Цели урока:
- углубить знания детей о русском фольклоре;
- способствовать развитию творчества детей, дать возможность каждому учащемуся почувствовать свою принадлежность к русской этнокультуре;
- воспитывать любовь к родному краю и традициям русского народа.
Ход занятия
I.
Учитель: Ой, вы гой еси, красные девицы и добрые молодцы!
Я рада приветствовать вас на занятии фольклорного кружка.
– А что такое фольклор? (Это наша история, это жизнь народа в разные времена, это думы, надежды и мечты, мудрость. Устное народное творчество передавалось из уст в уста и не записывалось; народное, потому что сочинял не один человек, автора установить нельзя; Творчество от слова “творить, создавать”).
– Какие жанры устного народного творчества вам знакомы (загадки, потешки, скороговорки, песни, сказки, пословицы, поговорки).
Всё это мы изучаем на занятиях фольклорного кружка, а также изучаем историю своего народа, национальный костюм, хороводы, танцы, игры, народные игрушки и учимся их делать.
Сегодня мы подробнее остановимся на теме “Тепло родного очага”. Узнаем много интересного о русской печи и определим, какое значение имела печка в жизни человека. Отправимся во времена наших прабабушек и прадеду тек. Поиграем.
Первая команда будет называться “Свет”.
Вторая команда будет называться “Тепло”.
За правильные ответы вы будете получать “солнышки”, таким образом, в конце занятия мы определим победителя.
II.
Печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши
далёкие предки – славяне, домашний очаг считали
священным.
Печь в русской избе ставили напротив переднего
угла. Угол этот назывался большим и красным.
Здесь помещался стол, за которым совершалась
ежедневная трапеза. Место на лавке в этом углу
называлось большим и княжеским, оно самое
почётное: сюда сажали именитых гостей, старших
родственников, священника, знахаря.
Выселяясь из родительского гнезда, молодые брали
с собой к своему новому очагу горящие уголья со
старого очага. Плюнуть на очаг почиталось за
великий грех. Зола, взятая из домашнего очага в
праздничные дни, служила целебным средством.
Отправляясь в далёкий путь, славянин брал с собой
не только горсть родной земли, но и щепотку золы
из домашнего очага. Перед пылающим очагом
произносились заговоры, по колебаниям его
пламени предсказывалась судьба, и угадывался
будущий урожай.
III.
Наши прадеды придумали много загадок о печи и обо всём, что с нею связано. Итак, первое задание – “Загадки”.
- Белая старуха на одном месте сидит (печь).
- Без рук, без ног – к небу ползёт (дым).
- Дрожит свинка – золотая щетинка (огонь).
- На горе – горище, стоит голенище (труба).
- Полна коробушка золотых воробышек (угли в печи).
- Что из угла в угол не переставишь (печь).
- Крюкова царица по миру ходила,
Золото собирала, сыта не бывала (кочерга). - Бычок рогат, в руках зажат,
- Еду хватает, а сам голодает (ухват).
– Молодцы!
IV.
У русского народа есть замечательная поговорка “Хороши щи из русской печи”. В печи готовили не только щи.
– Для чего ещё служила русская печь?
Следующее задание – “Работа русской печи”, (в печи мылись, “банились”, мыли младенцев; главное назначение – обогрев избы).
Печь – святая святых дома.
V.
Особым почётом в русских деревнях пользовались
печники. А как же! Без печи нет в избе жизни, и
далеко не каждый мог сложить русскую печь.
Постройка печи называлась печебитьё. Приглашали
на помощь молодёжь. Они мяли глину, укладывали,
утрамбовывали, били досками, молотками,
утаптывали ногами. Работали с песнями. А когда
печь была готова, начиналась разудалая пляска и
сладкое угощение пряниками.
VI.
“Напиши словечки – элементы печки”. (Запечье, загнеток, заслонка, шесток, вьюшка, печурки, зеркало, опечье, лежанка, припечье, труба, устье, чело).
VII.
А теперь вспомним пословицы, поговорки о печи.
- Я называю начал, а вы заканчиваете. Кто быстрее и точнее ответит, тот получит “солнышко”.
- Есть калачи – (не сидеть на печи).
- Как не мечи – (не найдёшь лучше своей печи).
- Не печь кормит – (а руки).
- Дома на печи — (всяк в почёте и чести).
VIII.
Печь играла не последнюю роль в судьбе сказочных персонажей.
“По страницам русских сказок”.
– Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, где речь идет о печке, а вы должны вспомнить название сказки. Кто первым вспомнит, тот получит “солнышко”.
1) “Бежала девочка, бежала: видит – стоит печка:
– Печка, печка, скажи, куда они полетели?
Печка отвечает: “Съешь моего ржаного пирожка, скажу...” (“Гуси-лебеди”)
2) Я по амбару метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен” (“Колобок”)
3) Подошли они к избенке: “Поди, лиса, вон!”, а она с печи: “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” (“Лиса и заяц”)
4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи. (“Царевна-лягушка”)
5) Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю. (“По щучьему велению”)
– Молодцы!
IX.
Заезжает печь в класс (под музыку)
Много интересного мы узнали о русской печке и пословицы о ней вспомнили и загадки отгадывали, и в сказках побывали, устройство печки повторили. А чем еще прославляли печку?
Домовой.
– Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирог
да куриную ножку. А вот люди норовят сами все
съесть, мне ничего не оставить.
– Кто это из-за печки со мной разговаривает?
– Это я запечный житель.
– Запечный житель? Из какой же ты обители к нам на
праздник пришел?
– Зовусь я домовой, и у меня бывает праздник.
Емеля.
А я знаю. 10 февраля Ефремов день. Домового
закармливают, задабривают и говорят слов:
“Дедушка-соседушка, береги мою скотинушку”
– Говорят, ты по ночам любишь людей пугать и
ночами шебуршать.
– Вот и напраслина. Так я и обидеться могу.
– Обижаться не надо, выйди в свет, покажись.
– Я веселый домовенок,
Охраняю вас с пеленок,
Но настало времечко
Поиграть маленечко.
X. Игра.
– Домовой, домовой,
Что сидишь ты за трубой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку.
XI.
Домовой.
– А знаете ли вы частушки о печке?
Частушки с ложками, трещотками.
Печь – символ домашнего тепла и уюта.
Печка – всему дому кормилица.
– А теперь подойдем к печке, погреть руки, почувствовать ее тепло и добро.
XII.
Подводя итоги нашего занятия, прочитаем хором.
– Добро, тепло
Исходит из печи,
В знак ее почтения
Примите калачи.
(Раздает калачи)