Сценарий открытого урока по русскому языку на тему:" Употребление разделительного твёрдого знака" (2 класс).
Система учебников (УМК) "Перспектива".
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.
Тип урока: ОНЗ.
Цель урока: уточнить правило написания разделительного твёрдого знака в словах.
Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:
1. Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные: действие смыслообразования.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в прбном учебном действии. УУД - познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные: контроль.
3. Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные: постановка и формулирование проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание, планирование, познавательные: выбор способов решения проблемы.
5. Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные: выделение необходимой информации, анализ, синтез.
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.
8. Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция, оценка.
9. Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.
Форы учебного сотрудничества: групповая, парная.
Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.
Планируемый результат: уточнено правило и сформировано умение применять его на практике.
Демонстрационный материал, оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику "Русский язык" 2 класс (Л.Ф .Климанова, Т.В. Бабушкина), МакБуки.
Раздаточный материал: карточка №1 для этапа повторения, карточка №2 для пробного учебного действия, лист- помощник .
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока,
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
- Посмотрите на нашего помощника профессора Ивана Ивановича Самоварова и послушайте его сообщение.
Учащиеся прослушивают правило из электронного приложения.
- О чём это правило? (В правиле говорится о том, когда пишется разделительный твёрдый знак)
(Слайд № 1). Презентация
- Вам оно знакомо? (Да)
- Что в нём не известно? (Неизвестно в каком месте слова пишется разделительный твёрдый знак).
- Хотите узнать? А для этого придётся поработать.
- С какой важной темой мы познакомились на прошлом уроке? (Приставка.)
- Сегодня мы продолжим нашу работу. Как же будет построен наш урок? (Мы должны понять, что мы ещё не знаем, постараться самим "открыть" новое знание)
- С чего начнём урок? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
1) актуализировать знания о приставке,
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию,
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока,
5) организовать выполнение пробного учебного действия и фиксацию затруднения,
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное
затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.
- Давайте вспомним, что мы знаем о приставке?
- При разборе слова по составу, что необходимо найти сначала? (Нужно найти корень.)
- Я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1.
Выдели в словах приставки.
Побег, отморозил, подводный, принёс, затруднение.
Учащиеся по цепочке комментируют свой ответ. Учитель открывает на доске образец проверки. (Слайд № 2)
- Кто выполнил задание без ошибок? Какой сделаете вывод? (Мы научились находить в словах приставки.)
- Поставьте себе на листочке "+".
- Кто допустил ошибки? А вы какой сделаете вывод? (Надо ещё потренироваться.)
- Поставьте себе " ?".
Минутка чистописания.
- Пропишите в тетради все приставки из вашего задания. (Образец на доске.)
-Этап повторения закончился. Что вы повторили и научились делать? (Мы повторили, что такое приставка и научились находить её в словах.)
- Что вас ждёт дальше? (Задание для пробного учебного действия.)
- Верно. Посмотрите на карточку №2. С помощью слова "ехал" и приставок: НА С, ПОД, В образуйте новые слова и запишите их на маркерных досках.
Учитель просматривает маркерные доски учеников, у которых разные / одинаковые варианты записи слов.
Если всё верно:
- Вы дали одинаковые ответы.
- Как докажите, что вы правы? (Доказать мы не можем.)
Если есть различия:
- Что видите? (Выполнили задание по-разному.)
- Кто считает свой ответ верным и может это доказать. (Доказать мы не можем.)
Вы зафиксировали затруднение. Что дальше? (Понять причину затруднения)
3. Выявление причины и места затруднения.
Цель: выявить место и причину затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Надо было с помощью приставок и слова "ехал" образовать новые слова.)
- В чём возникло расхождение ? (Расхождение возникло в написании.)
- А что вам обычно помогает писать слова правильно? (Нам помогает правило.)
- Каким правилом вы пользовались при выполнении задания? (Правило, которое мы знаем и повторили в начале урока.)
- Но вспомните, что нам в нем не известно? (Неизвестно в каком определённом месте нужно писать разделительный твёрдый знак.)
- Нам нужно новое правило или его нужно уточнить? Что уточнить? (Уточнить место написания разделительного твёрдого знака.)
- В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, в каком месте пишется разделительный твёрдый знак.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока,
2) определить средства достижения цели и построить план.
- Молодцы! Поняв причину затруднения, надо ...(поставить цель.)
- Какова же цель нашего урока? (Уточнить случаи употребления разделительного твёрдого знака.)
- Назовите тему урока. (Слайд № 3 "Употребление разделительного твёрдого знака в словах".)
- А теперь вспомним, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили, что такое приставка.)
- Для чего мы это делали? (Эти знания помогут сделать "открытие".)
- Молодцы! Тему назвали, цель поставили, средства определили. Начинаем действовать! Для того чтобы вам помочь, я предлагаю поработать по плану на листах-помощниках.
5. Реализация построенного проекта.
Цели:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом,
2) организовать фиксацию преодоления затруднения,
3) организовать уточнение нового знания.
- Я предлагаю поработать в группах. Помните, какую роль играет ответственный в группе.
Учащимся раздаются листы-помощники с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.
Лист-помощник.
1. Прочитайте слова: надул, съел, подъём, объявил, запел, предъюбилейный.
2. Определите корень и выделите в словах приставки.
3. Посмотрите, на что заканчивается приставка, в которой есть (ъ.)
4. Посмотрите, перед какими буквами пишется (ъ.)
5. Сделайте вывод.
Вставьте пропущенные слова в правило:
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после ________, которые заканчиваются на _________, перед буквами _____________
- Где мы можем проверить правильность ваших ответов? (Нам поможет учебник.)
- Откройте учебник на странице 60 и прочитайте правило.
- Какой вывод сделаете? (Мы верно составили правило.)
Учитель обращает внимание детей на эталон правила. (Слайд № 4)
- Чего же не хватает ? Какого уточнения? (Нужно дорисовать знак-приставку.)
- Молодцы! А теперь вернёмся к заданию для пробного учебного действия. Как нужно писать слова: съехал, подъехал, въехал? (Нужно писать с разделительным твёрдым знаком.) Почему? (Приставка оканчивается на согласный.)
- Нужен разделительный твёрдый знак в слове" наехал"? Почему? (Приставка оканчивается на гласный.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Какой следующий этап вашей работы? (Потренироваться в умении пользоваться правилом.)
Физминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.
Фронтальная работа.
- Найдите в рабочей тетради на странице 25 упражнение №145. Прочитайте задание .Мы поработаем с первым и вторым столбиком.
Ученики по цепочке выполняют задание с комментированием.
Работа в парах.
- А теперь поработайте в парах с третьим столбиком .Выполните задание письменно.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием .Проверка организуется по образцу. (Слайд № 5)
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чём ошибки?
- Исправьте ошибки.
- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с проверкой по эталону.
Цели:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке,
2) проверить умение пользоваться правилом.
- Я предлагаю вам выполнить в рабочей тетради упражнение №144 на странице 24.
- Прочитайте инструкцию к упражнению.
- Вам понятно задание?
Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Проверка организуется по образцу.
(Слайд № 6)
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чём ошибки?(...)
- Исправьте ошибки.
- Сделайте вывод.(Нужно ещё потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод.(Мы всё хорошо усвоили.)
- Молодцы!
- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".
Гимнастика для глаз.
8. Включение в систему новых знаний и повторение.
Цели:
1) включить новое знание в систему знаний,
2) тренировать умение применять правило.
- А сейчас я предлагаю выполнить последнее интересное задание .Работать вы будете на МакБуках в парах.
Учащиеся открывают МакБуки на заготовленной
интернет-странице
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa
3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf и выполняют задание
из "Единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов".
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,
2) оценить свою работу и работу класса на уроке,
3) обсудить домашнее задание.
- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Уточнить правило употребления разделительного твёрдого знака.)
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- У кого не возникло трудностей в "открытии" нового?
- Кому ещё трудно?
- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке .Нарисуйте на маркерной доске "лестницу успеха".Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили все задания без ошибок и нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы или были ошибки в других заданиях, поставьте себя на среднюю ступеньку .Если у вас во всех заданиях ошибки и остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на "лестнице успеха" .Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
Далее учитель комментирует домашнее задание.
Домашнее задание: упражнение № 82 на странице 61 (учебник), выучить правило на странице 60.