Урок русского языка во 2-м классе (игровые технологии)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
  • способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания;
  • воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.

Оборудование: учебник “Русский язык”, (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), “лента букв”, диск к учебнику, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Использование современных образовательных технологий

Используемые наглядные пособия и раздаточный материал

Организационный момент. У нас необычный урок сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток?
Да-да! Знаток русского языка!
   
Актуализация знаний

Повторение пройденного.

Работа по “ленте букв”.

– Дополните мои высказывания:
– Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем).
Сегодня нам предстоит освежить свои знания и всё вспомнить, что мы знаем о согласных звуках.
– Согласные звуки верхнего ряда, какие они? (Звонкие).
– Охарактеризуйте согласные звуки нижнего ряда. Какие они? (Глухие).
– Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки (б – п, в – ф,г – к, д – т, ж – ш, з – с).
– Какие “особенные” согласные звуки вы знаете?   ([ж], [ш],[ц], [ч'], [щ']).
– На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
– Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ч'], [щ']).
– Назовите всегда твёрдые согласные звуки( [ж], [ш],[ц]).
Послушайте грамматическую сказку про эти согласные звуки.
Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные -Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь.
Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  “Лента букв”.
Определение темы и целей урока. – Определите тему сегодняшнего урока.
– Откройте учебник на с.10 и прочитайте тему.
   
Работа по теме урока

1. Комментированное письмо.

А) Упр.11(с.10).
Выполнение с комментированием.
   
2. Словарная работа. – Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое слово встретилось в тексте? (Товарищ).
  • Товарищ (в ж.р. товарка) — человек, связанный с другими лицами, принадлежностью к одному коллективу, организации, группе, среде и т. п.; человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, деятельность, взгляды, условия жизни и пр.; ровня в чём-либо.
  • Товарищ — форма обращения. Слово “товарищ” является уставным обращением в Российской Армии и КПРФ, а женская форма слова (товарка) никогда не применялась в качестве обращения – обращались так же, как к мужчине.
  • Товарищ (в гражданском праве) — участник коммерческого товарищества.

Любого ли товарища можно назвать другом?
Б) Упр.13 (с.10) Устное выполнение.
– Какие буквосочетание встретились? Как будете писать данные буквосочетания?

   
3. Игра “Кто больше? В) Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Игровые технологии.  
4. Чтение правила. – Прочитайте слова тётушки Совы на с. 11.
– С какими орфограммами познакомились?
– Как пишутся данные орфограммы?
– Приведите примеры слов, которые ещё не встречались сегодня на протяжении урока.
   
Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните!

Какие слова с изученными сегодня буквосочетаниями встретились в физкультминутке? (Покружитесь).

Здоровьесберегающие технологии.  
Закрепление изученного материала. А) Игра “Орфографический мяч”.
(Учитель показывает форму единственного числа, дети множественного числа), орфограмму комментируют).
Лужа – ……., стриж – ……., мышь. – ……., крыша – ……, нож – ……, чаша – ………, стужа -……..
Б) Упр.14 (с11)
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено верно, то на полях ставят знак “+”).
В) Письмо под диктовку. (Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.)
Слова: вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
Взаимопроверка. Ученик, работающий у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом)
– Правильно ли написал ваш сосед по парте? Оцените его работу.
“!” – молодец, ты всё написал правильно.
“+” – хорошо, но ещё немного ошибаешься.
“-” – тебе нужна помощь учителя.
Игровые технологии.  
  В) Работа с диском – приложение к учебнику “Русский язык” Игровые технологии. Мультимедийный проектор, диск.
Обобщение по теме урока.

Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Какое задание показалось самым интересным?