ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

В нашей школе кабинет английского языка оснащен компьютером с колонками, мультимедийным проектором, экраном, что дает возможность использовать аудиоприложения, компьютерные программы входящие в состав УМК для каждого класса непосредственно в кабинете.

Так же, еще одним своим рабочим местом я считаю наш компьютерный класс, который я использую как лингафонный кабинет– класс оборудован комплектом наушников, а меня есть соответствующий материал.

На своих уроках я применяю ИКТ с различными целями:

  1. Предъявление нового материала.
  2. Закрепление.
  3. Контроль полученных знаний.

Для реализации всех достоинств ИКТ я использую обучающие компьютерные программы, видеоуроки, ресурсы Интернет, создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, анимацию, в которых показаны самые выигрышные моменты.

Так при изучении страноведческого материала наглядность незаменима, невозможно говорить о королевской семье, не предоставив фотографии, знакомство с достопримечательностями страны должно сопровождаться их изображениями. Привлекают учащихся и такие уроки, как “уроки– путешествия”, и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность.

При знакомстве с реалиями, понятиями и фактами иностранной культуры ИКТ дает возможность использовать различные сочетания разнообразной аудио и видео наглядности.

При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.

При изучении грамматики, возможно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления.

При закреплении, я преобразую материал учебника; упражнения и тексты представляю в различных вариантах. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий.

При обучении грамматики наглядность позволяет формировать продуктивные навыки письменной речи. Используя анимацию объектов, можно выделить изученное грамматическое явление. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками.

Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины “Кто хочет стать миллионером?” (“Кто лучше всех знает английский?”) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности учащихся.

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

– быстрое получение результатов;
– объективность в оценке знаний;
– позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
– дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
– компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматической системой) и в режиме offline (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

Рассмотрим применение ИКТ в соответствии с конкретными целями, которые преследуются при работе над каждым видом речевой деятельности и аспектом языка.

Говорение.

Учащимся предлагается материал по определенной тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Используя ИКТ, ребята совершают виртуальные путешествия по странам, городам, картинным галереям, музеям, выставкам и т.д. и рассказывают о том, что они видят, описывают картины, высказывают свое впечатление, объясняют, убеждают. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог.

Письмо.

Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся фиксируют свои высказывания и высказывания других, выписывают из прочитанного, трансформируя материал, сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо– русских и русско– английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Чтение.

ИКТ дает мне возможность использовать Instant Lessons, опубликованные на веб-сайте Интернет-издательства “English-To-Go”, которые помогут закрепить и расширить лексический запас, закрепить грамматические навыки.

Задания этих уроков построены на аутентичных статьях информационных агентств, что позволяет учащимся знакомиться с современной тематикой и лексикой газетных статей, знакомиться с различными точками зрения на одни и те же события, происходящие в мире.

Сегодня практически все крупные газеты Великобритании и США размещают в Интернете свои версии, что позволяет учителю во– первых, поддерживать свой языковой уровень и уровень социокультурной компетенции, а во-вторых, использовать выбранные им статьи для достижения учебных целей урока.

Аудирование: умение понимать аутентическую речь.

Учащиеся выполняют задания индивидуально, каждый имеет возможность работать в своем темпе, что невозможно в обычной аудитории при прослушивании аудиозаписи с магнитофона или СD-проигрывателя. В своей работе я в основном использую пособие Шереметьевой “Английский язык. Аудирование”. Данный курс состоит из 25 тематических разделов с заданиями 3-х уровней сложности к аудиотекстам, представленными на прилагаемом компакт-диске. Коллекция не связанных между собой уроков, которые можно “привязать” к темам учебной программы очень популярны среди учащихся старших классов. Тексты начитаны носителями, лексико– грамматические упражнения объемны и разнообразны.

Проектная деятельность учащихся.

Традиционно изучение темы заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация– это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.

Проектные работы пользуются неизменной популярностью. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры изучаемой страны.

Внеурочная деятельность.

Эффективно использую средства ИКТ и во внеурочной деятельности: проведение предметных недель, цикл игровых внеклассных мероприятий “Enjoy English”, элективный курс “Customs, traditions and festivals of the United Kingdom” “В Соединенном Королевстве принято так” (об Английских традициях).

Об этом свидетельствует положительная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах, фестивалях на муниципальном уровне.

Дети готовят проекты, рефераты-презентации, работы для научно-практической конференции.

Экспериментальная деятельность.

Изучив опыт использования новых информационных технологий в преподавании английского языка, проанализировав существующее программное обеспечение информационных технологий в области преподавания английского языка и степени мотивации и интереса к иноязычной культуре было обращено внимание на межкультурное и межличностное общение с носителями языка, способность и готовность представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур и принято решение посмотреть экспериментальным путем помогает ли ИКТ в формировании социокультурной компетенции учащихся.

Таким образом, с 2010 года в нашей школе работает экспериментальная площадка по теме “Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами ИКТ”.

Цель площадки: определить уровень сформированности социокультурной компетенции учащихся и эффективности ее развития через расширение информационного пространства средствами ИКТ.

Основные направления экспериментальной деятельности:

– совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом по предмету;
– создание условий для формирования ИК-компетенций педагога и учащихся через системное использование информационных ресурсов в учебной и внеурочной деятельности;
– представление и распространение опыта работы;
– мониторинг эффективности реализации эксперимента.

В заключении хочется сказать, что труд, затраченный на внедрение в обучении ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.