ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы работы |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1. Оргмомент | – Здравствуйте ребята!
|
Приветствуют логопеда, готовятся к занятию! |
2. Сообщение темы | – Ребята, сегодня к нам на занятие
пришли гости, а кто пришёл, вы узнаете, когда
отгадаете загадки.
– Правильно, ребята, это собака, но собачка пришла не одна, послушайте следующую загадку:
– Вместе с собачкой пришёл и зайка к нам на
занятие. |
Слушают логопеда. Отгадывают
загадки. Звук "С". "Звук "З". Записывают тему урока в тетрадь. |
3. Мотивация | – Ребята, скажите, что любит есть
собака? А заяц? Собачка и зайчик, приготовили для вас много разных и интересных заданий, за выполнение которых, вы будете получать от них жетоны-косточки и жетоны-морковки, а в конце урока вы подсчитаете свои жетоны и оцените свою деятельность по следующим критериям:
|
– Косточки, мясо. – Морковку. |
4. Артикуляционная гимнастика | Итак, ребята, заяц приготовил для вас
гимнастику, он считает, что для того чтобы
произносить все звуки правильно, нужно
выполнять упражнения для губ и языка. Упражнения для губ:
Улыбка-Хоботок Для языка:
|
Выполняют упражнения по инструкции логопеда. |
5. Анализ артикуляции звуков | – Следующее задание "Расскажи о
звуках" для вас приготовила собачка. Она хочет проверить вас, знаете ли вы, как произносятся звуки "С-З". Знаете ребята? Давайте расскажем собачке, Когда мы произносим звук "с", наши губы улыбаются или округляются? Зубы сближены или отдалены? Где находиться кончик языка? Какая воздушная струя: плавная или прерывистая, теплая иди холодная, направлена вниз или вверх? Работают ли голосовые связки? Аналогично дается анализ артикуляции звука "З". – Ребята, скажите, что общего в произношении
звуков? А чем эти звуки отличаются? |
– Когда мы произносим звук "С" наши
губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка
находится за нижними зубами. Воздушная струя
плавная, холодная, направлена вниз. Голосовые связки не работают, звук глухой. – Когда мы произносим звук "З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. Воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз. Голосовые связки работают, звук звонкий. – Когда мы произносим звуки "С-З" наши губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, воздушная струя плавная, холодная, направлена вниз. – Отличаются тем, что когда мы произносим звук "С" голосовые связки не работают, а когда мы произносим звук "З" – работают. |
6. Характеристика звуков по опорной схеме. | – Посмотрите на схему, которую
подготовил заяц. – Скажите, звук "С" – гласный или согласный? твердый или мягкий? звонкий или глухой? (Звук "З" разбирается аналогично по схеме). – Вы правильно рассказали о звуках, поэтому заяц раздает вам жетоны – морковки. |
– Звук "С"– согласный, твердый,
глухой. Звук "З" – согласный, твердый, звонкий. |
7. Закрепление звуков в изолированном виде. | – Собачка приготовила для вас картинки,
скажите, что это? Когда воздух выходит из насос,
как он шумит? – Произнесите звук "С"
прерывисто (плавно). – Посмотрите на следующую картинку, кто это? Как звенит комарик? – Собачке нравится как вы произносите звуки, за это вы получаете от неё жетоны. |
– Насос. С-С-С-С. СССССС. – Комар. ЗЗЗЗЗЗЗЗЗ |
8. Дифференциация букв С, З. | – Зайка, приготовил для вас буквы.
Скажите, что за буква изображена на слайде? На что
похожа буква С?
– Скажите, а это что за буква? На что похожа буква З?
– Ребята, посмотрите как пишется буква С
заглавная, буква с строчная. Скажите, сколько
элементов в букве С? В какую сторону смотрит
буква? Упражнение "Осы" – Каждым пальчиком выполняем круговые движения по часовой стрелки под стихотворение:
– Возьмите ручки, откройте тетради, положите их
правильно, под наклоном, спинку держим прямо,
пишем строчку буквы С,с, строчку буквы З, з. |
– Буква С. Она похожа на месяц,
недописанную букву О.
– Буква З. На цифру 3.
Повторяют движения за логопедом.
Записывают буквы в тетрадь. |
9. Физкультминутка | – Встаньте из-за своих парт, повторяйте
движения за мной.
|
Повторяют движения за логопедом. |
10. Развитие фонематического слуха | – Ребята, собачка предлагает вам
поиграть в игру "Поймай звук". – У вас на парте лежат карточки с буквами, сейчас я буду произносить звуки, а вы если услышите звук "С" – поднимите карточку с буквой С, а если услышите звук "з", поднимите карточку с буквой З. Слушайте внимательно. – Тем ребятам, которые поймали все звуки и обозначили их буквами, собачка раздает жетоны-косточки. |
– Определяют наличие звуков, обозначают их буквами. |
11. Дифференциация звуков и букв в слогах, словах. | – Зайчик предлагает поиграть вам в игру
"Доскажи словечко". – На слайде будут появляться слоги, вам нужно будет выбрать к этому слогу, слог ЗА или СА, и произнести слово, которое получиться.
– Ребята, какие два интересных слова вы
встретили? Эти слова отличаются одним звуком. |
– Лиса, коза, глаза , мимоза, коса, гро.. – Коса, коса. – Собака – это домашнее животное, заяц – дикое. |
12. Итог урока | – Ребята, какие звуки мы учились с вами различать? Что общего в произношении этих звуков? Чем они отличаются? | Отвечают на вопросы. |
13. Оценка | – Ребята, подсчитайте жетоны и оцените
свою работу. – Попрощайтесь с нашими гостями. Спасибо за урок! Всего доброго! |
Подсчитывают количество жетонов и оценивают свою работу. |