогов.

Вед. Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяется окись углерода, синильная кислота и другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы пожары не случались, вы должны знать их причины.

Поиграем в следующую игру “Доскажи словечко”.

(Ведущий держит в руках воздушные шары и кидает в сторону зрителей по одному. Ученик, поймавший воздушный шар, должен ответить).

Вед.

Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар!)

Вед.

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в … ? (в квартире)

Вед.

Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…? (утюг)

Вед.

Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …? (газом)

Вед.

Столб огня чердак объял.
Кто там спички …? (зажигал)

Вед.

Побежал пожар во двор.
Это кто там жег…? (костер)

Вед.

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…?  (траву)

Вед.

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…? (предметы)

Вед.

Помни каждый гражданин
Этот номер….. (01)

Вед.

Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай)

Вед. Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.

Кроме того, есть случаи, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. А задумывались ли вы над тем, что в это время нужна настоящая помощь пожарных в другом месте.

А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России. Началом своеобразной организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV-м веке в царствование Василия Темного. Это были указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.

В 1493 году после пожара в Кремле, началась каменная застройка Москвы. Иван 3 приказал в радиусе 110 саженей от кремлевских стен снести все деревянные строения. В 1560 году Иван Грозный повелел иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.

В 1803 г. царь Александр 1 издал Указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи пожарных частей была каланча, пожар с которой можно было обнаружить только по зареву.

Попробуем выявить самых быстрых, сильных, умелых.

Игра “Рекорды Гиннеса”

“Самый быстрый” Участнику дается пожарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Кто правильно раскатает и скатает пожарный рукав, тот становится победителем. Время засекается секундомером.
“Самый меткий” От линии на расстоянии 10 шагов ставится ведро.
Участнику выдается 10-15 сосновых шишек. Победитель тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.
“Самый зоркий” Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.
“Самый смышленый” Участнику выдается конверт, в котором набор слов: песок, одеяло, вода, огнетушитель. Судья дает задание участнику:
“Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте есть набор средств тушения. Ваши действия? Участник должен на слово “тлеющие угли” положить со своего конверта таблички со средствами тушения.

Например: угли – вода, песок, огнетушитель.

Ученики:

Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Человеку друг-огонь, –
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать -
От огня не убежать!
Знайте, в гневе он сердит –
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес...
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!

Ведущий: Следующие творческие задания называются конкурс сказочников. Вы должны придумать конец сказки “Спичка-невеличка и большой пожар”.

Жила-была Спичка, Спичка-Невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком доме – спичечном коробке. У всех сестричек были коричневые одинаковые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен очень людям. Им нужно растопить печку, чтобы обогреться или сварить обед. Однажды хозяйка спичечной коробки, мама 5-ти летнего Димы, ушла из дома и оставила мальчика одного. А спички забыла спрятать...

Ведущий. Немалый ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире человечество платят пожарам безумную дань ежегодно. Это тысячи жертв, уничтожение ценностей исчисляемых миллиардами рублей.

Викторина “Самый догадливый”.

  1. По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре? (по телефону “01 или 112 ”.)
  2. Можно ли бить стекла в комнате во время пожара? (Нельзя, через разбитые стекла в помещении будет поступать воздух, что способствует ускорению горения. При невозможности самостоятельно открыть окно, можно разбить одно окно и эвакуироваться через него).
  3. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет? (Нельзя, может произойти взрыв газа, если при включении будет высечена искра.)
  4. В какую сторону должны открываться двери? Почему? (Двери должны открываться в сторону улицы, чтобы не создавать в дверях большое скопление людей.)
  5. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки? (Потому что аэрозольные упаковки взрывоопасны. Можно получить травму.)
  6. Как потушить горящую одежду на человеке? (Нужно остановиться, упасть и катиться, сбивая пламя.)
  7. Можно ли потушить водой горящую электропроводку? (Нельзя. Вода – проводник электрического тока. Это опасно для жизни.)
  8. Где можно спрятаться от дыма? (Прятаться в задымленных помещениях в укромные места нельзя. Нужно закрыть рот и нос мокрой тканью. Когда в доме есть дым – держитесь ближе к полу. Там всегда есть воздух. По возможности старайтесь покинуть помещение.
  9. Можно ли тушить пожар огнем? (Можно, встречным огнем лесные пожары).
  10. Объясните значение слов, “пожарный”, “пожарник”.
    Пожарный – тот, кто тушит.
    Пожарник – погорелец.

Подведение итогов викторины.

Вед. Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать его, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, вы должны знать, как себя вести. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в котором вы учитесь!

Подведение итогов различных конкурсов. Награждение подарками.

Литература:

  1. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М: Стройиздат, 1991.
  2. Программа и методические рекомендации для проведения занятий на противопожарные темы. Уфа – 1990.
  3. Положение о дружинах юных пожарных. Уфа-2003.