Цель урока: продолжить формирование знаний по теме «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон».
Задачи:
- создать условия для усвоения обучающимися знаний о неметаллах;
- ввести понятие электроотрицательности как меры неметалличности;
- рассмотреть: различные примеры зависимости строения атомов, свойств и применения неметаллов от их положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, относительность понятий «металл» - «неметалл», особенности свойств неметаллов, причины аллотропии;
- содействовать развитию познавательного интереса, внимания, логического мышления через установление причинно-следственных связей «строение вещества — свойства вещества — применение вещества», коммуникативные навыками, способности к самостоятельному приобретению знаний.
Предметные результаты:
- Знать:
- определение понятия электроотрицательности;
- положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- строение атомов неметаллов, их физические свойства;
- причины аллотропии, различие понятий: аллотропия и аллотропные видоизменения элемента;
- роль неметаллов и их соединений в создании острой экологической проблемы в мире.
- Уметь:
- характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам - неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
- сравнивать неметаллы с металлами;
- сравнивать состав, строение и свойства кислорода и озона, записывать уравнения процессов превращения аллотропных видоизменений;
- составлять схемы, опорный конспект, делать обобщения, выводы.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, компьютерное тестирование.
Технологические особенности:
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет (1 компьютер – 3-4 ученика); ноутбук учителя; проектор, интерактивная доска, ЦОР.
Используемое оборудование и дидактические средства:
- сера, йод кристаллический, графит, фосфор, уголь активированный, кристаллический кремний, бром, спиртовая настойка йода, штатив с пробирками, этиловый спирт, стеклянная палочка;
- таблицы: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электроотрицательность», «Строение и кристаллические решетки простых веществ – неметаллов»;
- учебник «Химия» 9 класс О. С. Габриелян;
- на доске: тема и цели урока, домашнее задание.
Раздаточный материал: карточки-тренажеры, справочный материал, лист учета учащихся.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Модуль 1. Практический ресурс. Тренажер
«Распределение химических элементов на металлы
и неметаллы».
Модуль 2. Практический ресурс. Тренажер «
Характеристика химических элементов металлов по
положению в периодической системе K, Mg, Li»
Модуль 3. Информационный ресурс. Лекция
«Простые вещества неметаллы (слайд 1,4,5)»
Модуль 4. Информационный ресурс. Лекция
«Неметаллы в природе. Общая характеристика
неметаллов»;
Модуль 5. Информационный ресурс. Лекция
«Физические свойства кислорода и его получение»
Модуль 6. Информационный ресурс. Лекция
«Общая характеристика кислорода, кислород в
природе»
Модуль 7. Информационный ресурс. Лекция
«Химические свойства и применение кислорода»
Модуль 8. Практический ресурс. Тренажер «
Характеристика химических элементов неметаллов
по положению в периодической системе S, P, C»
Модуль 9. Практический ресурс. Тесты по теме
«Физические и химические свойства кислорода»
Модуль 10. Практический ресурс. Тесты по теме
«Характеристика неметаллов по положению в
периодической системе».
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: учебник «Химия» 9 класс О. С. Габриелян, карточки с заданиями.
Девиз урока : «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». (Б. Шоу)
ХОД УРОКА
Этапы работы |
Содержание этапа |
1. Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе (определить эмоциональное состояние учащихся на начало урока) Задачи:
Методы:
|
А) Приветствие Б) Построение этапов урока. (Учитель привлекает к данному моменту учеников) Совместная деятельность способствует высокому уровню усвоения материала В) Организация урока. (Учитель разъясняет систему оценивания, форму работы учащихся) (Приложение 1) Д) Выполнение инструкции работы в тетрадях. Психологическая разминка Учитель предлагает определить уровень
эмоционального состояния на начало урока и в
конце урока, раздает 6 цветных
пронумерованных фигурок (фигурки могут быть
одинаковые, а могут быть разные и по форме и по
размеру; могут быть геометрическими, а могут
символизировать животных или плоды растений)
из картона (красная фигурка – 1; желтая – 2;
зеленая – 3; синяя – 4; серая – 5; черная – 6),
поясняет, что уровень эмоционального состояния
понижается с увеличением цифры. Г) Предлагаемая структура урока. (Учитель обсуждает с детьми перспективы урока)
Учитель побуждает ребят к плодотворной работе на уроке, задавая вопрос: а, что нужно сделать, чтобы учебный материал был понятным и интересным? Предлагает каждому постараться на уроке найти ответ на вопрос. |
2. Актуализация опорных знаний и
умений Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (пользуясь периодической системой) умения :составлять электронно-графические формулы элементов, определять возможные степени окисления атомов, классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы, классифицировать вещества на простые и сложные, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, характеризовать элемент по положению в ПСХЭ. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить как владеют учащиеся специфическими и логическими приемами, необходимыми для изучения нового материала, выявить затруднения в деятельности учащихся. Методы организации работы: словесные Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: за каждое индивидуальное выступление ученику в лист учета руководитель-организатор выставляет отметку, после анализа деятельности. |
Разминка Учитель предлагает,
используя практический ресурс (тренажер)
выполнить задание: распределить химические
элементы на металлы и неметаллы. (Презентация,
слайд 2), можно использовать (Модуль 1),
при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/13852/trenazher-prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Проверка домашней работы. Задание: Дать характеристику металлам
по положению в ПСХЭ по плану. (Слайд 4) Модуль 2, при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/6110/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-metalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html Учитель выявляет затруднения при выполнении данных заданий. |
Активизация познавательной
деятельности Цель, которая должна быть достигнута учащимися: знать о периодичности изменения свойств атомов элементов и их соединений, строении атома элемента, о расположении металлов и неметаллов в ПСХЭ. Цель,
которую хочет достичь учитель: проверить как
учащиеся владеют приемами сравнивания свойств
атомов металлов и Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель и задачи урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. |
Учитель предлагает просмотр
информационного ресурса«Простые вещества
металлы и неметаллы, положение атомов элементов
в ПСХЭ и изменение их свойств по группам и
периодам». (Слайды 5-9). Модуль 3 (Слайды 1, 4, 5), при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html Учитель предлагает ответить на поставленный
вопрос. Создание проблемной ситуации Учитель. Для элементов неметаллов и соответствующих им простых веществ более характерно все-таки различие в свойствах, чем общность. Тем не менее общая оценка свойств элементов неметаллов и соответствующих им простых веществ должна быть проведена? Постановка и сообщение целей и задач (учитель привлекает к данному моменту учеников) Совместная деятельность способствует целенаправленной, продуктивной работе на уроке. Учитель совместно с учащимися обсуждают проект решения учебной задачи |
4. Открытие новых знаний Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися: Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: актуализировать соответствующие мыслительные операции, необходимые для «открытия» нового знания; организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы; развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности, умение вести диалог; обратить внимание обучающихся на правила безопасности при работе с неметаллами, умение ориентироваться в опасной ситуации. Методы: словесные, объяснительно- иллюстративные, проблемно-поисковый, учебный диалог, сотрудничество учащихся в группах Лабораторная работа. Метод мотивации: опора на жизненный опыт |
Учитель предлагает просмотр
информационного ресурса«Неметаллы в природе.
Общая характеристика неметаллов» (Слайды
10-12). Модуль 4, при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/13180/nemetally-v-prirode-obshaya-harakteristika-nemetallov.html Учитель предлагает работу в группах с
элементами сотрудничества по вопросам: Учащиеся делают выводы по 1 вопросу: 1) металлы находятся в I-III группах, неметаллы по
диагонали (В-At) и над ней расположены неметаллы.
Всего 22 элемента являются неметаллами в ПСХЭ; |
5. Закрепление учебного материала Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
закрепить знания, полученные на уроке и
сформировать навыки в определении
характерных свойств для неметаллов |
Учитель предлагает выполнить задание (Приложение 4). «Характеристика химического элемента кислорода по положению в ПСХЭ» Учащиеся совместно с учителем выполняют задание Учитель предлагает практический ресурс « Характеристика химических элементов неметаллов по положению в периодической системе S, P, C» (работа в группах). (Слайд 20), (Приложение 5) Модуль
8, при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/9754/trenazher-harakteristika-himicheskogo-elementa-nemetalla-po-polozheniyu-v-periodicheskoy-sisteme.html
|
6. Контроль изученного материала Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
проверить знания |
Учитель для контроля изученного
материала, предлагает учащимся на компьютерах
пройти онлайн – тестирование и ответить на
вопросы. Работа в парах (задание по выбору) 1) Тестирование по теме «Физические и химические свойства кислорода» (Слайд 21), (Приложение 6, Приложение 6а) Модуль 9, при наличии интернета ссылка на ресурс: http://fcior.edu.ru/card/9101/testy-po-teme-kislorod-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva.html 2) Тестирование по теме «Характеристика неметаллов по положению в периодической системе». (Слайд 22), (Приложение 7, Приложение 7а) Модуль 10. |
7. Рефлексия Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
осознание учащимися своей УД, самооценка
результатов деятельности своей и класса |
обсуждение достижений, анализ деятельности, оценка |
8. Домашнее задание Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
внимательно прослушать объяснение учителя для
правильного выполнения задания |
(Слайд 23) Задание на дом. § 15 Учитель предлагает учащимся выполнить задания. 1) Проставить коэффициенты , покажите переход электронов, определить какие окислительные или восстановительные свойства проявляет кислород в уравнениях реакций:
2) Приведите примеры соединений неметаллов: а) с
s-элементами, б) с р-элементами. Охарактеризуйте
их строение и свойства. |
Прилагается структура урока (Приложение 8)
Список литературы:
Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с. (В помощь школьному учителю)