В настоящее время нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, С.В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки–нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А.Репина).
Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.
В системе дошкольного образования России всегда большое внимание уделялось праздникам. Праздник – событие, как день радости и торжества, прочно вошел в жизнь детских садов. Важной особенностью праздников в детском саду является удивительное единение на них педагогического коллектива с родителями. Педагогические коллективы используют радостную атмосферу праздников в целях повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития детей. В решении сложных и многоплановых вопросов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. (Приложение 1)
Для того чтобы помочь родителям (Приложение 2) и воспитателям (Приложение 3) нашего детского сада в решении этой сложной и значимой проблемы, мы разработали сценарии для проведения специальных праздников: праздника девочек и праздника мальчиков, а также использование гендерной индентичности на таких праздниках: 8 Марта, День Защитников Отечества, Праздник Взросления, Новый год. На праздниках мы формируем и закрепляем умение дифференцировать себя от представителей другого пола, стимулируем желание ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое “Я”, создаем у детей радостное настроение и положительный эмоциональный подъем. Через использование разнообразных методов и приемов развиваем качества свойственные девочкам и мальчикам. Прививаем правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать девочка: женственность, нежность, заботливость, у мальчиков – становление мужественности, смелости, умение прийти на выручку.
Мы предлагаем сценарии праздников мальчиков и девочек, которые мы апробировали в 2011-2013 учебном году (Приложение 4).
Цель праздников:
- формирование у детей гендерной устойчивости;
- повышение уровня педагогической культуры родителей.
Задачи:
- закрепить умение дифференцировать себя от представителей другого пола, усвоение модели мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношении полов;
- объяснить родителям, что на четвертом году жизни необходимо создавать условия для того, чтобы дети утверждались в своих гендерных ролях: я – девочка, я – мальчик.
Важным педагогическим условием, направленным на решение этих задач, является проведение специальных праздников: праздника девочек и праздника мальчиков.
Представление
на участие в городском конкурсе
программно-методических материалов
“Инновационные технологии в обучении и
воспитании
как основа повышения качества общего
образования”
ОУ детский сад № 11 “Малахитовая шкатулка” - структурное подразделение Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа – детский сад комбинированного вида “Росинка”.
Номинация – сценарии.
Вид методических материалов – конспекты сценариев.
Составитель (автор) – музыкальные руководители высшей квалификационной категории Полякова Елена Валериевна, Романенко Валентина Анатольевна.
Цель методических материалов – воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду с акцентом на формирование гендерной идентичности.
Прошли апробацию (когда, где) с детьми младшего дошкольного возраста в 2010 – 2011 учебном году.
Результаты апробации (в чем выражены) – опыт работы отмечен Благодарственным письмом за участие в VII конкурсе “Камертон” “Крепкая семья – крепкая держава”, в номинации “Культурный проект” проводимым общественным составом при палате Представителей Законодательного собрания Свердловской области.
Рекомендованы к участию в Конкурсе – протокол № 3 педагогического совета детского сада от 14.12.2011 год.
Руководитель ОУ
“____”____________________2012 г.