Употребление разделительного твердого знака

Разделы: Начальная школа


Сценарий открытого урока по русскому языку на тему:" Употребление разделительного твёрдого знака" (2 класс).

Система учебников (УМК) "Перспектива".

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Тип урока: ОНЗ.

Цель урока: уточнить правило написания разделительного твёрдого знака в словах.

Этапы урока и УУД, формирующиеся на данном этапе:

1. Мотивация к учебной деятельности. УУД - регулятивные: волевая саморегуляция, личностные: действие смыслообразования.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в прбном учебном действии. УУД - познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, познавательные: контроль.

3. Выявление места и причины затруднения. УУД – познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения. УУД - регулятивные: целеполагание, планирование, познавательные: выбор способов решения проблемы.

5. Реализация построенного проекта. УУД – коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли, познавательные: выделение необходимой информации, анализ, синтез.

6  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД – коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД – регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

8. Включение в систему знаний и повторение. УУД - регулятивные: коррекция, оценка.

9. Рефлексия учебной деятельности. УУД - познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные: умение выражать свои мысли, регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.

Форы учебного сотрудничества: групповая, парная.

Предполагаемый контроль: текущий, взаимоконтроль, самоконтроль.

Планируемый результат: уточнено правило и сформировано умение применять его на практике.

Демонстрационный материал, оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику "Русский язык" 2 класс (Л.Ф .Климанова, Т.В. Бабушкина), МакБуки.

Раздаточный материал: карточка №1 для этапа повторения, карточка №2 для пробного учебного действия, лист- помощник .

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, 2) определение содержательных рамок урока,

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

- Посмотрите на нашего помощника профессора Ивана Ивановича Самоварова и послушайте его сообщение.

Учащиеся прослушивают правило из электронного приложения.

- О чём это правило? (В правиле говорится о том, когда пишется разделительный твёрдый знак)

(Слайд № 1). Презентация

- Вам оно знакомо? (Да)

- Что в нём не известно? (Неизвестно в каком месте слова пишется разделительный твёрдый знак).

- Хотите узнать? А для этого придётся поработать.

- С какой важной темой мы познакомились на прошлом уроке? (Приставка.)

- Сегодня мы продолжим нашу работу. Как же будет построен наш урок? (Мы должны понять, что мы ещё не знаем, постараться самим "открыть" новое знание)

- С чего начнём урок? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

1) актуализировать знания о приставке,

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию,

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока,

5) организовать выполнение пробного учебного действия и фиксацию затруднения,

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное

затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

- Давайте вспомним, что мы знаем о приставке?

- При разборе слова по составу, что необходимо найти сначала? (Нужно найти корень.)

- Я предлагаю вам выполнить задание на карточке №1.

Выдели в словах приставки.

Побег, отморозил, подводный, принёс, затруднение.

Учащиеся по цепочке комментируют свой ответ. Учитель открывает на доске образец проверки. (Слайд № 2)

- Кто выполнил задание без ошибок? Какой сделаете вывод? (Мы научились находить в словах приставки.)

- Поставьте себе на листочке "+".

- Кто допустил ошибки? А вы какой сделаете вывод? (Надо ещё потренироваться.)

- Поставьте себе " ?".

Минутка чистописания.

- Пропишите в тетради все приставки из вашего задания. (Образец на доске.)

-Этап повторения закончился. Что вы повторили и научились делать? (Мы повторили, что такое приставка и научились находить её в словах.)

- Что вас ждёт дальше? (Задание для пробного учебного действия.)

- Верно. Посмотрите на карточку №2. С помощью слова "ехал" и приставок: НА С, ПОД, В образуйте новые слова и запишите их на маркерных досках.

Учитель просматривает маркерные доски учеников, у которых разные / одинаковые варианты записи слов.

Если всё верно:

- Вы дали одинаковые ответы.

- Как докажите, что вы правы? (Доказать мы не можем.)

Если есть различия:

- Что видите? (Выполнили задание по-разному.)

- Кто считает свой ответ верным и может это доказать. (Доказать мы не можем.)

Вы зафиксировали затруднение. Что дальше? (Понять причину затруднения)

3. Выявление причины и места затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Надо было с помощью приставок и слова "ехал" образовать новые слова.)

- В чём возникло расхождение ? (Расхождение возникло в написании.)

- А что вам обычно помогает писать слова правильно? (Нам помогает правило.)

- Каким правилом вы пользовались при выполнении задания? (Правило, которое мы знаем и повторили в начале урока.)

- Но вспомните, что нам в нем не известно? (Неизвестно в каком определённом месте нужно писать разделительный твёрдый знак.)

- Нам нужно новое правило или его нужно уточнить? Что уточнить? (Уточнить место написания разделительного твёрдого знака.)

- В чём причина вашего затруднения? (Не знаем, в каком месте пишется разделительный твёрдый знак.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока,

2) определить средства достижения цели и построить план.

- Молодцы! Поняв причину затруднения, надо ...(поставить цель.)

- Какова же цель нашего урока? (Уточнить случаи употребления разделительного твёрдого знака.)

- Назовите тему урока. (Слайд № 3 "Употребление разделительного твёрдого знака в словах".)

- А теперь вспомним, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили, что такое приставка.)

- Для чего мы это делали? (Эти знания помогут сделать "открытие".)

- Молодцы! Тему назвали, цель поставили, средства определили. Начинаем действовать! Для того чтобы вам помочь, я предлагаю поработать по плану на листах-помощниках.

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом,

2) организовать фиксацию преодоления затруднения,

3) организовать уточнение нового знания.

- Я предлагаю поработать в группах. Помните, какую роль играет ответственный в группе.

Учащимся раздаются листы-помощники с планом. Далее работа организуется по формулированию правила.

Лист-помощник.

1. Прочитайте слова: надул, съел, подъём, объявил, запел, предъюбилейный.

2. Определите корень и выделите в словах приставки.

3. Посмотрите, на что заканчивается приставка, в которой есть (ъ.)

4. Посмотрите, перед какими буквами пишется (ъ.)

5. Сделайте вывод.

Вставьте пропущенные слова в правило:

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после ________, которые заканчиваются на _________, перед буквами _____________

- Где мы можем проверить правильность ваших ответов? (Нам поможет учебник.)

- Откройте учебник на странице 60 и прочитайте правило.

- Какой вывод сделаете? (Мы верно составили правило.)

Учитель обращает внимание детей на эталон правила. (Слайд № 4)

- Чего же не хватает ? Какого уточнения? (Нужно дорисовать знак-приставку.)

- Молодцы! А теперь вернёмся к заданию для пробного учебного действия. Как нужно писать слова: съехал, подъехал, въехал? (Нужно писать с разделительным твёрдым знаком.) Почему? (Приставка оканчивается на согласный.)

- Нужен разделительный твёрдый знак в слове" наехал"? Почему? (Приставка оканчивается на гласный.)

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Какой следующий этап вашей работы? (Потренироваться в умении пользоваться правилом.)

Физминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение пользоваться правилом.

Фронтальная работа.

- Найдите в рабочей тетради на странице 25 упражнение №145. Прочитайте задание .Мы поработаем с первым и вторым столбиком.

Ученики по цепочке выполняют задание с комментированием.

Работа в парах.

- А теперь поработайте в парах с третьим столбиком .Выполните задание письменно.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием .Проверка организуется по образцу. (Слайд № 5)

- Проверьте свои результаты.

- Кто из вас ошибся?

- В чём ошибки?

- Исправьте ошибки.

- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".

- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с проверкой по эталону.

Цели:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке,

2) проверить умение пользоваться правилом.

- Я предлагаю вам выполнить в рабочей тетради упражнение №144 на странице 24.

- Прочитайте инструкцию к упражнению.

- Вам понятно задание?

Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Проверка организуется по образцу.

(Слайд № 6)

- Проверьте свои результаты.

- Кто из вас ошибся?

- В чём ошибки?(...)

- Исправьте ошибки.

- Сделайте вывод.(Нужно ещё потренироваться.)

- Кто не ошибся?

- Сделайте вывод.(Мы всё хорошо усвоили.)

- Молодцы!

- Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".

Гимнастика для глаз.

8. Включение в систему новых знаний и повторение.

Цели:

1) включить новое знание в систему знаний,

2) тренировать умение применять правило.

- А сейчас я предлагаю выполнить последнее интересное задание .Работать вы будете на МакБуках в парах.

Учащиеся открывают МакБуки на заготовленной интернет-странице
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6691fc36-6c09-4ae1-baa
3-9237700d87e2/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BID_038%5D.swf и выполняют задание из "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов".

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке,

3) обсудить домашнее задание.

- Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Уточнить правило употребления разделительного твёрдого знака.)

- Вам удалось достичь цели? (Да.)

- У кого не возникло трудностей в "открытии" нового?

- Кому ещё трудно?

- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке .Нарисуйте на маркерной доске "лестницу успеха".Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили все задания без ошибок и нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы или были ошибки в других заданиях, поставьте себя на среднюю ступеньку .Если у вас во всех заданиях ошибки и остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на "лестнице успеха" .Учитель анализирует результаты оценивания.

- Какие вопросы остались на конец урока?

Далее учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание: упражнение № 82 на странице 61 (учебник), выучить правило на странице 60.