Цели урока:
- формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
- способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания;
- воспитывать интерес к родному языку, прививать любовь к труду.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания, подбирать примеры с определённой орфограммой.
Оборудование: учебник “Русский язык”, (авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), “лента букв”, диск к учебнику, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Использование современных образовательных технологий |
Используемые наглядные пособия и раздаточный материал |
Организационный момент. | У нас необычный урок сегодня урок, Выяснить надо, кто в классе знаток? Да-да! Знаток русского языка! |
||
Актуализация знаний Повторение пройденного. Работа по “ленте букв”. |
– Дополните мои высказывания: – Звуки мы ……. (слышим), а буквы ……… (пишем). Сегодня нам предстоит освежить свои знания и всё вспомнить, что мы знаем о согласных звуках. – Согласные звуки верхнего ряда, какие они? (Звонкие). – Охарактеризуйте согласные звуки нижнего ряда. Какие они? (Глухие). – Прочитайте буквы, обозначающие парные согласные звуки (б – п, в – ф,г – к, д – т, ж – ш, з – с). – Какие “особенные” согласные звуки вы знаете? ([ж], [ш],[ц], [ч'], [щ']). – На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). – Назовите всегда мягкие согласные звуки ([ч'], [щ']). – Назовите всегда твёрдые согласные звуки( [ж], [ш],[ц]). Послушайте грамматическую сказку про эти согласные звуки. Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили они очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные -Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
“Лента букв”. | |
Определение темы и целей урока. | – Определите тему сегодняшнего урока. – Откройте учебник на с.10 и прочитайте тему. |
||
Работа по теме урока 1. Комментированное письмо. |
А) Упр.11(с.10). Выполнение с комментированием. |
||
2. Словарная работа. | – Посмотрите на условный значок на
полях. Какое новое слово встретилось в тексте?
(Товарищ).
Любого ли товарища можно назвать другом? |
||
3. Игра “Кто больше? | В) Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Игровые технологии. | |
4. Чтение правила. | – Прочитайте слова тётушки Совы на с. 11. – С какими орфограммами познакомились? – Как пишутся данные орфограммы? – Приведите примеры слов, которые ещё не встречались сегодня на протяжении урока. |
||
Физкультминутка |
Какие слова с изученными сегодня буквосочетаниями встретились в физкультминутке? (Покружитесь). |
Здоровьесберегающие технологии. | |
Закрепление изученного материала. | А) Игра “Орфографический мяч”. (Учитель показывает форму единственного числа, дети множественного числа), орфограмму комментируют). Лужа – ……., стриж – ……., мышь. – ……., крыша – ……, нож – ……, чаша – ………, стужа -…….. Б) Упр.14 (с11) (Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено верно, то на полях ставят знак “+”). В) Письмо под диктовку. (Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает у доски.) Слова: вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. Взаимопроверка. Ученик, работающий у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом) – Правильно ли написал ваш сосед по парте? Оцените его работу. “!” – молодец, ты всё написал правильно. “+” – хорошо, но ещё немного ошибаешься. “-” – тебе нужна помощь учителя. |
Игровые технологии. | |
В) Работа с диском – приложение к учебнику “Русский язык” | Игровые технологии. | Мультимедийный проектор, диск. | |
Обобщение по теме урока. Рефлексия. |
– Что нового узнали на уроке? – Чему научились? – Какое задание показалось самым интересным? |