В настоящее время информатику рассматривают как науку о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Информатика становится интегрирующей дисциплиной, ее понятийный аппарат связывает в единую системную картину знания естественнонаучных дисциплин, таких как физика, математика.
Обучение школьников информатике способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Именно поэтому значительную роль в формировании научного мировоззрения на уроках информатике, должно отводиться изучению, в первую очередь, основным элементам ее теоретической составляющей: основы математической логики.
В тоже время анализ государственного общеобразовательного стандарта показал, что на изучение логических основ информатики отводиться не достаточное количество учебного времени, что не позволяет более качественно подготовиться школьникам к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ, 20 % заданий которого проверяют уровень знаний учащимися логических основ информатики.
Выше указанное, обуславливает необходимость поиска более эффективных форм, средств, методических приемов обучения школьников математическим основам информатики.
С другой стороны с введением ФГОС второго поколения важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда (ИОС). Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС ООО) включает:
• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
• совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
Таким образов, в настоящее время самой перспективной инновационной, стремительно развивающейся формой обучения становится создание и применение цифровых образовательных ресурсов, к которым можно отнести и электронные учебно-методические комплексы.
В учебно-методическом комплексе собраны и обобщены теоретические и практические материалы учителя информатики высшей категории муниципального образовательного учреждения “Средней общеобразовательной школы № 85 г. Ульяновска” Романовой Ю.В. по данной теме. Комплекс соответствует требованиям примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и может быть использовано как учителями на уроке, так и учащимися в процессе самостоятельного изучения материала. Он содержит примеры и задания разного уровня сложности. Пособие позволит учителю скорректировать работу учащегося во внеурочное время: при подготовке домашнего задания или при самостоятельном изучении учащимся данной темы.
Электронный комплекс был создан с помощью языка HTML, Java, Java Script и представляет собой набор Web-страничек, связанных между собой. Для корректной работы электронной версии пособия необходимо наличие компьютера с операционной системой Windows 98/2000/XP,7 и браузер Internet Explorer 6.0 и выше. Электронная версия выглядит так.
Слева, в отдельном окошке, расположено меню - список тем (ссылок), а справа cнепосредственно материал темы, задание или тест. Меню напоминает всем известную программу “Проводник” операционной системы Windows и работает аналогично. Каждая тема в меню является папкой, которая содержит вложенные материалы.
Раздел на темы, для закрепления которых предлагается выполнить практические задания. В данном УМК содержится большое число практических задач и заданий по логике, предлагавшихся на занятиях по информатике в школе на уроках и факультативах. В конце раздела имеется контрольная работа. УМК также содержит промежуточное тестирование.
Благодаря разнообразию дифференцированных заданий, комплекс может быть использовано учителем на уроке, учащимися при самостоятельном изучении материала. Оно необходимо для того, чтобы плодотворно, рационально использовать возможности учебного времени на уроке и во время подготовки к нему. УМК призван помочь ученику спланировать и скоординировать самостоятельную работу в свободное от занятий время, при подготовке к уроку, а также во время болезни ученика или учителя.
УМК позволяет решать следующие задачи:
- освобождает время на уроке;
- качественно улучшает подготовку домашнего задания;
- позволяет рационально организовать домашний труд ученика.
Литература
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II Среднее (полное) общее образование. – М., 2004. – 266 с.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования/ Министерство образования РФ.. – М., 2004.
- Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатики и ИКТ” в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.,БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.,БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин и другие Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2011.
- Материалы с сайта доктора технических наук Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru