Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знай и люби родной язык"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели урока:

  • расширить знания обучающихся о русском языке; формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
  • воспитывать гордость за свой родной язык, бережное к нему отношение.

Аудитория: обучающиеся 9-го класса.

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход занятия

Орг.момент.

Учитель.

– “Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью” А.Н.Толстой

– Сегодня мы отправимся в игру-путешествие по станциям, где нам предстоит выполнить различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами, нормами, устным творчеством русского народа.

Учащийся читает стихотворение “Выучи русский язык”

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!

Девиз нашего занятия: выучи русский язык!

1 ученик: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

2 ученик:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

3 ученик:

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Вот таких, как эти:
Брифинг, картридж, фитнес,
Модем, файтер, клиринг,
Селинг, лизинг, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму
Что к чему и почему.

4 ученик:

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!

5 ученик:

Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

6 ученик: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

7 ученик: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

8 ученик: Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Учитель: Что ж, ребята, в путь, в путешествие по станциям.

Станция “Разминка” (Нужно быстро ответить на вопросы)

– К какой группе языков относится русский язык: восточнославянской или западнославянской?
– Какой язык не является мировым: итальянский, французский, русский?
– В каком разделе русского языка изучаются сложноподчинённые предложения?
– Как назвать жителя города Тулы?
– Кто является создателем современного русского литературного языка?
– В каком словаре можно узнать о происхождении слова?
– В основе русского языка лежит кириллица или латиница?
– Кто является автором “Российской грамматики”?
– Какой стиль речи используется при написании художественных произведений?
– Как называется наука о языке?

Станция “Грамотей”

Задание: найдите ошибки и исправьте их.
Коллона, калитка, комунникации, инфрасфера, трагедия, командир, коментарий, поражение, реакция, подлиник, репрадукция, оригинальный.

Станция “Поработай корректором”

Задание: восстановите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Я уверен что для полного овл.дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу.ство языка нужно не только постоя.ное общение с простыми людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п.р.свистом птиц и с каждым цв.тком что кивает г.л.вой (из)под куста лещины. Тогда все слова оживают крепнут нап.лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш. и чувствуеш. то о чём говориш а (не)произносиш его машинально по одной привычке. (К.Г.Паустовский).

Станция “Преданья старины глубокой”

– Что означают следующие устаревшие слова:
Вертеп, вепрь, око, чело, ланиты, телец, уста

Станция “Продолжи пословицу”

  1. Что написано пером, (того не вырубишь топором).
  2. Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  3. Верёвка хороша длинная, а (речь короткая).
  4. Слово – серебро, молчание (золото).
  5. Пословица – всем делам (помощница).
  6. Петь хорошо вместе, а говорить (порознь).
  7. Без пословицы речь (не молвится).
  8. Не гордись званьем, а гордись (знаньем).
  9. Корень учения горек, (да плод его сладок).

Станция “Переведи”

– Переведи на русский язык следующие слова:

  1. Вернисаж.
  2. Абитуриент.
  3. Менталитет.
  4. Круиз.
  5. Модем.
  6. Глобальный.
  7. Этнограф.
  8. Оптимист.
  9. Пессимист.
  10. Консенсус.

Станция “Словарная”

Известный создатель словаря Владимир Иванович Даль стремился заменить некоторые иноязычные слова, вошедшие в наш язык, словами собственного сочинения. Что должны обозначать эти слова?
Небозём, дальнеразговорня, путевик.

Станция “Говори правильно!”

– Расставьте правильно ударение в данных словах.
Досуг, приняла, углубишься, договор, каталог, деньгами, торты, диспансер, газопровод, наскоро, добела, надолго

Итог занятия

– Что ж, путешествие подошло к завершению. Определите сами, кто из вас показал хорошие знания по русскому языку, был самым активным на занятии.

Награждение лучшего знатока русского языка.

– Почему нужно беречь свой родной русский язык? Как его сохранить для потомков?

Учитель: Наше занятие мы закончим напутствием великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.