Задачи урока:
- Образовательные
- углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
- доказать значение легких в постоянстве внутренней среды организма.
- дать понятие о механизме вдоха и выдоха.
- Развивающие
- формировать умения учащихся в проведении эксперимента;
- развивать логические умения в нахождении причинно-следственных связей, формулировании выводов;
- Развивать умения проводить опыты по самонаблюдению;
- развивать творческое мышление и речь учащихся;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
- Воспитательные
- расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету;
- развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.
Методы обучения:
- метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
- частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
- метод работы с дидактическим материалом.
План урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала:
а) демонстрационный
эксперимент: состав вдыхаемого и выдыхаемого
воздуха (беседа)
б) газообмен в легких
(анимация)
в) газообмен в тканях.
г) дыхательные движения
(демонстрационный эксперимент, видеоролик,
модель Дондерса) 3.Закрепление (работа с тестом на
слайде, в рабочем листе)
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. (В ходе урока школьники работают в рабочих листах: Приложение 1, Приложение 2)
Учитель: Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание».
II. Проверка знаний (Приложение 1, Приложение 2)
1. Биологический диктант
2. Выберите правильные ответы.
3. Вставьте пропущенные слова:
4. Расположите последовательно органы,
образующие воздухоносные пути, начиная с носовой
полости.
По окончании работы учащиеся
осуществляют взаимопроверку, оценивают работы.
Проверяем работу учеников у доски (проверяет
ученик, комментирует правильность выполнения
задания)
III. Изучение нового материала
Определение проблемы и цели урока, которая может быть поставлена на основании проведения опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Задание. В пробирки налейте известковую воду и опустите в неё стеклянную трубку. В одну из пробирок сделайте несколько выдохов через эту трубку, а в другую продувайте воздух через «грушу». Пронаблюдайте, что произойдет с известковой водой. Сделайте вывод о том, какой газ содержится в выдыхаемом воздухе.
Эвристическая беседа:
– Как изменилась вода в пробирках? (В
одной из пробирок она стала мутной).
– В какой пробирке вода помутнела? (В которую
попадал выдыхаемый воздух).
– Какой можно сделать вывод? (В выдыхаемом
воздухе содержится вещество, которое вступило в
реакцию с известковой водой.)
– Как вы думаете, что это за вещество? (Углекислый
газ).
– Куда исчез кислород? (Проник в кровь)
Задание: изучив текст учебника, сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и заполните таблицу. Сделайте вывод, о том, что же произошло с воздухом в легких?
Беседа
Учитель: Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?
Газ | Вдыхаемый воздух |
Выдыхаемый воздух |
Кислород |
||
Углекислый газ |
||
Азот |
79,03 |
79,07 |
– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.
Учитель: Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Как происходит газообмен в организме человека и его механизмы?)
Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
Учитель: Как же это происходит?
Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается
количество углекислого газа и уменьшается
количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда
познакомитесь с тем, как осуществляется
газообмен в организме.
Видео-ролик «Газообмен в легких и тканях»
Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)
Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.
Работа в группах с текстом:
1 группа: «Газообмен в легких»
2 группа: «Газообмен в тканях»
Газообмен в легких
Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).
Известная информация | Новая информация |
Задание: заполните
1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?
Важнейший механизм газообмена …
2. Где происходит легочный газообмен?
Легочный газообмен происходит…
3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?
В легочные капилляры поступает…
4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?
5. Какая кровь покидает легочные капилляры?
Легочные капилляры покидает…
6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?
Запишите вывод:
При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .
– Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–».
Обсуждение результатов работы. Ученики, правильно ответившие на вопросы, получают бонусы.
Учитель: Результатом
газообмена в легких стало превращение венозной
крови в артериальную. А для чего нужен кислород
нашему организму? (Для обмена веществ)
Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена
веществ, кислород с током крови должен попасть в
каждую клетку нашего тела. Этому способствует
газообмен в тканях
Газообмен в тканях
Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в тканях» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)
Известная информация | Новая информация |
1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?
Тканевое дыхание осуществляется, благодаря …
2. Почему в тканях мало кислорода?
В тканях мало кислорода, потому что…
3. Почему в тканях много углекислого газа?
В тканях много углекислого газа потому что, потому что…
4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?
Запишите вывод:
При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .
Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–».
Обсуждение результатов работы. По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу
Вопросы для сравнения | В легких |
В тканях |
Какая кровь в начале? |
||
Какой газ поступает в кровь? |
||
Какой газ выходит из крови? |
||
Какой стала кровь? |
||
В каком круге кровообращения это происходит? |
Беседа
1. В чем сходство и в чем отличие процесса
газообмена в легких и тканях?
Сходство заключается в том, что в обоих случаях
газообмен осуществляется через стенки
капилляров за счет диффузии. Отличие заключается
в том, что во время газообмена в тканях
гемоглобин отдает кислород клеткам, забирает
углекислый газ, и кровь становится венозной, а в
легких происходит обратный процесс – углекислый
газ из венозной крови через стенки альвеол
попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а
кислород тем же путем поступает в кровь, которая
становится артериальной и вступает в соединение
с гемоглобином.
2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная)
Обобщаем сказанное, записываем выводы в тетрадь.
Выводы:
1. В основе газообмена в легких и тканях
лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из
области большей концентрации в область меньшей
концентрации)
2. Кислорода много в альвеолах и мало в
капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в
альвеолах и много в капиллярах.
3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и
капилляров поступает из воздуха в кровь, а
углекислый газ из крови в воздух. Кровь
становится артериальной (малый круг
кровообращения).
4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую
жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из
тканей переходит в кровь. Кровь становится
венозной (большой круг кровообращения).
Работа по определению изменений объема грудной клетки при вдохе и выдохе. Для выполнения работы учитель вызывает к доске двух учеников, которые выполняют задание по следующему плану:
1. Измерьте окружность груди при
спокойном и глубоком вдохе и выдохе, внесите эти
данные в таблицу на доске (учащиеся класса делают
соответствующие записи в рабочих тетрадях).
Изменения объема грудной клетки при вдохе и
выдохе.
Спокойное дыхание | Окружность грудной клетки |
Глубокое дыхание |
Окружность грудной клетки |
вдох |
вдох |
||
выдох |
выдох |
||
разница в см. |
разница в см. |
Объясните, почему изменяется объем грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании?
2. Сделайте выводы из наблюдений.
Учащиеся легко делают выводы о том, что при вдохе меняется окружность грудной клетки и большие изменения происходят при глубоком вдохе.
3. Просмотр видеоролика о дыхательных движениях, модель Дондерса – беседа.
Задание. Заполните обобщающую таблицу.
Вдох |
Выдох |
|
Возбуждение |
||
Межреберные мышцы |
||
Грудная клетка |
||
Диафрагма |
||
Объем легких |
||
Давление |
Регуляция дыхания: работа со слайдами
IV. Закрепление
– А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задания
1. Тест на закрепление – работа со
слайдом
2. Задание в рабочем листе
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела;
б) поступление кислорода в тканевую жидкость;
в) поступление воздуха в лёгкие;
г) удаление воздуха из лёгких;
д) поступление углекислого газа из клеток в
тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры
тканей;
ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким,
осуществляемый кровью;
з) диффузия кислорода в капиллярах,
расположенные в лёгких;
и) перенос кислорода от лёгких к тканям,
осуществляемый кровью.
Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 5 минут. (Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).
V. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы
на уроке?
2. Появился ли интерес к содержанию урока?
3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?
да нет не знаю
VI. Домашнее задание
Тема «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»
Темы сообщений (опережающее задание)
1. Невидимые враги в воздухе.
2. Влияние курения на органы дыхания.
3. Окружающая среда и здоровье человека.