Тема урока: "Деловая графика. Графики и диаграммы"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок изучения новых знаний

Используемые методы: индивидуальная работа, коллаборативное обучение,  диалогическое обучение, критическое мышление

Используемые методы оценивания: комментарии (устная обратная связь), взаимооценивание,
практическая работа на компьютере

Оборудование / ресурсы: компьютеры (ноутбуки), проектор, экран, презентация (Презентация), карточки с заданиями, учебник, тетрадь, магнитная доска.

Цели:

  • Обучающие: в результате изучения нового материала учащиеся смогут:
    • подбирать и структурировать данные для построения диаграмм в MS Excel;
    • различать виды диаграмм;
    • создавать диаграммы с помощью табличного процессора MS Excel;
    • анализировать данные, отображаемые диаграммой и делать выводы.
  • Развивающие: развивать у учащихся:
    • понимание специальных компьютерных терминов;
    • практические навыки работы с компьютером;
    • умение аргументировать свой ответ;
    • критическое мышление;
    • навыки взаимооценивания;
    • навыки самостоятельной и групповой работы;
    • лидерские качества;
    • интерес к предмету.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся:
    • толерантность;
    • ответственность за собственные знания;
    • дисциплину;
    • культуру работы с компьютером.

Индикаторы: учащиеся достигли цели, если в конце урока:

  • разработали алгоритм построения диаграмм в табличном процессоре MS Excel;
  • различают виды диаграмм;
  • подбирают нужный вид диаграммы для реализации конкретной задачи;
  • строят диаграммы в табличном процессоре MS Excel;
  • анализируют данные, представленные в диаграмме, делают соответствующие выводы.   

ХОД УРОКА

Этап урока/длительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент – 2 мин. 1. Приветствует класс, проверяет готовность к уроку

2. Отмечает отсутствующих

1. Приветствуют учителя

2. Дежурный ученик сообщает об отсутствующих

Разминка  (создание благоприятного психологического климата на уроке) – 1 мин. Слайд 1.
Проводит упражнение «РУКИ – НОГИ» – Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок — поднять руки, два хлопка — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учени­ков, тренируя их собранность. Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Упражнение можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах и периодах занятий.
Учащиеся выполняют упражнение.
Обоснование учения – 3 мин. 1. Задает вопрос: «Учебный год близится к своему логическому завершению. 34 учебных недели скоро истекут. Предполагаете ли вы, с какими результатами будет закончен период десятого класса по информатике? » (Догадываемся. Есть предположения).

2. Задает вопрос: «А что вам позволило сделать такие выводы?» (Оценки, которые стоят в журнале).

3. То есть, можно сказать, что вы их отслеживаете. (Да).

4. А зачем это необходимо делать? (Чтобы быть осведомлёнными и вывести итоговую оценку).

5. В классе вас много, а журнал один на всех. Как в вашем классе решается проблема с просмотром всех текущих оценок по тому или иному предмету? (Есть ответственный человек, который выписывает оценки, а классный руководитель вклеивает их в дневник).

6. Попытаюсь предположить, что происходит дальше, если в моих рассуждениях будут неточности, вы меня поправите. Итак, листок с оценками появился в дневнике. Вы его внимательно рассмотрели, возможно, ознакомили родителей. Следующий шаг – просчитать, какими могут оказаться итоговые оценки. Так? А дальше? (Исправляем оценки).

7. Всегда ли быстро вам удается определить, какие темы следует доучить? (Да, нет, иногда). Предложите способы, которые могут вам помочь в определении «слабых» мест в изученном материале. (Спросить у учителя). Как сказали бы в одной популярной программе «Это самый распространенный ответ».

1. Отвечают на вопрос учителя, перечисляют свои потребности.

2.Отвечают на вопрос учителя, перечисляют свои потребности.

Вызов 3 мин. 1. В рамках учебного раздела, который вы изучаете на протяжении нескольких последних уроков, есть одна тема, познакомившись с которой вы научитесь анализировать, например, свои оценки по тому или иному предмету. Ваши мнения: что это может быть? Взглянем на доску.

Слайд 2. К какому типу графики можно отнести данное изображение? (Векторная графика). А какой тип графики на этом изображении представлен? (Деловая графика).

2. Я с вами полностью согласна. Более того, это и будет являться темой сегодняшнего урока. Слайд 3

3. Ребята, как вы считаете, что нам может дать изучение этой темы? Что полезного мы из нее почерпнем?

4. Озвучивает цели урока. Слайд 4

1. Учащиеся высказывают предположения о теме урока.

2. Записывают тему урока в тетрадь.

3. Высказывают свои мнения.

4. Задают уточняющие вопросы по целям урока.

Осмысление – 20  мин. 1. Поскольку вас сразу же ожидает самостоятельная практическая работа, я попрошу вас сейчас на некоторое время объединиться в две группы (по номеру ряда, так как рядов в кабинете два; можно по номеру варианта, если рядов более двух) и выполнить вот такую работу: составьте алгоритм включения компьютера и запуска приложения Microsoft Excel. Время на выполнение ограничивается тремя минутами. (Раздает листы бумаги форматом А4, фломастеры, маркеры).

2. Просит представить работы и защитить их.

3. А с какой целью вы сейчас занимались составлением алгоритма? (Чтобы вспомнить, что для достижения правильного конечного результата нужно выполнить строгую последовательность действий).

4. Раздает карточки (Приложение 1). Готовясь к сегодняшней встрече с вами, я поработала с классным журналом чуть больше обычного и составила для каждого из вас перечень оценок по информатике. Ознакомьтесь и приступаем к самостоятельной практике. У каждого из вас на Рабочем столе находится файл с названием «Заготовка 1» (Приложение 2), «Заготовка 2» (Приложение 3), «Заготовка 3» (Приложение 4). Исследуйте его и внесите свои оценки. После практической части самостоятельно заполните карточки. (Раздает карточки Приложение 5).  Время ограничено, 5 минут.

5. Время истекло. Некоторый результат получен. Подошел черед разбиться на группы. На этот раз их будет три. А разделитесь вы в группы по имени файла, с которым работали «Заготовка 1», «Заготовка 2», «Заготовка 3». Ваша задача заключается в следующем: сравните ваши записи, проанализируйте и сделайте вывод, который отразит ваше мнение о том виде диаграмм, который у вас получился. (Комментирует работы, корректирует названия видов диаграмм)

6. Отлично! А сейчас проведем эксперимент. Вы обменяетесь своими выводами и, прочитав тот вывод, который вам достался, постараетесь изобразить на бумаге диаграмму. Результаты продемонстрирует представитель группы. На выполнение данного задания вам отводится 3 минуты.

7. Итак, давайте попытаемся подвести своеобразный промежуточный итог. Для этого каждая группа ответит на один вопрос. (Номер вопроса соответствует номеру группы) Слайд 5.

8. Прежде, чем мы приступим к следующему этапу урока, давайте попытаемся определить: в чем же заключается главное преимущество деловой графики? Есть мысли по этому поводу? (Внимательно выслушивает, принимая каждый ответ, как имеющий место быть)

9. Давайте, я попытаюсь вам намекнуть. Недавно имела удовольствие видеть цветок потрясающей красоты. Цветовая гамма его видов впечатляет: от белоснежного до пурпурного. В уходе совершенно неприхотлив, но, в тоже время требователен к свету и температуре, он теплолюбив. Цветет по три месяца без перерыва! Даже в срезанном виде радует своей красотой около 50 дней. Земля ему не нужна, растет в специальном субстрате из древесной коры, мха и песка. Название у него такое мудреное, что я не смогла запомнить его с первого раза – фаленопсис. Однако большинство людей называют его проще – орхидея. Слайд 6. Давайте посмотрим на доску. Как вам проще было представить этот цветок: по словесному описанию, или после того, как вы увидели его изображение? (С изображением проще, нагляднее). Догадались, что является основным преимуществом деловой графики? (Наглядность) Это действительно так. Запишите эту мысль. Слайд 7.

10. Опыт составления алгоритма у вас имеется. Я прошу вас за две минуты составить алгоритм создания диаграммы. Посмотрим, какая группа окажется точнее.

11. А теперь давайте задумаемся над таким вопросом: если сейчас несведущему человеку предложить данный алгоритм, сможет ли он создать диаграмму? (Да. Нет.) А почему?

12. Давайте вносить коррективы и параллельно работать над созданием диаграммы, так как составить алгоритм для выполнения практической работы без практической деятельности невозможно. Распределите обязанности: один работает за компьютером, один записывает шаги алгоритма в специальный бланк, оставшиеся помогают.

Раздает карточки для составления алгоритма (Приложение 6).

Должен получиться, примерно, следующий алгоритм:

Шаг 1: собрать данные. Они уже собраны – это ваши оценки. Выберите чью-либо выписку оценок и возьмите ее за основу.
Шаг 2: Запустить табличный процессор MS Excel.
Шаг 3: создайте таблицу, продумав ее структуру и заполнив данными. Обязательно предусмотрите шапку таблицы, именно она содержит названия столбцов.
Шаг 4: Выделите диапазон ячеек таблицы, содержащий те сведения, которые должны отобразиться на диаграмме.
Шаг 5: Выполните команду: Вставка – Другие диаграммы (так как именно в этом разделе собраны все виды создаваемых диаграмм).
Шаг 6: Выберите нужный вам вид диаграммы.
Шаг 7: Выполните команду: Конструктор – Макет диаграммы. Старайтесь выбрать тот, который максимально облегчит вам восприятие, а значит и дальнейший анализ отображаемых данных.
Шаг 8: Вкладки МАКЕТ и ФОРМАТ помогут настроить внешний вид получившейся диаграммы.

1. Выбирают способ изображения или написания алгоритма и выполняют работу.

2. Показывают и озвучивают работы. Прикрепляют к магнитной доске.

3. Рассуждают и отвечают на вопрос.

4. Выполняют самостоятельную практическую работу, отвечают на вопросы в карточках.

5. Объединяются в группы. Обмениваются мнениями, делают вывод и озвучивают его.

6. Обмениваются карточками: 1 ––> 2, 2 ––> 3, 3 ––> 1. Изучают материал, рисуют диаграммы. По истечении трех минут представляют, прикрепляя к магнитной доске.

7. Каждая группа отвечает на свой вопрос. Ответы записываются в тетрадях.

8. Высказывают свое мнение.

9. Отвечаю на вопрос. Записывают в тетрадях.

10. Работают над составлением алгоритма и сообщают результат.

11. Рассуждают, делают вывод.

12. Работают над составлением алгоритма (совместно с учителем).

Физминутка – 1 мин. В качестве физминутки предлагаю еще раз выполнить упражнение «РУКИ –  НОГИ» Выполняют физминутку.
Рефлексия – 10 мин. 1. Сейчас я прошу подойти ко мне тех ребят, которые во время составления алгоритма работали за компьютерами. Вы назначаетесь консультантами-практиками. На вас возлагается очень ответственная миссия: научить остальных ребят создавать диаграммы и оценить их работу. Все могут рассаживаться на свои места и приступать к работе пока самостоятельно, а мы с вами должны выработать три основных критерия оценивания работ ваших подопечных. (Критерии оценивания записываются на Слайд 8)

2. Ваши работы будут оцениваться по следующим критериям Слайд 8. Послушаем результаты.

1. Трое ребят обсуждают с учителем критерии оценивания и консультируют остальную группу, остальные создают диаграмму, отображающую динамику оценивания знаний по информатике.

2. Консультанты озвучивают результаты.

Выставление оценок за урок – 2 мин. 1. Выставляет оценки за практическую работу. Просит класс оценить работу консультантов, им выставляется вторая оценка.

2. Делает комментарии относительно результатов работы.

3. Выясняет, какие задания вызвали затруднения.

Оценивают работу консультантов. Называют задания, вызвавшие затруднения.
Постановка домашнего задания – 2 мин. Слайд 9.
  • Выучить определения и понятия (конспект).
  • Опираясь на составленный алгоритм, практиковаться в создании диаграмм, типы которых не были затронуты на уроке. Результаты работы принести на электронном носителе.

Дает комментарии относительно выполнения заданий.

Записывают в дневниках домашнее задание.