Цели урока:
- расширить знания обучающихся о русском языке; формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности;
- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
- воспитывать гордость за свой родной язык, бережное к нему отношение.
Аудитория: обучающиеся 9-го класса.
Форма проведения: игра-путешествие.
Ход занятия
Орг.момент.
Учитель.
– “Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью” А.Н.Толстой
– Сегодня мы отправимся в игру-путешествие по станциям, где нам предстоит выполнить различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами, нормами, устным творчеством русского народа.
Учащийся читает стихотворение “Выучи русский язык”
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Девиз нашего занятия: выучи русский язык!
1 ученик: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
2 ученик:
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
3 ученик:
У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Вот таких, как эти:
Брифинг, картридж, фитнес,
Модем, файтер, клиринг,
Селинг, лизинг, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму
Что к чему и почему.
4 ученик:
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
5 ученик:
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
6 ученик: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
7 ученик: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
8 ученик: Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Учитель: Что ж, ребята, в путь, в путешествие по станциям.
Станция “Разминка” (Нужно быстро ответить на вопросы)
– К какой группе языков относится русский язык:
восточнославянской или западнославянской?
– Какой язык не является мировым: итальянский,
французский, русский?
– В каком разделе русского языка изучаются
сложноподчинённые предложения?
– Как назвать жителя города Тулы?
– Кто является создателем современного русского
литературного языка?
– В каком словаре можно узнать о происхождении
слова?
– В основе русского языка лежит кириллица или
латиница?
– Кто является автором “Российской
грамматики”?
– Какой стиль речи используется при написании
художественных произведений?
– Как называется наука о языке?
Станция “Грамотей”
Задание: найдите ошибки и исправьте их.
Коллона, калитка, комунникации, инфрасфера,
трагедия, командир, коментарий, поражение,
реакция, подлиник, репрадукция, оригинальный.
Станция “Поработай корректором”
Задание: восстановите текст, вставляя
пропущенные буквы и расставляя недостающие
знаки препинания.
Я уверен что для полного овл.дения русским языком
для того чтобы (не)потерять чу.ство языка нужно не
только постоя.ное общение с простыми людьми но
общение с пажитями и лесами водами старыми ивами
с п.р.свистом птиц и с каждым цв.тком что кивает
г.л.вой (из)под куста лещины. Тогда все слова
оживают крепнут нап.лняют(ь)ся выразительной
силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш. и
чувствуеш. то о чём говориш а (не)произносиш его
машинально по одной привычке. (К.Г.Паустовский).
Станция “Преданья старины глубокой”
– Что означают следующие устаревшие слова:
Вертеп, вепрь, око, чело, ланиты, телец, уста
Станция “Продолжи пословицу”
- Что написано пером, (того не вырубишь топором).
- Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
- Верёвка хороша длинная, а (речь короткая).
- Слово – серебро, молчание (золото).
- Пословица – всем делам (помощница).
- Петь хорошо вместе, а говорить (порознь).
- Без пословицы речь (не молвится).
- Не гордись званьем, а гордись (знаньем).
- Корень учения горек, (да плод его сладок).
Станция “Переведи”
– Переведи на русский язык следующие слова:
- Вернисаж.
- Абитуриент.
- Менталитет.
- Круиз.
- Модем.
- Глобальный.
- Этнограф.
- Оптимист.
- Пессимист.
- Консенсус.
Станция “Словарная”
Известный создатель словаря Владимир Иванович
Даль стремился заменить некоторые иноязычные
слова, вошедшие в наш язык, словами собственного
сочинения. Что должны обозначать эти слова?
Небозём, дальнеразговорня, путевик.
Станция “Говори правильно!”
– Расставьте правильно ударение в данных
словах.
Досуг, приняла, углубишься, договор, каталог,
деньгами, торты, диспансер, газопровод, наскоро,
добела, надолго
Итог занятия
– Что ж, путешествие подошло к завершению. Определите сами, кто из вас показал хорошие знания по русскому языку, был самым активным на занятии.
Награждение лучшего знатока русского языка.
– Почему нужно беречь свой родной русский язык? Как его сохранить для потомков?
Учитель: Наше занятие мы закончим напутствием великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.