Открытое занятие фольклорного кружка "Тепло родного очага"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • углубить знания детей о русском фольклоре;
  • способствовать развитию творчества детей, дать возможность каждому учащемуся почувствовать свою принадлежность к русской этнокультуре;
  • воспитывать любовь к родному краю и традициям русского народа.

Ход занятия

I.

Учитель: Ой, вы гой еси, красные девицы и добрые молодцы!

Я рада приветствовать вас на занятии фольклорного кружка.

– А что такое фольклор? (Это наша история, это жизнь народа в разные времена, это думы, надежды и мечты, мудрость. Устное народное творчество передавалось из уст в уста и не записывалось; народное, потому что сочинял не один человек, автора установить нельзя; Творчество от слова “творить, создавать”).

– Какие жанры устного народного творчества вам знакомы (загадки, потешки, скороговорки, песни, сказки, пословицы, поговорки).

Всё это мы изучаем на занятиях фольклорного кружка, а также изучаем историю своего народа, национальный костюм, хороводы, танцы, игры, народные игрушки и учимся их делать.

Сегодня мы подробнее остановимся на теме “Тепло родного очага”. Узнаем много интересного о русской печи и определим, какое значение имела печка в жизни человека. Отправимся во времена наших прабабушек и прадеду тек. Поиграем.

Первая команда будет называться “Свет”.

Вторая команда будет называться “Тепло”.

За правильные ответы вы будете получать “солнышки”, таким образом, в конце занятия мы определим победителя.

II.

Печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши далёкие предки – славяне, домашний очаг считали священным.
Печь в русской избе ставили напротив переднего угла. Угол этот назывался большим и красным. Здесь помещался стол, за которым совершалась ежедневная трапеза. Место на лавке в этом углу называлось большим и княжеским, оно самое почётное: сюда сажали именитых гостей, старших родственников, священника, знахаря.
Выселяясь из родительского гнезда, молодые брали с собой к своему новому очагу горящие уголья со старого очага. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Зола, взятая из домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством.
Отправляясь в далёкий путь, славянин брал с собой не только горсть родной земли, но и щепотку золы из домашнего очага. Перед пылающим очагом произносились заговоры, по колебаниям его пламени предсказывалась судьба, и угадывался будущий урожай.

III.

Наши прадеды придумали много загадок о печи и обо всём, что с нею связано. Итак, первое задание – “Загадки”.

  1. Белая старуха на одном месте сидит (печь).
  2. Без рук, без ног – к небу ползёт (дым).
  3. Дрожит свинка – золотая щетинка (огонь).
  4. На горе – горище, стоит голенище (труба).
  5. Полна коробушка золотых воробышек (угли в печи).
  6. Что из угла в угол не переставишь (печь).
  7. Крюкова царица по миру ходила,
    Золото собирала, сыта не бывала (кочерга).
  8. Бычок рогат, в руках зажат,
  9. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

– Молодцы!

IV.

У русского народа есть замечательная поговорка “Хороши щи из русской печи”. В печи готовили не только щи.

– Для чего ещё служила русская печь?

Следующее задание – “Работа русской печи”, (в печи мылись, “банились”, мыли младенцев; главное назначение – обогрев избы).

Печь – святая святых дома.

V.

Особым почётом в русских деревнях пользовались печники. А как же! Без печи нет в избе жизни, и далеко не каждый мог сложить русскую печь.
Постройка печи называлась печебитьё. Приглашали на помощь молодёжь. Они мяли глину, укладывали, утрамбовывали, били досками, молотками, утаптывали ногами. Работали с песнями. А когда печь была готова, начиналась разудалая пляска и сладкое угощение пряниками.

VI.

“Напиши словечки – элементы печки”. (Запечье, загнеток, заслонка, шесток, вьюшка, печурки, зеркало, опечье, лежанка, припечье, труба, устье, чело).

VII.

А теперь вспомним пословицы, поговорки о печи.

  • Я называю начал, а вы заканчиваете. Кто быстрее и точнее ответит, тот получит “солнышко”.
  • Есть калачи – (не сидеть на печи).
  • Как не мечи – (не найдёшь лучше своей печи).
  • Не печь кормит – (а руки).
  • Дома на печи — (всяк в почёте и чести).

VIII.

Печь играла не последнюю роль в судьбе сказочных персонажей.

“По страницам русских сказок”.

– Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, где речь идет о печке, а вы должны вспомнить название сказки. Кто первым вспомнит, тот получит “солнышко”.

1) “Бежала девочка, бежала: видит – стоит печка:
– Печка, печка, скажи, куда они полетели?
Печка отвечает: “Съешь моего ржаного пирожка, скажу...” (“Гуси-лебеди”)
2) Я по амбару метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен” (“Колобок”)
3) Подошли они к избенке: “Поди, лиса, вон!”, а она с печи: “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” (“Лиса и заяц”)
4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в печи. (“Царевна-лягушка”)
5) Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю. (“По щучьему велению”)

– Молодцы!

IX.

Заезжает печь в класс (под музыку)

Много интересного мы узнали о русской печке и пословицы о ней вспомнили и загадки отгадывали, и в сказках побывали, устройство печки повторили. А чем еще прославляли печку?

Домовой.

– Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирог да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить.
– Кто это из-за печки со мной разговаривает?
– Это я запечный житель.
– Запечный житель? Из какой же ты обители к нам на праздник пришел?
– Зовусь я домовой, и у меня бывает праздник.

Емеля.

А я знаю. 10 февраля Ефремов день. Домового закармливают, задабривают и говорят слов: “Дедушка-соседушка, береги мою скотинушку”
– Говорят, ты по ночам любишь людей пугать и ночами шебуршать.
– Вот и напраслина. Так я и обидеться могу.
– Обижаться не надо, выйди в свет, покажись.

– Я веселый домовенок,
Охраняю вас с пеленок,
Но настало времечко
Поиграть маленечко.

X. Игра.

– Домовой, домовой,
Что сидишь ты за трубой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку.

XI.

Домовой.

– А знаете ли вы частушки о печке?
Частушки с ложками, трещотками.
Печь – символ домашнего тепла и уюта.
Печка – всему дому кормилица.

– А теперь подойдем к печке, погреть руки, почувствовать ее тепло и добро.

XII.

Подводя итоги нашего занятия, прочитаем хором.

– Добро, тепло
Исходит из печи,
В знак ее почтения
Примите калачи.

(Раздает калачи)