Тип урока – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) с использованием коммуникативных и метапредметных технологий.
Цели урока: формирование у учащихся владения опытом построения и использования моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов.
Образовательная:
- способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира;
- закреплений знаний и умений построения математических моделей, графиков и диаграмм в электронных таблицах;
- закреплений умений анализировать результаты и делать выводы.
Развивающая:
- формирование у школьников готовности и способности к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
- источников;
- умение использовать средства ИКТ для решения различных задач.
Воспитательная: содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.
Задачи урока. Закрепить и систематизировать основные понятия по географии: демократические процессы населения Земли, и по информатике: построение и анализ математических моделей.
Ход урока
1. Организационный этап.
Сегодня на уроке мы будем строить математические модели: графики и диаграммы, для исследования демографической ситуации в мире.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Информатика
- Повторение темы “моделирование”
- построение компьютерной модели;
- анализ результатов работы модели;
- выводы.
- Закрепление навыков работы в электронных таблицах:
- применение различных видов адресации;
- заполнение ячеек таблицы;
- построения графиков и диаграмм;
География
Повторение темы: “география населения мира”:
- численность и воспроизводство населения;
- демографический кризис;
- демографический взрыв;
- демографическая политика;
- демографический переход;
3. Постановка цели и задач урока
Познакомимся с моделями, которые необходимо построить.
Работа со слайдами презентации. (Презентация – приложение 1)
Пояснения к каждой из моделей:
- цель построения модели;
- описание входных данных;
- описание выходных данных – результат.
№ модели |
Слайды |
Описание |
||||||||||||||||
1 |
3–4 |
Построение модели по данным учебника по
географии (В.П. Максаковский). В учебнике
приведена таблица роста численности населения
мира в XX веке (в млн. человек) с 1950 по 2005 года.
Задание. По данным таблицы построим график изменения численности населения и сравним его с графиком динамики численности населения земного шара (стр. 62, рис. 10) |
||||||||||||||||
2 |
5–7 |
Построение математической модели по
данным географического справочника. В географическом справочнике [ 2] приведены данные прогноза численности населения в странах мира (при условии сохранения темпов роста или убыли населения) на следующие годы: 2020, 2030, 2050, 2075, 2100 Из справочника возьмем данные для 10 стран – лидеров по численности населения. Задание.
|
||||||||||||||||
3 |
8–10 |
Прогноз численности населения Земли по
формуле Форстера (Маккендрик, Хорнер) Исследователи Форстер, Маккендрик и Хорнер получили формулу для прогноза численности населения. Они видели в ней только эмпирическую зависимость, не имеющую глубокого смысла. N = b/(a – t) – численность людей Земли, где: a = 2027, b = 215000 – постоянные Форстера, t – год, в который вычисляется численность населения Земли. Однако, Болотов Василий Федорович (1853–1990 гг.) внес поправку в значение коэффициента “а”; по его расчетам а = 2040. Эта величина получила название постоянная Болотова. Задание.
|
||||||||||||||||
4 | 11–16 | Построение математической модели роста
населения Земли по формулам С.П. Капица. Сергей Петрович Капица создал математическую модель [4] мирового демографического процесса, которая:
Капица предложил рассматривать население мира
как систему, как единый замкнутый объект. Задание.
|
||||||||||||||||
Обобщение | 17 | Сравнительный анализ всех 4-х модельных представлений динамики изменения численности. |
4. Практическая работа.
Класс делится на 4 группы (по количеству
моделей). Каждый ученик получает соответствующую
карточку с заданием и на компьютере в ЭТ строит
заданную модель.
После построения графиков и диаграмм внутри
групп происходит обсуждение результатов работы,
анализируются построенные модели, делаются
выводы, готовится краткий доклад (примерно на 2
мин.)
Ожидаемые выводы.
Описание |
Ожидаемые выводы |
1. Построение модели по данным учебника по географии (В.П. Максаковский, 10 класс). | График роста численности населения мира полностью совпал с приведенным в учебнике за исключением того, что на рисунке график имеет более сглаженный контур. |
2. Построение математической модели по данным географического справочника. | Построенные графики показывают, что в Китае и Индонезии в ближайшее время возможен географический взрыв, в то время как в Японии и в Росси наблюдается демографический кризис. Однако, общий график показывает быстрый рост численности населения примерно до 2080 года, после которого начинается фаза стабилизации изменения численности населения с небольшим уменьшением. Но следует отметить, что в данном графике учитываются данные только 10 стран мира, поэтому говорить об общей динамики можно только с большим приближением. |
3. Прогноз численности населения Земли по формуле Форстера (Маккендрик, Хорнер) | График, построенный по формуле Форстера показывает, что после двухтысячного года человечество переживает демографический взрыв, в результате которого оно исчезает. С поправкой Болотова получается то же самое, но исчезновение жизни на Земле переносится на 2040 г. |
4. Построение математической модели роста населения Земли по формулам С.П. Капица. | График динамики изменения численности населения Земли, построенный по формуле С.П. Капица, показывает постепенное увеличение численности населении примерно до 2000 г., затем идет демографический взрыв, который останавливается примерно в 2100 г. В дальнейшем численность населения увеличивается, не достигая 14 млрд. человек, т.е. начинается фаза стабилизации изменения численности населения с небольшим приростом. |
Выступление с докладами.
В конце урока осуществляется сравнительный анализ всех 4 моделей (слайд 17).
5. Подведем итоги.
Ответить на вопросы:
- Что общего у построенных графиков, отражающих динамику изменения численности населения Земли?
- Чем они отличаются?
- В чем причина их отличий?
- Какие (какой) графики на ваш взгляд, наиболее полно отражают динамику?
Источники
- Учебник: В.П.Максаковский, География, 10 класс.
- Географический справочник “О странах”.
http://ostranah.ru/_lists/population.php - Население Земли. Статистические данные.
http://ru.wikipedia.org - С.А. Портал на основе электронной версии журнала
“Наука и жизнь”
http://www.nkj.ru/archive/articles/10393/ - Сколько людей жило, живет и будет жить на земле
С.П. Капица
http://malchish.org/lib/philosof/Kapitza/Kapitza.htm - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ОПОРЫ
СОВРЕМЕННОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Бешенков, Э.В. Миндзаева, М.Г. Победоносцева Россия, г. Москва
http://www.iiorao.ru