Визитная карточка проекта
Тема проекта:
Все профессии нужны – все профессии важны.
Предмет, класс:
Окружающий мир, 1-й класс, русский язык 4-й класс.
Краткая аннотация проекта:
Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Программа 1-го класса по окружающему миру предусматривает знакомство детей с различными профессиями. Работа над проектом начинается в третьей четверти при изучении раздела "Что нас окружает" и продолжается в четвёртой четверти.
Цели проекта:
- Расширение представлений обучающихся о профессиях.
- Знакомство с профессиями родителей.
- Формирование информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. Данный проект направлен на развитие исследовательских способностей младших школьников, он поможет расширить представления детей о профессиях своих родителей и родного посёлка, узнать о малознакомых профессиях.
В ходе работы дети примут участие в выставке рисунков "Наши мамы и папы на работе" – 1-й класс и "Все профессии важны, все профессии нужны" – 4-й класс, создадут альбомы "Профессии моей семьи", "Профессии нашего посёлка", "Редкие и интересные профессии". В ходе работы над проектом обучающиеся учатся планировать предстоящую деятельность в группе и индивидуально; находить необходимую информацию в разных источниках; оценивать свою работу и работу товарищей; развивают коммуникативные умения.
Тип проекта: учебный локальный.
Целевые образовательные стандарты:
Данный проект ориентирован на реализацию государственных стандартов по окружающему миру в рамках раздела "Хозяйство человека" и русскому языку.
Планируемые результаты деятельности:
После завершения проекта обучающиеся приобретут следующие умения:
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, проявлять интерес к способам решения новой частной задачи, объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Метапредметные: регулятивные – определять и формулировать цель деятельности, обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивать свою работу по заданным критериям.
Познавательные: добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию и преобразовывать из одной формы в другую; коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе.
Предметные: различать профессии людей, приводить примеры взаимопомощи людей разных профессий.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Как выжить в этом мире?
Проблемные вопросы
Как выбрать профессию? Какая профессия лучше?
Учебные вопросы
Что такое профессия? Какие бывают профессии? Кем ты хочешь стать? Для чего нужны знания о профессиях?
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
По предмету: общие сведения о профессиях в сельском хозяйстве, сфере обслуживания, промышленных предприятий и транспорта.
Коммуникативные умения: умение слушать и задавать вопросы, умение чётко и интересно излагать свои мысли; умение коллективного планирования; умение оказывать помощь в группе в решении общих задач.
Пользовательские навыки работы на ПК: навыки работы в текстовом редакторе; навыки работы в сети Интернет; создание и редактирование слайдов презентации.
Учебные мероприятия
- Анкетирование участников проекта с целью получения информации о знаниях обучающихся о профессиях.
- Создание буклета для родителей с краткой информацией о проекте.
- Знакомство с целями и задачами проекта при помощи стартовой презентации.
- Формирование групп по желанию и интересам.
- Составление плана работы группы.
- Подбор материала.
- Проведение консультаций для групп.
- Классные часы "Калейдоскоп профессий", "Библиопутешествие в мир профессий".
- Оформление результатов исследований в виде презентаций, альбомов.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Анализ работы групп и каждого члена группы.
- Представление и защита проекта.
- Итоговая рефлексия.
План проведения проекта
Реализовать проект предполагается в три этапа.
Подготовительный этап:
- Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о профессиях (анкетирование).
- Формирование интереса обучающихся к проекту с помощью стартовой презентации учителя.
- Деление обучающихся на группы. Определение заданий, основных источников информации, сроков выполнения.
- Информированность родителей о предстоящей деятельности, знакомство с проектным методом обучения (буклет).
Практический этап:
- Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания альбомов "Профессии моей семьи", "Профессии нашего посёлка", "Редкие и интересные профессии"; для создания презентации.
- Оформление выставок рисунков "Наши мамы, наши папы на работе" 1-й класс, "Все профессии важны, все профессии важны" 4-й класс.
- Проведение классных часов 1-й класс – "Калейдоскоп профессий", 4-й класс - "Библиопутешествие в мир профессий".
- Проведение сюжетно-ролевых игр четвероклассниками в 1-м классе.
- Подготовка к защите проекта. Оформление результатов работы – создание продуктов работы над проектом.
Заключительный этап:
- Представление результатов исследования.
- Оценка результатов.
- Информированность родителей о знаниях детей о профессиях.
Выполнение проекта
Подготовительный этап.
На этом этапе была проведена диагностика детей 1-го класса на выявление первоначальных знаний о профессиях (анкетирование). Ребятам были заданы следующие вопросы: Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Какие профессии ты знаешь? Кем бы ты хотел стать? Для формирования интереса к проекту обучающимся была предложена стартовая презентация учителя (Приложение 1), просмотрев презентацию ребята познакомились с целями и задачами проекта. В соответствии с интересами ребят было сформировано 3 группы: "Журналисты", "Корреспонденты" и "Любознательные". Далее ребята познакомились со списком предложенных книг, электронных материалов, были даны рекомендации по проведению проекта. Обучающиеся ознакомились с критериями оценивания результатов деятельности по проекту. На родительском собрании родители получили информацию о проекте, были ознакомлены с целями и задачами проекта (буклет для родителей обучающихся (Приложение 2)).
Практический этап.
Обсудили с обучающимися план работы каждой из групп. Определили основные источники и способы поиска информации. На данном этапе участники групп подбирали материал. Обобщали и оформляли результаты исследований в виде презентаций, сообщений по темам: "Профессии моей семьи", "Профессии нашего посёлка", "Редкие и интересные профессии". Ребята приняли участие в выставке рисунков "Все профессии нужны, все профессии важны". Ученики 4-го класса провели сюжетно-ролевые игры с обучающимися 1-го класса". На этом этапе участники проекта консультировались с преподавателями по поводу оформления собранного материала.
Заключительный этап.
Проанализировали и систематизировали собранный ребятами материал. Оценили качество работы участников проекта и подвели итоги работы в проекте.
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Презентация “Уникальные профессии”, презентация “Профессии моих родителей”, презентация “Все профессии нужны”, презентация “Все профессии нужны. Все профессии важны”, сообщения первоклассников о профессиях родителей, загадки о профессиях, итоговая презентация (Приложение 3).