Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.
Задачи:
- Закрепить знания о синонимах и антонимах.
- Развивать умение находить глаголы в тексте.
- Совершенствовать умение правильно подбирать глаголы – синонимы и глаголы – антонимы и пользоваться ими в устной и письменной речи.
- Развивать языковой и речевой опыт учащихся, врожденное чувство языка.
Последовательность и продолжительность этапов урока
- Оргмомент – 1 мин.
- Орфографическая минутка – 3 мин.
- Повторение – 3 мин.
- Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
- Чистописание – 3 мин.
- Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами –антонимами – 10 мин.
- Физминутка – 3 мин.
- Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами – синонимами – 10 мин.
- Закрепление – 4 мин.
- Подведение итога – 2 мин.
Литература:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для 3 класса 4-летней начальной школы. – 6-е издание,– М.: Дрофа, 2001
- Я иду на урок в начальную школу: русский язык . Книга 1: книга для учителя – М.: Изд. «Первое сентября», 2002
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия | ||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) | |||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. | В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. | ||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент
(1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка
(3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию,
рассматривают материалы на доске, партах. На экране: звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. | Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». | Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная,
проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова,
противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
Следующее задание обсудите и выполните в парах.
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) | Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры
слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
||
IV. Сообщение темы и цели
урока (1 мин.) слайд 3-4 |
||
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают информацию, в глазах должно читаться одобрение.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
||
V. Чистописание (3
мин.) слайд 5 |
||
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. Ребята, посмотрев образец работы, приступают к
самостоятельному выполнению задания. |
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
||
VI. Работа по теме урока.
Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
||
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее
задание: из рассыпавшихся слов собирают
предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают в тетрадь с комментированием. |
|
2. – Найдите в этих предложениях
глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно сказать об этих глаголах? |
Дети находят глаголы, опираясь на
глагольные вопросы. Дети: |
|
3. – Как называются слова,
противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по
смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
|
4. Работа по учебнику, страница 198
упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
|
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с
противоположным значением. |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. | |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
||
VII. Физминутка (3
мин.) слайд 9 |
||
VIII. Работа по теме
урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
||
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на
экране дети подбирают слова, близкие по
значению.
Это слова-синонимы. |
|
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
|
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? | Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
|
4. – Как называются слова, близкие по
значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым оттенком. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
|
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. | Ребята устно выполняют задание,
опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
|
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками | |
7. Чтение информации учебника на странице 199. | Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. | |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
||
IX. Закрепление (4
мин.) Слайд 18 |
||
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
||
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
||
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
||
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
||
Пояснение учителя к этапу урока. |