Фонетические умения – необходимая база для становления осознанных навыков правописания, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся.
На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели их в книгах. Представление же о звуках (в отличие от букв) до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Поэтому перед тем, как перейти к работе со звуками, надо провести с первоклассниками беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.
Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает, из чего-то сделано: стол – из дерева, дом – из кирпича и бетона, тетрадь и книги – из бумаги и т.п. А из какого “материала” сделаны слова? Обычно на этот вопрос ученики отвечают, что из букв.
Услышав от детей, что “слова сделаны из букв” учитель должен уточнить, что из букв “сделаны” написанные слова, а те, которые человек произносит, “сделаны” из чего-то другого. Из чего же? Как правило, среди первоклассников всегда найдется такой, который знает, что произносим мы звуки. Чтобы все дети поняли, о чем идет речь, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи. Работу можно организовать так, что учащиеся сами придут к нужному выводу.
– Послушайте, – говорит учитель и стучит карандашом по столу.
– Услышали звуки? Можно из этих звуков “сделать” слова?
Обобщая высказывания детей, учитель обращает их внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: грохочут машины, шумит ветер в ветвях, щебечут птицы, раздаются шаги. Но из этих звуков слов не построишь. Слова “делаются” не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда “работают” органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.
Учащиеся с удовольствием выполняют задания учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по– разному прикасается язык к различным участкам рта и т.п.
Можно дополнить беседу занимательным заданием. Кстати, заметьте, что ни один из разделов программы не представляет таких богатых возможностей для применения игровых методов обучения, как фонетика.
Итак, учитель продолжает беседу: – Послушайте, ы ы ы ы ы ы ы... Что-нибудь поняли? А так: м м м м м м м... Понятно? А теперь я произнесу несколько звуков один за другим [м и р]. Узнали слово? Что оно значит? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: родина! мама!... И все эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – строительный материал языка.
В основной период обучения грамоте необходимо учить вычленять звуки в словах и определять их последовательность, различать гласные звуки и согласные, уметь слышать мягкие и твердые согласные, различать их по глухости – звонкости.
Объясняя различие между гласными и согласными, учителя используют в общении с первоклассниками такие формулировки: “Звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды, называют гласными; звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называют согласными”.
Может быть использовано и другое объяснение. Его предлагает М.В. Панов в экспериментальном учебнике, подготовленном сотрудниками Института русского языка Российской АН : “Гласные – ртораскрыватели. Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные– ртосмыкатели. Чем громче их надо произнести, тем плотнее надо сжать рот... Произнесите сначала тихонько, а потом громко: а!А! Заметили, что рот во втором случае хочет шире открыться! Произнесите сначала тихонько, а потом громче: с!С! Заметили, когда громче, то язык стремится плотнее примкнуть к зубам?”
Знакомство с составом фонем русского языка предполагает также формирование умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняют такие качества, как звонкость – глухость и твердость – мягкость. Лучше всего выделяет человек качества согласных при составлении пар слов, в которых единственным различителем лексического значения является именно это подлежащее выделению свойство. Вот почему легче всего ученик улавливает различие между твердыми и мягкими согласными, сравнивая слова, например: хорь – хор, жар – жарь, нос – нес, галка – галька, а между звонкими – глухими, произнося попарно: жар – шар, дом – том, зайка – сайка, балка – палка и т.п.
Одна из трудностей в работе со звуками заключается в том, что от произнесения слова не остается никаких следов. Поэтому психологи и методисты стремятся найти средства, которые позволили бы искусственно “остановить” звучание слова и при этом обойтись без букв. Отсюда разнообразные схемы, модели, условные значки, используемые на занятиях по фонетике.
В обучении грамоте применение слоговых и звуковых схем стало уже традиционным. В последующем обучении о них часто забывают, считают использование их излишним, ненужным. Между тем применение небуквенных средств передачи звучания слова помогает зафиксировать выделенный звук, материлизовать действие звукового разбора и в конечном счете помогает осознать различие между звуком и буквой.
Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования самого понятия о слоге.
Слог – минимальная естественная произносимая единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Эта ситуация моделируется в игре “На стадионе”.
Стоит обратить внимание учащихся на то, что в каждом слоге есть непременно один ртораскрыватель – гласный. А ртосмыкателей – согласных при нем может быть разное количество. Чтобы убедиться в этом, достаточно подложить руку под подбородок: на каждом ртораскрывателе будет открываться рот, а подбородок касаться руки. Так можно проверить, верно ли определено количество слогов.
Вместе с обучением детей членению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того чтобы облегчить его нахождение надо предложить первоклассникам “позвать” или “спросить” слово, произнести слово с “удивлением”, т.е. применить такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длительнее безударного.
Есть еще один прием, помогающий научить первоклассников безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ определения ударного слога. И как всегда лучшее средство помочь младшему школьнику – включить его в игровую ситуацию.