Способ обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова

Разделы: Начальная школа


На сегодняшний день к числу планируемых Приоритетным направлением современной образовательной политики нашей страны является комплексная модернизация на всех его уровнях и ступенях. Цель образования соотносится с формированием ключевых компетенций, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. В стратегии инновационного развития Российской Федерации “Инновационная Россия 2020” напрямую подчеркивается, что целенаправленная работа по формированию компетенций только началась. В этой связи выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образования. А к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Поэтому перед учителем встала задача разработки уроков, в которых будут отражены оценочные процедуры формирующего оценивания. Как построить урок, направленный на формирование универсальных учебных действий? примером такого урока может служить урок русского языка в 3 классе.
  • Предметная линия: способ обозначения фонем буквами.

Предметная линия: способ обозначения фонем буквами.

Тема: способ обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова.

Цели урока:

а) предметная: конкретизировать способ обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова;
б) метапредметная: отрабатывать умение продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога;
в) личностная: развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству.

Предметные задачи урока:

– уточнить способ обозначения гласных и согласных фонем;
– обнаружить возможность обозначения буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова;
– отрабатывать умение парного и группового взаимодействия

ПРОЕКТ УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые универсальные умения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы

Актуализация

1. Учащимся предлагается выполнить задание:
1) Запишите в транскрипции слова: сад и леса
2) Ниже запишите звуками изменение каждого слова по числу, обозначьте сильные и слабые позиции всех звуков.
3) Далее выполните фонемную запись первых слов.
4) Можете ли вы теперь записать оба изменения буквами? Запишите и выделите корни в каждой паре. Получилось?
5) Оцените, как вы справляетесь с обозначением буквами фонем на волшебной линеечке. Критерий оценивания – правильность выполнения задания.
6) Проверим, как вы справились с заданием.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

– осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога

– инициирует учащихся на выполнение задания;

– инструктирует детей

– воспринимают инструкцию по выполнению задания;

– выполняют задание:

– оценивают свою работу

индивидуальная

 

– Какие фонемные записи у вас получились? У кого получилось иначе? Почему?

– Вернитесь к своей самооценке и подумайте, верно ли вы оценили

Свою работу.

    – анализируют свои работы, сравнивая с эталоном;

– возвращаются к самооценке и анализируют свои действия оценивания

 
Решение частных задач, конкретизация. Давайте проведём наблюдение за корнями в каждой паре слов. Для этого подберите ряд однокоренных слов, запишите их в каждый столбик и выделите везде корень. Предлагаю это задание выполнить в парах.
Какие подобрали слова?
Что вы скажите о составе корней?
Одинаков или нет?
– Петя, Маша и Алёша выполняли такое же задание. Петя заметил: текст упр. №45
Согласитесь ли вы с Петей?
Или попробуете разобраться?

КОММУНИКАТИВНЫЕ

– осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога

– организует парную работу

– организует учебный диалог;

– подбирают однокоренные слова и выделяют корень

Наблюдают за составом корней в каждой группе слов.

общеклассное обсуждение, парная работа

 

общеклассное обсуждение

2. Определение плана наблюдения: составление схемы наблюдения по алгоритму.

Что мы хотим пронаблюдать

Всегда ли корни пишутся одинаково?

  • определение объекта наблюдения; звуки, фонемы и буквы в корнях слов
  • образование новых слов с помощью суффикса –Н.
  • наблюдение за составом корней и позицией звуков
  • сравнение полученных результатов.

3. Организация работы в группах с целью выявления отсутствия противоречия основному закону русского письма.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

планирование – составление плана действия

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

анализ объектов с целью выделения признаков;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;
– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

– организует учебный диалог;

– осуществляет руководство в составлении схемы наблюдения и сравнения

Участвуют в составлении схемы наблюдения, фиксируют в знаковой форме

Групповая работа, общеклассное обсуждение

КОММУНИКАТИВНЫЕ

– осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога;
– учет позиции других людей;
– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– умение презентовать свои достижения

организует групповое взаимодействие учащихся

Сравнивают схемы по критерию – рациональная запись

групповая

4. Обсуждение результатов работы:

Выбор записи признака слабой позиции.

– организует учебный диалог

Поводят презентацию результатов работы своей группы  

Контроль и оценка собственных действий

1. Предлагается вернуться к УЗ, поставленной в начале изучения темы и сделать вывод о правильности мнения Пети.
2. Уточняется, в каких случаях согласные буквы являются орфограммами?

Выясняется, какова была цель урока и каковы его задачи.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Организует работу учащихся

Возвращаются к выполнению 1-го задания и оценивают свои действия

индивидуальная

 

3. Предлагает самостоятельно выбрать на страницах учебника те упражнения, которые направлены на тренировку обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова

4. На ваших столах лежат условные значки – смайлики. Выберите и наклейте в свою тетрадь смайлик, который расскажет, как вам работалось сегодня в группе

 

Инициирует учащихся на поиск и выбор заданий для тренинга.

Анализируют задания упражнений по данной теме, осуществляют выбор подходящих упражнений для самостоятельной работы.

Выбирают смайлики для оценивания комфортности, доброжелательности групповом при сотрудничестве.

индивидуальная

Приложение

Презентация