Урок технологии по теме "Определение предпочтений к видам профессиональной среды". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели урока:

  • Создать условия для формирования определения профессиональных предпочтений.
  • Создать условия для изучения круга запросов обучающихся в профессиональной среде.
  • Создать условия для развития способности планирования профессиональной карьеры, расширения кругозора в мире профессий.
  • Создать условия для воспитания у обучающихся уважения к людям разных профессий.

Оборудования: рабочая тетрадь, таблички и карточки с номерами 1,2,3,4,5,6, таблички с названиями типов личности: Реалистический, Исследовательский, Социальный, Конвенционный, Предпринимательский, Артистический; тесты по методике Дж. Холланда, словари профессий, материал для обработки результатов, кроссворды.

Организационный момент.

До урока обучающиеся делятся на группы, определённые на прошлом уроке по тесту “Опросник профессиональных склонностей”. Садятся по группам.

– Здравствуйте. Ребята, на прошлом уроке мы определяли ваши склонности к определенной деятельности. У нас получилось 6 групп. Вы находитесь в той группе, которую вы определили по тесту для себя. Назовите свою группу.
– Первая группа – склонность к работе с людьми
– Вторая – склонность к умственной работе
– Третья группа – склонность к работе на производстве
– Четвертая группа – склонность к эстетическим видам деятельности
– Пятая группа – склонность к экстремальным видам деятельности
– Шестая группа – склонность к планово-экономическим видам деятельности
– Давайте вспомним, что такое склонность?
– Склонность – это влечение к какому-либо занятию.
– Склонность – это я хочу сделать.
– Правильно. А сейчас каждая группы выполнит задание. Вы должны отгадать кроссворды и определить буквы для слова, которое является темой нашего урока.

Приложение №1.

Обучающиеся разгадывают кроссворд, определившиеся буквы, выписывают на доске. Получается слово “предпочтение”.

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
– О предпочтениях
– Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
– Мы будем определять наши предпочтения.
– Правильно, тема сегодняшнего урока “Определение предпочтений к видам профессиональной среды”.
– Как вы думаете, почему это важно, зачем на это нужно обращать внимание, может достаточно знать свои интересы и склонности?
– Это поможет нам точнее определиться и в выборе будущей профессии.
– Расширить круг наших запросов в профессиональной сфере.
– Всё правильно. Цель нашего занятия – определить представления о ваших профессиональных предпочтениях. Это должно вам помочь определить круг ваших профессиональных запросов и помочь в планировании своей профессиональной карьеры.

Для определения профессиональных предпочтений вы должны выполнить тест по методике Холланда. На ваших столах лежат листы с инструкцией и тестом. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению.

Приложение №2.

Обучающиеся выполняют тест, подсчитывают результаты. Педагог в это время расставляет карточки с названием групп. Первой группе карточку “Социальный тип личности”, второй группе – “Исследовательский тип личности”, третьей группе – “Реалистический тип личности”, четвертой группе – “Артистический тип личности”, пятой группе – “Предпринимательский тип личности”, шестой группе – “Конвенционный тип личности”.

– Вы подсчитали количество плюсов соответственно номерам в скобках и записали результаты в строчке “Суммарный балл”. Сейчас расположите буквы в порядке убывания баллов. Если двум буквам соответствует одинаковое количество баллов, то они пишутся рядом в любом порядке. Данный набор букв составляет ваш “Код” и показывает степень вашего соответствия каждому из шести типов.

Обучающиеся делают соответствующие записи.

– Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Автор теста рассматривает следующие шесть типов личности: Реалистический (Р), Исследовательский (И), Социальный (С), Конвекционный (К), Предпринимательский (П), Артистический (А).
Для того чтобы интерпретировать ваши результаты, вы должны объединиться в группы. Вы относитесь к той группе, которая стоит на первом месте в вашем коде, если это А, то вы работаете в Артистической группе.

Обучающиеся по необходимости пересаживаются в другие группы, кто-то остаётся на месте.

– Вы обратили внимание, что многие из вас остались в прежних группах. Некоторые группы остались в том же составе, в некоторые пришли новые участники, другие распались. Почему так произошло, вы сможете ответить, когда изучите характеристику профессионального типа, психологическую характеристику личности. Вы будите работать по материалу “Обработка результатов”. В тестовый лист вы записываете тип личности, направленность, профессиональную среду, профессии.

Приложение № 3

Обучающиеся расходятся по группам и готовят групповой отчёт. Группы дают характеристику своему типу личности.

– Какое объяснение вы можете дать по поставленному перед работой вопросу?
– Группы поменялись, потому что были заданы новые критерии оценки.
– Группы изменились несущественно или остались в том же составе, потому что в характеристике групп по этим двум тестам много общего, а характеристики некоторые группы совпадают. Например “Склонность к эстетическим видам деятельности” и “Артистический тип” и другие.
– Правильно. Мы выяснили, что каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию соответствующую своему типу, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Но как быть тогда, если мы не можем сделать с вами однозначного вывода о принадлежности к одному определенному типу личности, в том случае, когда баллы почти одинаковые. В этом случае более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Изучая свой тип личности, вы обратили внимание на то, что в характеристике были указаны близкие и противоположные типы личности, это основано на теории Дж.Голланда. Шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными. Сейчас вы поработаете с шестиугольником и определите, где находятся ваши типы личности.

Работа по определению смежных типов личности. Приложение №4

– У некоторых из вас получилось, что три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника. И в этом случае выбор сделать гораздо сложнее, поэтому самым разумным будет привлечь для своего решения другие основания, например другие тесты, книги или консультации.
– А сейчас давайте подведём итог. Что полезного вы узнали сегодня на уроке? Какие выводы вы сделали после обработки ваших результатов теста? Была ли достигнута цель урока?

Ответы обучающихся.

– Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Список литературы используемый на уроке:

  1. Методическое пособие к изучению профориентационного курса “Ступени выбора: профиль – профессия” (9 класс). /Н.Г. Крестьянинова, Н.А. Мельчикова. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Киров,2006.
  2. Технология : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.]; под редакцией В.Д. Симаненко.-2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011.
  3. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2006.
  4. http://testoteka.narod.ru/lichn/1/24.html
  5. www.ostv.khsu.ru/admission/adm1.doc
  6. http://partka.com/zagadki-pro-professii/
  7. http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA
    http://deti-online.com/zagadki/zagadki-o-professijah-i-trude/zagadki-pro-vrachey/
  8. http://www.dityachi-zagadky.org.ua/
  9. http://www.maaam.ru/detskijsad/akcija-mir-profesii-prfesija-pekar.html
  10. http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_tokarya.html
  11. http://www.vedu.ru/expdic/118441/
  12. http://www.1001expert.ru/s/sledovatel.php
  13. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA
  14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%82