Внеклассное занятие по русскому языку на тему "Игровые упражнения по коррекции письменной речи. "Поле чудес". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель занятия: совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.

Задачи занятия:

  • совершенствовать звукопроизношение и звукослоговую структуру слова;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать восприятие образа буквы;
  • работать над коррекцией ошибок на уровне слова;
  • формировать фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • активизировать словарь и устную речь учащихся;

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку “Коррекция письменной речи” (Приложение 1).

Ход занятия

I. Организационный момент. (Приложение 1.Слайд 1, 2)

(Проговаривание хором)

Вот звенит звонок веселый.
Мы играть готовы снова.

Звучит песня из м/ф “Приключение Буратино”. (Приложение 1. Слайд 2)

– Добрый день, дорогие ребята. Скажите, из какого м/ф прозвучала песенка? (“Приключение Буратино”.) Назовите его главных героев. (Буратино, Мальвина, Карабас Барабас, кот Базилио, лиса Алиса и др.)

– Ребята, расскажите, как лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. (Дети рассказывают, как Буратино закопал свои монетки на Поле Чудес по совету лисы и кота)

– Поможем Буратино? (Да)

II. Сообщение темы. Постановка учебной задачи.

– Чтобы вернуть свои монетки Буратино должен выполнить задания. Но он только-только начал учиться, поэтому ему в одиночку не справиться. Мы все вместе будем ему помогать. Но для этого мы отравимся на Поле Чудес.

III. Динамическая пауза. (Приложение 1. Слайд 3)

– Ребята, а где можно увидеть “Поле Чудес”? (Во сне) правильно. Рассаживайтесь на коврике. Пора начинать.

(Звучит композиция “Пора начинать” Е. Железновой из серии “Музыка с мамой”.)

IV. Работа над материалом занятия.

– Вот мы с вами оказались на поле чудес. Нас встречает Мальвина и предлагает нам выполнить первое задание. Называется оно “Задуманное слово”. (Приложение 1. Слайд 4)

Содержание задания 1: из каждого слова по картинке при произношении дети определяют определенный по счету звук, обозначая его буквой в рамочке на слайде. В результате получается слово кошка.

Мальвина: Молодцы! А теперь новое задание. Называется оно “Заменяй-ка”. (Приложение 1. Слайды 5,6,7)

Содержание задания 2: получить новое слово путем замены одной буквы. При выполнении задания, дети должны обратить внимание на характеристику заменяемых звуков и букв, которая дается при помощи изменения цвета.

Мальвина: Удивительно, как вы много знаете! А теперь еще одно непростое задание.

Содержание задания 3: (Приложение 1. Слайд 8)

  • “Написать” букву носком ноги; мокрым пальцем на доске.
  • Протоптать тропинку в виде буквы.
  • Угадай букву, написанную на спине.
  • “Найди меня”: на экране появляются наложенные изображения букв, дети находят все спрятанные буквы. (Приложение 1. Слайд 9)

Мальвина: Изумительно! Таких детей я еще не встречала. А вот не менее сложное задание.

В сарае, где сидел Буратино, много пауков. Они запутали в паутине все мои буквы. Нужно распутать паутину, составив из букв как можно больше слогов. Не боитесь пауков? (Нет)

Музыкальная физкультминутка “Паучок”. (Автор: Е. Железнова) (Приложение 1. Слайд 10)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
С неба дождик вдруг полил.
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

После разминки дети составляют на ковре слоги из разбросанных букв.

Мальвина: Здорово! Переходим к следующему заданию. “Найди пару”

Содержание задания 4. Составить слова из данных слогов. (На доске карточки со слогами из которых нужно составить слова.)

Содержание задания 5. “Полубуковка”. Отгадать слова.

Содержание задания 6. “Добавь слово”

К данной группе слов нужно подобрать слово этой же группы. Одновременно проводится работа с обобщающими понятиями

Содержание задания 7. “Внимательные глазки”. Детям предлагается изображение записи на экране: фсф нфофвфыфмф фгфофдфофмф.

С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи.

Мальвина: Молодцы, ребята! Вы очень помогли Буратино. Посмотрите, а вот и сундучок с монетками. Открывайте его поскорее! (Дети открывают сундучок) Ой!... Золотые монетки превратились в сладкие конфетки! Это ваш приз.

V. Рефлексия.

Учитель: Ребята! Понравилось вам помогать Буратино? (Да) Какие задания вам показались самыми интересными? Что нового вы узнали? Чему научились?

– Что ж. Мы надеемся, что в следующий раз Буратино будет умнее и не даст себя обхитрить Алисе и Базилио. Что нужно делать Буратино, чтобы быть умнее? (Учиться) Правильно, ребята. Буратино будет учиться в школе Мальвины.

А нам пора возвращаться в свою школу. Попращайтесь с Буратино и Мальвиной. Устраивайтесь поудобнее.

(Звучит композиция “Пора начинать” Е. Железновой из серии “Музыка с мамой”.)

Приложение 1