Тип урока: комбинированный.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Цели урока:
Обучающие:
- продолжение формирования знаний и умений по построению и оформлению чертежа фартука (буквенные обозначения точек и отрезков), по использованию чертёжных инструментов;
- закрепление умения читать чертёж;
- обучение построению чертежа фартука по своим меркам на миллиметровой бумаге.
Развивающие:
- формирование умения рационально планировать свою работу, время;
- развитие памяти, внимания, образного мышления и самостоятельности.
Воспитывающие:
- воспитание положительных личностных качеств (точности и аккуратности при выполнении работы, ответственности за результаты своего труда);
- приобщение к технологической дисциплине (способности работать по инструкционной карте).
Средства обучения:
1. Учебные:
1.1. Учебник по технологии для 5 класса. В.Д.
Симоненко, М. АО “Московские учебники, 2004 г.
1.2. Рабочая тетрадь.
2. Наглядные:
2.1. Плакат “Чертёж фартука в М 1:4”.
2.2. Образец фартука.
2.3. Фрагмент презентации: “Условные линии фигуры
человека”.
3. Раздаточный материал: инструкционные карты, чертёжные инструменты и приспособления.
Время проведения занятия: 90 минут.
Ход занятия
I этап. Организационный момент:
- Проверить готовность учащихся к уроку (наличие чертёжных инструментов).
- Отметить отсутствующих.
- Раздать линейки, инструкционные карты и миллиметровую бумагу.
- Сообщить тему урока (запись на доске).
II этап. Контроль знаний и умений:
- Повторение пройденного материала в форме беседы и устного опроса.
Вопросы беседы:
- Учитель. При построении чертежей необходимо соблюдать правила, предусмотренные ГОСТом: выполняя чертежи швейных изделий, необходимо учитывать виды линий, правила оформления и обозначения.
- Какие линии применяются для построения чертежа, их назначение?
Учащиеся. Сплошная основная – для обводки контура чертежа; сплошная тонкая – для построение чертежа; штрихпунктирная – для осевых и центровых линий.
- Учитель. Прежде чем создать какое-либо изделие необходимо построить чертёж деталей одежды.
- Что такое чертёж швейного изделия?
Учащиеся. Чертёж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определённой фигуры.
- Учитель. Почему мы строим чертёж только на половину фигуры?
- Учитель. А что такое выкройка? Для чего она нам нужна?
- Учитель. Выкройка – это вырезанный чертёж.
Учащиеся. Наша фигура симметрична.
Учащиеся. Выкройка нужна для раскраивания деталей одежды.
- А почему нельзя воспользоваться чертежом?
Учащиеся. Неудобно размещать на ткани, неэкономично.
- Учитель. А чтобы построить чертёж, что нужно сделать?
- Учитель. А что такое мерки?
- Учитель. Мерки мы снимаем по основным условным линиям, которые на чертеже соответствуют чему?
- Учитель. Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа фартука.
Учащиеся. Снять мерки.
Учащиеся. Мерки – это основные размеры фигуры человека.
Учащиеся. Основные условные линии соответствуют сетке чертежа.
Учащиеся. Мерки: Ст, Сб, Дн, Днч.
III этап. Текущий инструктаж.
- Необходимо напомнить учащимся:
- приёмы работы с линейкой (для построения чертежа фартука в М 1:1 необходима линейка не менее 50 см);
- как отложить на прямой линии отрезок;
- правила организации рабочего места для выполнения графических работ: с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, перед собой – миллиметровую бумагу и инструкционную карту;
- чертёж лучше строить стоя;
- порядок чтения инструкционной карты.
- Объяснить практическую пользу построения чертежа на миллиметровой бумаге.
Миллиметровка – общеупотребительное название для масштабно-координатной чертёжной бумаги, размеченной на клетки.
Миллиметровая бумага имеет стандартную разметку: на ней отпечатаны тонкими линиями клетки со стороной 1 мм, более толстыми – со стороной 5 мм, ещё более толстыми – со стороной 1 см. Наиболее толстыми линиями обозначены клетки со стороной 5 см.
Её используют для облегчения создания чертежей разных форм и размеров (особенно для построения чертежей одежды).
Такая бумага может быть разных цветов, т.к. на чёрно-белом изображении не так просто различать проведённые простым карандашом линии; поэтому необходим контрастный оттенок.
- Организация учащимися своих рабочих мест.
- По инструкционной карте учитель объясняет построение чертежа фартука.
IV этап. Практическая работа: “Построение чертежа фартука в М 1:1”. (Приложение 1; Приложение 2)
Учащиеся находят указанные отрезки и строят чертёж в необходимой последовательности, указанной в инструкционной карте.
- Выполнение работы учащимися.
- Роль учителя во время проведения практической работы:
- с целью предупреждения ошибок даёт учащимся необходимые рекомендации по использованию инструкционной карты, линейки;
- побуждает к взаимоконтролю;
- контролирует состоянием рабочих мест;
- проверяет правильность построения чертежа.
V этап. Практическая работа: “Подготовка выкройки к раскрою”. (Приложение 3).
- Подписать название деталей чертежа.
- Проставить размеры припусков ткани на обработку срезов.
- Обозначить места сгибов ткани.
- Указать направление долевой нити.
- Объяснить учащимся значение слова “сгиб”, которое пишется по линии середины детали (грудки, нижней части); отметить, что к сгибу ткани срез обычно прикладывают вплотную.
- Проверка чертежей.
VI этап. Заключительная часть.
- Вопросы для повторения.
- Объясните, какие мерки и почему записывают в половинном размере?
- От какой мерки зависит размер нижней части фартука?
- Назовите и покажите детали фартука?
- Как подготовить выкройку к раскрою?
- Квалификация и анализ допущенных ошибок.
- Выставление оценок за выполнение задания и их аргументация.
Домашнее задание.
- Принести ткань для раскраивания фартука.