На сегодняшний день к числу планируемых Приоритетным направлением современной образовательной политики нашей страны является комплексная модернизация на всех его уровнях и ступенях. Цель образования соотносится с формированием ключевых компетенций, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. В стратегии инновационного развития Российской Федерации “Инновационная Россия 2020” напрямую подчеркивается, что целенаправленная работа по формированию компетенций только началась. В этой связи выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образования. А к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Поэтому перед учителем встала задача разработки уроков, в которых будут отражены оценочные процедуры формирующего оценивания. Как построить урок, направленный на формирование универсальных учебных действий? примером такого урока может служить урок русского языка в 3 классе.
- Предметная линия: способ обозначения фонем буквами.
Предметная линия: способ обозначения фонем буквами.
Тема: способ обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова.
Цели урока:
а) предметная: конкретизировать способ обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова;
б) метапредметная: отрабатывать умение продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога;
в) личностная: развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству.
Предметные задачи урока:
– уточнить способ обозначения гласных и согласных фонем;
– обнаружить возможность обозначения буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова;
– отрабатывать умение парного и группового взаимодействия
ПРОЕКТ УРОКА
Этапы урока |
Содержание урока |
Формируемые универсальные умения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Форма работы |
Актуализация |
1. Учащимся предлагается
выполнить задание: |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. КОММУНИКАТИВНЫЕ – осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога |
– инициирует учащихся на выполнение задания; – инструктирует детей |
– воспринимают инструкцию по
выполнению задания; – выполняют задание: – оценивают свою работу |
индивидуальная |
– Какие фонемные записи у вас получились? У кого получилось иначе? Почему? – Вернитесь к своей самооценке и подумайте, верно ли вы оценили Свою работу. |
– анализируют свои работы,
сравнивая с эталоном; – возвращаются к самооценке и анализируют свои действия оценивания |
||||
Решение частных задач, конкретизация. | Давайте проведём наблюдение
за корнями в каждой паре слов. Для этого
подберите ряд однокоренных слов, запишите их в
каждый столбик и выделите везде корень.
Предлагаю это задание выполнить в парах. Какие подобрали слова? Что вы скажите о составе корней? Одинаков или нет? – Петя, Маша и Алёша выполняли такое же задание. Петя заметил: текст упр. №45 Согласитесь ли вы с Петей? Или попробуете разобраться? |
КОММУНИКАТИВНЫЕ – осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога |
– организует парную работу – организует учебный диалог; |
– подбирают однокоренные
слова и выделяют корень Наблюдают за составом корней в каждой группе слов. |
общеклассное обсуждение, парная работа |
общеклассное обсуждение |
|||||
2. Определение плана наблюдения: составление схемы наблюдения по алгоритму. Что мы хотим пронаблюдать Всегда ли корни пишутся одинаково?
3. Организация работы в группах с целью выявления отсутствия противоречия основному закону русского письма. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ планирование – составление плана действия ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – анализ объектов с целью
выделения признаков; |
– организует учебный диалог; – осуществляет руководство в составлении схемы наблюдения и сравнения |
Участвуют в составлении схемы наблюдения, фиксируют в знаковой форме | Групповая работа, общеклассное обсуждение |
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ – осуществление продуктивного
взаимодействия с другими участниками учебного
диалога; |
организует групповое взаимодействие учащихся |
Сравнивают схемы по критерию – рациональная запись | групповая |
||
4. Обсуждение результатов работы: Выбор записи признака слабой позиции. |
– организует учебный диалог |
Поводят презентацию результатов работы своей группы | |||
Контроль и оценка собственных действий |
1. Предлагается вернуться
к УЗ, поставленной в начале изучения темы и
сделать вывод о правильности мнения Пети. Выясняется, какова была цель урока и каковы его задачи. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
Организует работу учащихся |
Возвращаются к выполнению 1-го задания и оценивают свои действия |
индивидуальная |
3. Предлагает самостоятельно выбрать на страницах учебника те упражнения, которые направлены на тренировку обозначения фонем буквами в случаях непозиционного чередования звуков в корне слова 4. На ваших столах лежат условные значки – смайлики. Выберите и наклейте в свою тетрадь смайлик, который расскажет, как вам работалось сегодня в группе |
|
Инициирует учащихся на поиск и выбор заданий для тренинга. |
Анализируют задания упражнений по данной теме, осуществляют выбор подходящих упражнений для самостоятельной работы. Выбирают смайлики для оценивания комфортности, доброжелательности групповом при сотрудничестве. |
индивидуальная |