Урок химии с готовыми электронными образовательными ресурсами. Тема: "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон". 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: продолжить формирование знаний по теме «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон».

Задачи:

  • создать условия для усвоения обучающимися знаний о неметаллах;
  • ввести понятие электроотрицательности как меры неметалличности;
  • рассмотреть:  различные примеры зависимости строения атомов, свойств и применения неметаллов от их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, относительность понятий «металл» - «неметалл», особенности свойств неметаллов, причины аллотропии;
  • содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления через установление причинно-следственных связей «строение вещества — свойства вещества — применение вещества», коммуникативные  навыками, способности к самостоятельному приобретению знаний.

Предметные результаты:

  • Знать:
    • определение понятия электроотрицательности;
    • положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
    • строение атомов неметаллов, их физические свойства;
    • причины аллотропии, различие понятий: аллотропия и аллотропные видоизменения элемента;
    • роль неметаллов и их соединений в создании острой экологической проблемы в мире.
  • Уметь:
    • характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам - неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
    • сравнивать неметаллы с металлами;
    • сравнивать состав, строение  и свойства кислорода и озона, записывать уравнения процессов  превращения аллотропных видоизменений;
    • составлять схемы,  опорный конспект, делать обобщения, выводы.

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах,  компьютерное тестирование.

Технологические особенности:

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет (1 компьютер – 3-4 ученика); ноутбук учителя;  проектор, интерактивная доска, ЦОР.

Используемое оборудование и дидактические средства:

  • сера, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический кремний, бром, спиртовая настойка йода, штатив с пробирками, этиловый спирт, стеклянная палочка;
  • таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электроотрицательность», «Строение и кристаллические решетки простых веществ – неметаллов»;
  • учебник «Химия» 9 класс О. С. Габриелян;
  • на доске: тема и цели урока, домашнее задание.

Раздаточный материал: карточки-тренажеры, справочный материал, лист учета учащихся.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Модуль 1. Практический ресурс. Тренажер «Распределение химических элементов на металлы и неметаллы».
Модуль 2. Практический ресурс. Тренажер « Характеристика химических элементов металлов по положению в периодической системе K, Mg, Li»
Модуль 3.  Информационный ресурс. Лекция «Простые вещества неметаллы (слайд 1,4,5)»
Модуль 4. Информационный ресурс. Лекция  «Неметаллы в природе. Общая характеристика неметаллов»;
Модуль 5. Информационный ресурс. Лекция «Физические свойства кислорода и его получение»
Модуль 6. Информационный ресурс. Лекция «Общая характеристика кислорода, кислород в природе»
Модуль 7. Информационный ресурс. Лекция «Химические свойства и применение кислорода»
Модуль 8. Практический ресурс. Тренажер « Характеристика химических элементов неметаллов по положению в периодической системе S, P, C»
Модуль 9. Практический ресурс. Тесты по теме «Физические и химические свойства кислорода»
Модуль 10. Практический ресурс. Тесты по теме «Характеристика неметаллов по положению в периодической системе».

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник «Химия» 9 класс О. С. Габриелян, карточки с заданиями.

Девиз урока : «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». (Б. Шоу)

ХОД УРОКА

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе (определить эмоциональное состояние учащихся на начало урока)

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • помочь принять правильную рабочую позу;
  • напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:

  • словесные,
  • объяснительно-иллюстративные.
А) Приветствие
Б) Построение этапов урока. (Учитель привлекает к данному моменту учеников)
Совместная деятельность способствует высокому уровню усвоения материала
В) Организация урока. (Учитель разъясняет систему оценивания, форму работы учащихся) (Приложение 1)
Д)  Выполнение инструкции работы в тетрадях.

Психологическая разминка

Учитель предлагает определить уровень эмоционального состояния  на начало урока и в конце урока,  раздает 6 цветных  пронумерованных  фигурок (фигурки могут быть одинаковые, а могут быть разные и по форме и по размеру; могут быть геометрическими, а могут символизировать  животных или плоды растений) из картона (красная фигурка – 1; желтая – 2; зеленая – 3; синяя – 4; серая – 5; черная – 6), поясняет, что уровень эмоционального состояния понижается с увеличением цифры.
Учащиеся  выбирают номер фигурки, цвет которой отражает его настроение.

Г) Предлагаемая структура урока. (Учитель обсуждает с детьми перспективы урока)

  1. Что знают?
  2. Что хотят узнать?

Учитель побуждает ребят к плодотворной работе на уроке, задавая  вопрос: а, что нужно сделать, чтобы учебный материал был понятным и интересным? Предлагает каждому  постараться  на уроке найти ответ на вопрос.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (пользуясь периодической системой) умения :составлять электронно-графические формулы элементов, определять возможные степени окисления атомов, классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы, классифицировать вещества на простые и сложные, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, характеризовать элемент по положению в ПСХЭ.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить как владеют учащиеся специфическими и логическими приемами, необходимыми для изучения нового материала, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: за каждое индивидуальное выступление ученику в лист учета руководитель-организатор выставляет  отметку, после анализа деятельности.

Разминка

Учитель предлагает, используя практический ресурс (тренажер) выполнить задание: распределить химические элементы на металлы и неметаллы.   (Презентация, слайд 2), можно использовать (Модуль 1), при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/13852/trenazher-prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Учащиеся отвечают поочередно.
Ключ к заданию  (Слайд 3)

Проверка  домашней работы.

Задание: Дать характеристику металлам  по положению в ПСХЭ по плану. (Слайд 4)
Группы учащихся характеризуют металлы.
(заранее сформированы  6 групп по 3-4 человека, каждая группа получила электронный адрес тренажера в соответствии с заданием на дом. Ребятам которым недоступен интернет, был предложен тренажер в виде текста (Приложение 2).
Учитель предлагает, используя практический ресурс (тренажер) проверить задания.

Модуль 2, при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/6110/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-metalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html

Учитель выявляет  затруднения при выполнении данных заданий.

Активизация познавательной деятельности
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:   знать о периодичности изменения свойств атомов элементов и их соединений, строении атома  элемента, о расположении металлов и неметаллов в ПСХЭ.

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить как учащиеся владеют приемами сравнивания свойств атомов металлов и
неметаллов, а также соответствующим им простых веществ, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель  и задачи урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Учитель предлагает  просмотр информационного ресурса«Простые вещества металлы и неметаллы, положение атомов элементов в ПСХЭ и изменение их свойств по группам и периодам». (Слайды 5-9).

Модуль 3 (Слайды 1, 4, 5), при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

Учитель предлагает ответить на поставленный вопрос.
Вопрос: есть ли четкая граница деления элементов на металлы и неметаллы? Дайте обоснование ответу.
Учащиеся  приходят к выводу, что классификация условная, отсутствует четкая граница между этими группами. Это можно обосновать тем, что к неметаллам из s-элементов относятся водород и гелий, к неметаллам причисляют большинство p-элементов, в то время как металличностью обладают большинство s-элементов, ряд p-элементов, все d-элементы и f-элементы.

Создание проблемной ситуации

Учитель. Для элементов неметаллов и соответствующих им простых веществ более характерно все-таки различие в свойствах, чем общность. Тем не менее общая оценка свойств элементов неметаллов и соответствующих им простых веществ должна быть проведена?

Постановка и сообщение целей и задач  (учитель привлекает к данному моменту учеников)   Совместная деятельность способствует целенаправленной, продуктивной работе на уроке.

Учитель совместно с учащимися обсуждают проект решения учебной задачи

4. Открытие новых знаний

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
систематизировать и углубить  свои знания о неметаллах; научиться определять окислительные и восстановительные свойства неметаллов; знать закономерность в изменении окислительных и восстановительных свойств неметаллов; знать правила безопасности при работе с неметаллами.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: актуализировать соответствующие мыслительные операции, необходимые для «открытия» нового знания; организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы; развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности, умение вести диалог; обратить внимание обучающихся на правила безопасности при работе  с неметаллами, умение ориентироваться в опасной ситуации.

Методы: словесные, объяснительно- иллюстративные, проблемно-поисковый, учебный диалог, сотрудничество учащихся в группах

Лабораторная работа.

Метод мотивации: опора на жизненный опыт

Учитель предлагает  просмотр  информационного ресурса«Неметаллы в природе. Общая характеристика неметаллов» (Слайды 10-12).
Модуль 4, при наличии интернета ссылка на ресурс:
http://fcior.edu.ru/card/13180/nemetally-v-prirode-obshaya-harakteristika-nemetallov.html

Учитель предлагает работу в группах с элементами сотрудничества по вопросам:
1) сравнить характеристики металлов и неметаллов по положению в ПСХЭ, изменение их свойств по группам и периодам, обобщить и систематизировать  знания (рассматривают 3 группы учащихся);
2) сравнить свойства металлов и неметаллов (рассматривают 3 группы учащихся).

Учащиеся делают выводы по 1 вопросу:

1) металлы находятся в I-III группах, неметаллы по диагонали (В-At) и над ней расположены неметаллы. Всего 22 элемента являются неметаллами в ПСХЭ;
2) для  металлов характерны сравнительно большие радиусы и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1- 3), атомам неметаллов, наоборот свойственны небольшие радиусы атомов и число электронов на внешнем энергетическом уровне от 4 до 8 (у бора этих электронов 3, но атомы этого элемента имеют маленький радиус);
3) в периодах постепенно увеличиваются заряды ядер атомов и уменьшаются атомные радиусы.
4) в группах, главных подгруппах с увеличением порядкового номера элемента атомные радиусы резко возрастают.
Учитель указывает, что данные выводы объясняют, почему атомы неметаллов сильнее притягивают внешние электроны по сравнению с атомами металлов.
Учащиеся  работают в тетрадях, записывают выводы.
Учащиеся озвучивают выводы  по 2 вопросу:
У неметаллов преобладают окислительные свойства, т.е способность присоединять электроны. Особо ярко эти свойства выражены у неметаллов VII и VI  групп, главных подгрупп 2-го и 3-го периодов.
Самый сильный окислитель – фтор. Окислительные способности элементов неметаллов зависят от численного значения электроотрицательности и увеличиваются в следующем порядке: Si , B, H , Р, C, S,  I,  N, CI,  O, F
F – фтор не способен отдавать электроны, поэтому проявляет только окислительные свойства.
Такая же закономерность в изменении окислительных свойств характерна для соответствующих простых веществ.
Восстановительные свойства, хотя и в значительно более слабой степени по сравнению с металлами, проявляют и все остальные элементы неметаллы и соответствующие им простые вещества, причем эти свойства постепенно возрастают от  O ––> Si.
На основании этого для атомов неметаллов характерно стремление принять на внешний уровень недостающие до 8 электронов или образовывать общие электронные пары с атомами других неметаллов. Поэтому для неметаллов характерны 2 вида связи ковалентная (полярная и неполярная). Для неметаллов характерны все 3 агрегатных состояния при обычных условиях.
Учащиеся  делают вывод, что  свойства неметаллов  противоположны свойствам металлам
Учитель предлагает рассмотреть неметаллы как простые вещества, указывает, что свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием. Хотя их число меньше, чем металлов, но для них трудно выделить общие характерные свойства.
Демонстрация некоторых неметаллов
Учитель демонстрирует твердую серу, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический кремний.
Учитель обращает внимание ребят на йод кристаллический, уголь активированный, кристаллический кремний, которые обладают металлическим блеском, показывая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Единственное жидкое при обычных условиях простое вещество - это бром. Поскольку жидкий бром похож на  йод, учитель предлагает учащимся приготовление спиртовой настойки йода по инструктивной карточке.
Лабораторная работа.
Методика проведения.
Поместите 1-2 кристаллика йода в пробирку и добавьте 1 мл. спирта, взболтайте.
Таким образом получают йод в растворенном виде, но это не означает, что йод – жидкость!
Газообразные вещества – это O2, N2, H2, Cl2, F2.
Учащиеся выполняют лабораторную работу
Учитель предлагает назвать окраску неметаллов, которые они увидели при демонстрации.
Учащиеся называют окраску неметаллов и делают вывод, что окраска неметаллов охватывает все цвета спектра по сравнению с металлами.
Учитель  отмечает, что температуры плавления неметаллов лежат в очень широком интервале: от 3800 оС  у графита до – 210оС  у азота. Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими двух типов кристаллических решеток: молекулярной  и атомной. (Слайд 13)
Учитель объясняет, что  разным  строением кристаллических решеток объясняется и явление аллотропии и приводит примеры: элемент фосфор образует простое вещество с молекулярной кристаллической решеткой – белый фосфор, молекулы которого имеют состав P4 , и простое вещество с атомной кристаллической решеткой – красный фосфор P.
Вторая причина аллотропии связана с разным числом атомов в молекулах простых веществ. Типичные примеры: озон и кислород.
Учитель предлагает  просмотр слайдов  информационного ресурса  «Физические свойства и  получение кислорода». (Слайд 14)
Модуль 5 (слайд  1), при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/3438/fizicheskie-svoystva-i-poluchenie-kisloroda.html
Учитель предлагает составить  таблицу «Сравнительная характеристика озона и кислорода».
Предполагаемый результат работы. (Слайд 16)
Учащиеся выступают с сообщениями: (Приложение 3)
«История открытия озона».
«Значение озона на нашей планете».
Учитель предлагает рассмотреть особенности кислорода как простого вещества.
Учитель предлагает  просмотр слайдов  информационного ресурса  «Физические свойства и  получение кислорода» (Слайд 16)
Модуль 5 (слайд 2), при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/3438/fizicheskie-svoystva-i-poluchenie-kisloroda.html
Учитель предлагает просмотр информационного ресурса «Общая характеристика кислорода, кислород в природе» (Слайды 17-18)
Модуль 6,  при наличии интернета ссылка на ресурс:  http://fcior.edu.ru/card/3595/obshaya-harakteristika-kisloroda.html
Учитель предлагает просмотр информационного ресурса «Химические свойства и применение кислорода». (Слайд 19)
Модуль 7,  при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/5202/himicheskie-svoystva-i-primenenie-kisloroda.html
Учитель предлагает изучить состав воздуха.
Работа с информацией в учебнике.
Учащиеся называют составные части воздуха, классифицируют их на : постоянные, переменные и случайные, называют свойства воздуха и его роль в природе.

5. Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: закрепить знания, полученные на уроке  и сформировать  навыки в определении характерных свойств для неметаллов
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения выполнять данные задания,развитие умений работать с опорным конспектом,способности давать адекватную самооценку
Методы: репродуктивные

Учитель предлагает выполнить задание (Приложение 4).
«Характеристика химического элемента кислорода по положению в ПСХЭ»
Учащиеся совместно с учителем выполняют задание
Учитель предлагает практический ресурс
« Характеристика химических элементов неметаллов по положению в периодической системе S, P, C»  (работа в группах). (Слайд 20), (Приложение 5)

Модуль 8,  при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/9754/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-nemetalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html
Каждая  группа  учащихся характеризуют определенный неметалл. По результатам выполненных заданий проводят самооценку, указывают, какие были затруднения при выполнении заданий.
Учитель помогает решить затруднения.

6. Контроль изученного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: проверить знания
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия обучающимся  для проверки знаний
Методы: репродуктивные, создание ситуации выбора
Метод  мотивации: свободный выбор задания

Учитель для контроля изученного материала, предлагает учащимся на компьютерах пройти онлайн – тестирование и ответить на вопросы. Работа в парах (задание по выбору)
1) Тестирование по теме «Физические и химические свойства кислорода» (Слайд 21), (Приложение 6, Приложение 6а)
Модуль 9,  при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/9101/testy-po-teme-kislorod-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva.html
2) Тестирование по теме «Характеристика неметаллов по положению в периодической системе». (Слайд 22), (Приложение 7, Приложение 7а)

Модуль 10.

7. Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель, которую ставит перед собой учитель: содействовать осознанию обучающимися своей УД на уроке, самооценке
Методы: репродуктивные, создание ситуации выбора
Метод  мотивации: свободный выбор

обсуждение достижений, анализ деятельности, оценка
8. Домашнее задание

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: внимательно прослушать объяснение учителя для правильного выполнения задания
Цель, которую ставит перед собой учитель: определить и разъяснить обучающимся критерии успешного выполнения домашнего задания
Методы:  словесные, создание ситуации выбора
Метод  мотивации: свободный выбор

(Слайд 23) Задание на дом. § 15

Учитель предлагает учащимся выполнить задания.

1) Проставить коэффициенты , покажите переход электронов, определить какие  окислительные  или восстановительные свойства проявляет  кислород в уравнениях реакций:

O2  + F2 = OF2;   O2  + N2 =  NO;
H2S + O2 = SO2 + H2O;  CH4 + O2 = H2O + CO2;
Mg + O2 = MgO

2) Приведите примеры соединений неметаллов: а) с s-элементами, б) с р-элементами. Охарактеризуйте их строение и свойства.
Подготовить презентацию о характеристике  соединения неметаллов по плану.

Прилагается структура урока (Приложение 8)

Список литературы:

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с. (В помощь школьному учителю)