I. Введение. Миссия школы.
Миссия школы – это обеспечение условий для полноценного развития человека. В условиях социально-экономических перемен современная школа должна удовлетворить заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения. Задача же педагога состоит в том, чтобы воспитать личность, способную адаптироваться в жизни, быть готовой активно действовать в меняющихся условиях. Ребенок, как и взрослый, живет в реальной жизни, и поэтому он должен иметь право участвовать в ее преобразовании.
Изменения, происходящие в обществе в условиях экономического кризиса, отрицательно сказываются и на семье. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия к ним, рост социального сиротства, влекут за собой асоциальное поведение подростков.
В условиях доступности информации, распространяемой на подрастающее поколение через все средства, на них обрушивается поток продукции, пропагандирующей насилие, преступность, наркоманию, праздный образ жизни. В этих условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
II. Концепция соуправления.
Активная деятельность учеников в организации жизнедеятельности образовательного учреждения называется “самоуправлением”. Но, на наш взгляд, говорить о самоуправлении (самостоятельном управлении) не совсем логично, так как обучающиеся не могут осуществлять управленческие функции без взаимодействия с педагогами, без их наставничества. Лидеры ученического коллектива только учатся руководящим функциям, навыкам установления благоприятных взаимоотношений. У них еще нет высокой степени зрелости и сформированности социальных ценностей, устойчивой мотивации и интереса, опыта организационной деятельности. Правильнее говорить о СОУПРАВЛЕНИИ, а не о самоуправлении, поскольку деятельность ученического актива всегда должна быть согласована с администрацией и педагогами школы, которые будут выполнять роль наставников и одновременно являться гарантами поддержания этой системы [Т.С. Широбокова “Справочник классного руководителя и заместителя директора по ВР”, № 5, 2012].
В педагогической литературе можно найти следующие определения участия учеников в управлении школой:
- это форма общественной деятельности социально-активной молодежи, направленная на реализацию творческих, досуговых, образовательных, социальных и иных потребностей и инициатив;
- способ реализации обучающимися своих идей, возможность содержательно, интересно провести время, самореализоваться творчески;
- особая форма инициативной, ответственной общественной деятельности учащихся, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности.
Разработка и внедрение инновационных управленческих технологий, которые привлекут к управлению школой всех участников образовательного процесса, должны повысить уровень образованности, гражданственности и воспитанности нашего выпускника. Смысл соуправления в том, чтобы учащиеся осознали себя полноправными членами общества, научились руководить и подчиняться, регулировать конфликты, принимать решения и нести за них ответственность, серьезно относиться к делу, проявлять инициативу и не бояться трудностей. Миссия современной школы заключается не только в том, чтобы давать молодым людям образование, но и в том, чтобы осуществлять культуротворческое предназначение, активно влиять на саморазвитие обучающихся, воспитывать мотивацию постоянного пополнения знаний и после окончания школы.
III. Стратегия развития системы соуправления.
В связи с этим было принято решение возродить общественное молодежное движение именно в нашем ОУ. Мы хотели научить основам демократических отношений в обществе, пробудить интерес к жизни коллектива, научить управлять собой и своей жизнью в коллективе. В нашей школе в 2008-2009 году создана и уже пятый год функционирует школьная общественная организация “Академия успеха”, направленная на взаимодействие ученического и педагогического коллективов. Целями данной работы являются:
- передача опыта ответственности от старших к младшим,
- организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитание, самосовершенствование.
Идея: помочь детям стать успешными и научить адаптироваться в жизни социума.
Стратегия развития системы соуправления в МОБУ СОШ № 2 – это поэтапно реализуемые действия:
- Создание методики выявления положительных лидеров в классах на основе психолого-педагогической литературы: деловых игр, использование форм анкетирования, с помощью которых быстро и безошибочно выявляются учащиеся с лидерскими способностями (классные руководители).
- Организация и проведение школьной конференции “Формы участия учащихся в управлении учебным заведением”, определение исходных форм соуправления (зам. директора по УВР).
- Разработка плана мероприятий по развитию ученического соуправления в классе, в школе с применением прогрессивных идей, предложенных учащимися на конференции.
- Создание органов соуправления.
- Обучение лидеров ученического соуправления навыкам управления.
- Обеспечение всех учащихся доступностью информации о деятельности школьной общественной организации.
- Совместное осуществление деятельности по управлению школой, разработка сценариев, организация конкурсов, спортивных соревнований, уборка территории, посадка деревьев, проведение различных акций, участие в конкурсах различного уровня.
- Анализ результатов работы.
Организация “Академия успеха” ориентирована:
- на успешную адаптацию детей в школе,
- на раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка во внеурочной деятельности,
- на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития,
- на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
- на формирование у них нравственного самосознания и ответственности;
- на формирование нравственных позиций;
- на развитие самосознания и культуры самовоспитания.
В состав детской общественной организации “Академия успеха” входят учащиеся МОБУ СОШ № 2, объединенные в постоянные или временные группы по интересам.
В основу программы организации положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок, понятий “доброта”, “сознательность”, “ответственность”, “коллектив”, “уважение”, “доверие”, “сопереживание”, “сострадание”, культуры поведения и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу. Вся деятельность строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности [Н.Ф. Дик, Т.И. Дик “Воспитательная работа со старшеклассниками”].
IV. Этапы развития соуправления в МОБУ СОШ № 2:
1. Этап становления системы.
Содержание:
- Формирование целевых установок.
- Выработка главных ориентиров в организации соуправления.
- Проектирование коллективных ценностей.
- Выявление лидеров в ученической среде.
2. Этап, связанный с выбором содержания деятельности и структуры системы соуправления.
Содержание:
- Утверждение видов деятельности.
- Отбор наиболее эффективных форм и методов воздействий.
- Развитие общешкольного коллектива.
- Рождение коллективных традиций.
- Осознание педагогами взаимной ответственности.
- Борьба между школой и уличными, дворовыми компаниями за влияние на личность школьника.
3. Завершающий этап.
Содержание:
- Система соуправления окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут.
- Идет интеграция внеурочной деятельности.
- Школьный коллектив выступает как единое целое, формируется “чувство школы”.
- Усиливается внимание ученического коллектива к личности.
- В школьной среде развивается творчество, интерес к инновациям.
Для организации и развития “Академии успеха” на этапе становления системы в школе были созданы все условия:
- Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении.
- Присутствие и поддержка взрослых. Взаимоотношения поколений, через которые передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.
- Создание социально-ценностных чувств и переживаний, бесконечно значимых для детей, которые, в сущности, и воспитывают.
Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность школьных органов соуправления, для создания которых необходимо было найти сферы полезной для школы и значимой для учеников совместной деятельности, сделать совместные дела эмоционально насыщенными и интересными, обеспечить детям педагогическую поддержку и помощь.
В основе деятельности лежит убежденность, что педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, то есть делегировать полномочия. Без прав нет ответственности. Детям поручены следующие области школьной жизни:
- досуг: школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела,
- деятельность школьной прессы,
- спортивные мероприятия,
- трудовая деятельность,
- шефская работа с младшими школьниками,
- оказание помощи пожилым, больным людям, ветеранам войны и труда,
- деятельность ученических органов правопорядка,
- реальное участие в составлении плана работы школы, в предоставлении детям возможности поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов [Л.В. Голубева, Г.П. Попова “Справочник заместителя директора по воспитательной работе”].
Предварительно нами было проведено исследование “Для чего дети приходят в школу?” В результате установлено, что основная часть детей приходит, чтобы общаться, получить знания, получить аттестат, проявить себя, и только некоторые “чтобы поесть в столовой” и “потому, что надо”.
В процессе работы были выявлены у современных школьников следующие проблемы: отсутствие опыта межличностных отношений, неумение стать успешным, неумение адаптироваться к современной жизни. Поэтому возникла идея помочь детям стать успешными и научить их адаптироваться в жизни социума.
Были разработаны и утверждены нормативно-правовые документы: “Положение об ученическом соуправлении в МОБУ СОШ № 2”, “Программа школьной общественной организации “”Академия успеха”, “Устав школьной общественной организации “”Академия успеха”, принят перспективный план работы.
Школьная общественная организация “Академия успеха” поставила перед собой следующие цели:
- научить детей общаться;
- создать условия ситуации успеха, дать возможность проявить инициативу и творчество;
- стимулировать ученическое самоуправление и соуправление с педагогами;
- формировать у учащихся ответственность за происходящие в школе события, мероприятия, дела;
- объединить детей в коллектив, где каждому есть дело до всех, и всем есть дело до каждого;
- обеспечить условия познавательной деятельности и развития нравственных качеств воспитанников;
- повысить имидж школы.
Обозначили задачи:
- Создать школьную организацию для реализации поставленных целей.
- Организовать ее деятельность так, чтобы жизнь ребенка стала более яркой и насыщенной во внеурочное время.
- Создать необходимые условия для сплочения детского коллектива и нормирования в общении, взаимоотношении всех возрастных групп.
- Привить общечеловеческие нравственные ценности.
- Приобщить детей к отечественной истории, родной культуре и искусству.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
I. Структура. (Рисунок 1)
Структура школьного соуправления представлена следующим образом: деятельность организации координирует Совет Академии. Совет “Академии Успеха” является высшим органом соуправления, уполномоченным решать вопросы, связанные с внеклассной деятельностью школьников, организацией дежурств, участием в конкурсах, соревнованиях, акциях; вопросы о поощрении и наложении взысканий на отдельных обучающихся. В состав Совета входят: председатель Совета Академии, избранный на ученической конференции; заместитель директора по воспитательной работе, педагог дополнительного образования – это представители педагогического коллектива, а также учащиеся, возглавляющие каждый Институт в составе “Академии Успеха”, избранные на заседании Института. Члены данного органа соуправления собираются на заседания два раза в год: в сентябре (планируют работу на новый учебный год) и в мае (подводят итоги уходящего учебного года и определяют цели и задачи на будущий учебный год).
Совету Академии подчиняются следующие Институты:
- Институт культуры, состоящий из педагогов дополнительного образования, классных кураторов группы “Досуг”. На Институт культуры ложится ответственность за организацию и проведение всевозможных мероприятий: акций, праздников, концертов, экскурсий, встреч с интересными людьми, развитие художественного творчества учащихся.
- Институт права в составе заместителя директора по учебной работе, инспектора по охране прав детства, старост классов, в функции которого входит разрешение конфликтных ситуаций, организация дежурств по школе и на дискотеках, субботников, выражение интересов учащихся, анализ их проблем, контроль за посещаемостью, сохранностью имущества школы, участие в советах профилактики правонарушений.
- Социальный институт, состоящий из классных руководителей социально-экономических классов, председатели классов. Задача сектора – обеспечение внешних связей с общественными организациями, проектная деятельность, налаживание связей с социумом, помощь в трудоустройстве.
- Институт здоровья, включающий учителей физкультуры, школьного библиотекаря, классных кураторов групп “Спорт и Здоровье”, отвечающий за профилактику правонарушений, профилактику употребления ПАВ, формирование ЗОЖ, проведение спортивных мероприятий.
- Институт интеллекта, включающий заместителя директора по методической работе, руководителей школьных методических объединений учителей-предметников, классных кураторов групп “Учеба и дисциплина”, занимающийся исследовательской деятельностью, участием в олимпиадах, интеллектуальных играх.
- Институт добрых дел, состоящий из педагога дополнительного образования, руководителей школьных методических объединений классных руководителей, классных кураторов групп “Забота”, отвечающий за шефскую, вожатскую работу, работу с ветеранами.
- Центр СМИ. В обязанности сотрудников и учащихся, включенных в Центр (заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики, учитель ИЗО, классные кураторы пресс-групп) входят сбор, обработка, освещение информации о событиях жизни учащихся на стендах, в газетах, на сайте школы (школьная газета, заметки в районную газету, линейки, информационная работа), профориентационная работа.
- Институт благородных девиц (руководители кружков и секций, учителя технологии, учащиеся из классных групп “Досуг”, отвечающие за дополнительное образование - девочки) – женские спортивные секции, вокальные группы, ателье по пошиву “Золушка”.
- Мужской клуб - руководители кружков и секций, учителя технологии, учащиеся из классных групп “Досуг” - мальчики, отвечающие за дополнительное образование (мужские спортивные секции, ВИА).
Деятельность каждого Института в составе “Академии успеха” координируют учителя-кураторы (Рисунок 2). Направления деятельности всех Институтов в составе “Академии Успеха” взаимосвязаны. Миссия их членов – дополнять и помогать друг другу в работе. Совместными усилиями органы соуправления решают следующие задачи:
- поддержка инициатив учащихся;
- формирование традиций школы;
- формирование и обучение актива учащихся, организация преемственности в деятельности соуправления;
- содействие организации научно-исследовательской работы учащихся;
- участие в благоустройстве школы;
- создание единого информационного пространства для учащихся;
- укрепление положительного имиджа школы.
Начальным этапом одновременно с организацией работы школьного соуправления выстраивалось самоуправление в классе на основе выборности, добровольности, учета интересов. Данная работа представлена следующим образом (Рисунок 3).
Во главе класса находятся два человека: староста и председатель. Необходимо, чтобы учащиеся, которым доверили эти должности, учились договариваться друг с другом, в процессе общения приходить к единому мнению. При выборе старосты и председателя в классе рекомендовано использовать два принципа: назначение и выдвижение:
- назначить старосту и председателя классный руководитель может, когда в группе еще нет самостоятельного сплоченного коллектива;
- в сформированных, сплоченных коллективах следует переходить к выборности старосты и председателя.
Выборы проходят путем открытого или тайного голосования. Выполнение старостой и председателем своих обязанностей рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к ним самих учеников, классного руководителя, педагогического коллектива.
Староста и председатель могут быть переназначены (переизбраны) в конце каждого полугодия или учебного года: тогда они будут чувствовать себя уполномоченными коллектива и не превратятся в отягощенное большим количеством обязанностей несменяемое должностное лицо. Система переизбрания дает возможность максимально реализовать принципы демократизма, открытости и коллегиальности в управлении школы. Многие учащиеся смогут попробовать свои силы в роли управленца, и, таким образом, удастся привлечь большее количество обучающихся к соуправлению.
Данная работа реализуется с помощью следующих методов и средств:
- создание постоянных и временных групп;
- системность;
- КТД, деловые игры, тренинги, конкурсы, круглые столы, диспуты, конференции;
- взаимодействие с учреждениями социума (Рисунок 4)
- символика, атрибутика (эмблема и гимн школы) (Рисунок 5)
На заседании Совета Академии разработаны правила, которые рекомендуется соблюдать всем участникам образовательно-воспитательного процесса:
-
Всем взрослым говорить “Здравствуйте!”.
- Уважать достоинство каждого.
- Не опаздывать на уроки.
- Поддерживать в школе чистоту и беречь школьное имущество
- Не иметь плохих привычек.
- Помнить, что школа – официальное учреждение, в котором принят деловой стиль одежды.
Процесс соуправления строится на принципах демократии и гуманизма. Предполагается развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса, диалога между управляющей и управляемой подсистемами, сочетания личного и общественного. Особый упор делается на мотивацию на успех, коллективную ответственность, личную заинтересованность, внедрение инноваций, взаимопомощь и преемственность [Т.С. Широбокова “Справочник классного руководителя и заместителя директора по ВР”, № 5, 2012].
Приняты принципы:
Принцип дела: Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай!
Принцип творчества: Все делай творчески, иначе зачем!
II. Предполагаемые результаты
- Осознание подростком своей значимости, понимание того, что он что-либо делает лучше других, что он обладает внутренней силой, которая может привести к ожидаемому результату.
- Признание его авторитета среди сверстников и взрослых, развитие навыков общения, активное участие в делах коллектива.
- Самоутверждение личности в коллективе, возможность конкретному ребенку свободно высказывать свои взгляды, отстаивать свои интересы.
- Освоение активного стиля общения; углубление процессов самораскрытия; отработка навыков понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепление доверительного стиля общения.
Список литературы
- Т.С. Широбокова “Справочник классного руководителя и заместителя директора по ВР”, № 5, 2012 г., ЗАО “МЦФЭР” г. Москва.
- Н.Ф. Дик, Т.И. Дик “Воспитательная работа со старшеклассниками”, “Феникс”, г. Ростов-на-Дону, 2008 г.
- Л.В. Голубева, Г.П. Попова “Справочник заместителя директора по воспитательной работе”, издательство “Учитель”, г. Волгоград.
- Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко “Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе”, ООО “5 за знания”, г. Воронеж, 2005 г.