В нашем современном мире постоянно обновляются и совершенствуются формы, методы и приёмы помощи детям с проблемами речевого развития. Разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательный процесс принципиально новые информационно-коммуникационные технологии обучения, адекватные психофизическим возможностям каждого ребёнка, создаются, модифицируются действующие учебные пособия, появляются мультимедийные программы
На сегодняшний день мы говорим об инновационных технологиях:
- с позиции обновления содержания;
- с позиции модернизации условий;
- с позиции современных методов и приёмов
Особенностью программы является использование авторских мультимедийных компьютерных презентаций “Познаем мир с Электроником” и “Рассказываем с Электроником”, которые разрабатывались в течение 2010 года и апробировались на базе МБДОУ №28 (г. Тула), МБДОУ №168 (Тула), развивающего центра “Почемучка” (г. Москва). Оценка индивидуального речевого развития показала, что данные мультимедийные компьютерные презентации значительно повысили эффективность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – 1 “Об образовании”.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26” Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях”.
Данная программа разработана на основе:
- Основной общеобразовательной программы МДОУ № 28 – детский сад комбинированного вида (Приказ от 19.10.2011 № 157-а)
- Основной общеобразовательной программы МБДОУ №168 – детский сад комбинированного вида на период 2013-2014 (новая редакция) (приказ от 30.08.2013 №128-а)
- Программы “ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ”, под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2011 г.;
- “Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи” под ред. Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В. 2010 г.;
- “Программно-методических рекомендаций. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” Филичева Т. Е., Туманова Т.В., Чиркина Г. В., 2009 г.;
Программа “Познаем и рассказываем “В мире Электроника” описывает курс коррекционно-развивающей образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка и самостоятельной фразовой речи воспитанников 6—7 лет.
Цель: преодолевать речевые нарушения у детей путём развития лексико-грамматических средств языка и формирования самостоятельной фразовой речи через мультимедийные технологии.
Задачи:
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи;
- стимулирование развития и формирования познавательного интереса и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Коррекционно-развивающая программа “Познаем и рассказываем “В мире Электроника” реализуется по направлению: коррекционно-развивающей образовательной деятельности с воспитанниками. Программа определяет содержание работы, условия и формы коррекционно-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи 3-4 уровня.
Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей.
Программа коррекционно-развивающей образовательной деятельности (КРОД) рассчитана на 62 часа, 2 часа в неделю. Общее количество учебных недель — 31. Продолжительность КРОД – 30 минут. Непрерывная продолжительность работы с компьютером не превышает 10 минут. КРОД проводятся фронтально или по подгруппам. Продолжительность итогового КРОД составляет 60 минут, которое проводится в форме логопедической викторины.
Оценка индивидуального речевого развития проводится 2 раза в год: в сентябре и мае в индивидуальной форме.
Для удобства использования программы для педагогов разработаны технологические карты на каждую неделю и рабочие тетради.