Цель занятия:
воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.Методические указания:
Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
- литературно-музыкальная композиция;
- мультимедийная презентация (показ слайдов)
- фрагменты музыкальных произведений ;
Место проведения: школа, актовый зал.
Идет заставка с мирно гуляющими людьми в воскресный день (на сцене две пары детей играют в мяч). Раздаются звуки взрывов, дети замирают.
1-й ребенок: 22июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.
(Заставка песни “Священная война” со слайдами. На экране плакат “Родина – мать зовет”.)
2-й ребенок:
– Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
3-й ребенок:
– Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не вериться, что было.
1-й ребенок:
– Продвижение немцев в первые месяцы войны было очень стремительным. Враг рвался к Москве.
Исполняется “Марш защитников Москвы”. На экране изображение плаката “Защитим Москву”. Показывается сцена“Дети войны”.
Ребенок:
– Москва! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен не пели –
Их мало для нашей Москвы.
Вперед! В наступленье! Назад ни шагу!
За нашей спиной Москва!
Ребенок:
– За спиной Москва – столица мира!
За нее, в огне лихих годин,
Встали насмерть братья: сын башкира,
Русский, и татарин, и грузин.
Ребенок:
– Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз, надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Ребенок:
– Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Ребенок:
– И вражьих пикировщиков орава,
И грохот бомб солдату нипочем,
Когда в груди живет и крепнет право
Любить Москву и зваться москвичом!
(Песня “Москвичи”.)
Ребенок:
– Не надо фраз про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли. И назад – ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.
Ребенок:
– Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
Зарю победы, ощутив едва.
И умирали, зная– будем живы,
Была б жива, священная Москва.
Ребенок:
– О, Москва! Ты сердце всей России!
Из очей твоих струится свет.
Живы мы, хоть нас свинцом косили.
Без тебя, Москва, нам жизни нет!
(Сцена “Дети войны”.)
Дети из 2 “б” класса сидят на ступеньках. Показываются слайды с изображением детей военных лет. Дети из 2 “а” класса читают стихи.
Ребенок:
Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом.
Дети войны – и дыбом волосы.
На челках детских – седые волосы.
Ребенок:
– Глаза девчонки семилетней
Как два потухших огонька.
На детском личике заметней
Большая тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(Песня “Трубач”.)
Ребенок:
– Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
Ребенок:
– На пороге они помаячили
И ушли за солдатом, солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Ребенок:
– Здесь каждый дом стоит как дот.
И тянуться во мгле
Зенитки с крыши в небосвод.
Как шпили на Кремле.
Ребенок:
– И каждый взрыв или пожар
В любом твоем дому.
Я ощущаю как удар,
По сердцу моему.
Ребенок:
– На окнах белые кресты
Мелькают второпях, –
Такой же крест поставишь ты,
Москва на всех врагах.
Ребенок:
– Мы по дорогам пыльным шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Ребенок:
– Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали.
И песня нашей спутницей была.
В бою. В походе. На ночном привале.
(Инсценировка песни “Землянка”.)
Ребенок:
– Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!
Ребенок:
– Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
(Исполняется “Гимн Москвы”.)