Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи урока:

  • Образовательные
    • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
    • доказать значение легких в постоянстве внутренней среды организма.
    • дать понятие о механизме вдоха и выдоха.
  • Развивающие
    • формировать умения учащихся в проведении эксперимента;
    • развивать логические умения в нахождении причинно-следственных связей, формулировании выводов;
    • Развивать умения проводить опыты по самонаблюдению;
    • развивать творческое мышление и речь учащихся;
    • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
  • Воспитательные
    • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету;
    • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
  • метод работы с дидактическим материалом.

План урока:

1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала:
      а) демонстрационный эксперимент: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (беседа)
      б) газообмен в легких (анимация)
      в) газообмен в тканях.
      г) дыхательные движения (демонстрационный эксперимент, видеоролик, модель Дондерса) 3.Закрепление (работа с тестом на слайде, в рабочем листе)
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. (В ходе урока школьники работают в рабочих листах: Приложение 1, Приложение 2)

Учитель: Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание».

II. Проверка знаний (Приложение 1, Приложение 2)

1. Биологический диктант
2. Выберите правильные ответы.
3. Вставьте пропущенные слова:
4. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

По окончании работы учащиеся осуществляют взаимопроверку, оценивают работы.
Проверяем работу учеников у доски (проверяет ученик, комментирует правильность выполнения задания)

III. Изучение нового материала

Определение проблемы и цели урока, которая может быть поставлена на основании проведения опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Задание. В пробирки налейте известковую воду и опустите в неё стеклянную трубку. В одну из пробирок сделайте несколько выдохов через эту трубку, а в другую продувайте воздух через «грушу». Пронаблюдайте, что произойдет с известковой водой. Сделайте вывод о том, какой газ содержится в выдыхаемом воздухе.

Эвристическая беседа:

– Как изменилась вода в пробирках? (В одной из пробирок она стала мутной).
– В какой пробирке вода помутнела? (В которую попадал выдыхаемый воздух).
– Какой можно сделать вывод? (В выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой.)
– Как вы думаете, что это за вещество? (Углекислый газ).
Куда исчез кислород? (Проник в кровь)

Задание: изучив текст учебника, сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и заполните таблицу. Сделайте вывод, о том, что же произошло с воздухом в легких?

Беседа

Учитель: Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

Газ

Вдыхаемый воздух

Выдыхаемый воздух

Кислород

   

Углекислый газ

   

Азот

79,03

79,07

– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.

Учитель: Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Как происходит газообмен в организме человека и его механизмы?)

Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

Учитель: Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.

Видео-ролик «Газообмен в легких и тканях»

Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)

Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.

Работа в группах с текстом:

1 группа: «Газообмен в легких»
2 группа: «Газообмен в тканях»

Газообмен в легких

Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).

Известная информация

Новая информация

   

Задание: заполните

1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?

Важнейший механизм газообмена

2. Где происходит легочный газообмен?

Легочный газообмен происходит

3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?

В легочные капилляры поступает

4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?

5. Какая кровь покидает легочные капилляры?

Легочные капилляры покидает

6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?

Запишите вывод:

При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

– Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–».

Обсуждение результатов работы. Ученики, правильно ответившие на вопросы, получают бонусы.

Учитель: Результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную. А для чего нужен кислород нашему организму? (Для обмена веществ)
Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клетку нашего тела. Этому способствует газообмен в тканях

Газообмен в тканях

Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в тканях» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)

Известная информация

Новая информация

   

1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?

Тканевое дыхание осуществляется, благодаря …

2. Почему в тканях мало кислорода?

В тканях мало кислорода, потому что…

3. Почему в тканях много углекислого газа?

В тканях много углекислого газа потому что, потому что…

4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?

Запишите вывод:

При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–».

Обсуждение результатов работы. По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу

Вопросы для сравнения

В легких

В тканях

Какая кровь в начале?

   

Какой газ поступает в кровь?

   

Какой газ выходит из крови?

   

Какой стала кровь?

   

В каком круге кровообращения это происходит?

   

Беседа

1. В чем сходство и в чем отличие процесса газообмена в легких и тканях?
Сходство заключается в том, что в обоих случаях газообмен осуществляется через стенки капилляров за счет диффузии. Отличие заключается в том, что во время газообмена в тканях гемоглобин отдает кислород клеткам, забирает углекислый газ, и кровь становится венозной, а в легких происходит обратный процесс – углекислый газ из венозной крови через стенки альвеол попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а кислород тем же путем поступает в кровь, которая становится артериальной и вступает в соединение с гемоглобином.

2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная)

Обобщаем сказанное, записываем выводы в тетрадь.

Выводы:

1. В основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из области большей концентрации в область меньшей концентрации)
2. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в альвеолах и много в капиллярах.
3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. Кровь становится артериальной (малый круг кровообращения).
4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из тканей переходит в кровь. Кровь становится венозной (большой круг кровообращения).

Работа по определению изменений объема грудной клетки при вдохе и выдохе. Для выполнения работы учитель вызывает к доске двух учеников, которые выполняют задание по следующему плану:

1. Измерьте окружность груди при спокойном и глубоком вдохе и выдохе, внесите эти данные в таблицу на доске (учащиеся класса делают соответствующие записи в рабочих тетрадях).
Изменения объема грудной клетки при вдохе и выдохе.

Спокойное дыхание

Окружность грудной клетки

Глубокое дыхание

Окружность грудной клетки

вдох

 

вдох

 

выдох

 

выдох

 

разница в см.

 

разница в см.

 

Объясните, почему изменяется объем грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании?

2. Сделайте выводы из наблюдений.

Учащиеся легко делают выводы о том, что при вдохе меняется окружность грудной клетки и большие изменения происходят при глубоком вдохе.

3. Просмотр видеоролика о дыхательных движениях, модель Дондерса – беседа.

Задание. Заполните обобщающую таблицу.

 

Вдох

Выдох

Возбуждение

   

Межреберные мышцы

   

Грудная клетка

   

Диафрагма

   

Объем легких

   

Давление

   

Регуляция дыхания: работа со слайдами

IV. Закрепление

– А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задания

1. Тест на закрепление – работа со слайдом
2. Задание в рабочем листе

Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.

а) поступление кислорода к клеткам тела;
б) поступление кислорода в тканевую жидкость;
в) поступление воздуха в лёгкие;
г) удаление воздуха из лёгких;
д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей;
ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью;
з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких;
и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.

Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 5 минут. (Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).

V. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:
1. Удовлетворены ли вы результатом своей работы на уроке?
2. Появился ли интерес к содержанию урока?
3. Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества?

да      нет      не знаю

VI. Домашнее задание

Тема «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

Темы сообщений (опережающее задание)

1. Невидимые враги в воздухе.
2. Влияние курения на органы дыхания.
3. Окружающая среда и здоровье человека.