Урок информатики по теме "Поиск информации в Интернете"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: научиться рационально находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу; развитие критического мышления;  способствовать формированию умения работать в коллективе и в команде.

Методы и приемы обучения: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, создание проблемных ситуаций, работа в группах.

Оборудование: учебные ноутбуки, пакет Microsoft Office,  Документы Google, мультимедийный проектор, локальная сеть, карточки с алгоритмом выполнения работы.

Методические материалы: учебник для 9 класса «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакин.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время
Организационный момент Словесный 0,5 мин.
Целеполагание и мотивация Диалог 3 мин.
Актуализация знаний Вопросно-ответный ход рассуждения 2,5 мин.
Выполнение практической работы Применение технологии проблемного обучения, самостоятельная работа, групповая работа, исследовательский метод, анализ результата 30 мин.
Рефлексия Создание синквейна 3 мин.
Домашнее задание Словесный 1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята! Приготовьтесь к уроку и настройтесь на продуктивную работу.

2. Целеполагание и мотивация

– Говорит и показывает кабинет информатики! Внимание! Взгляните на экран! (1 слайд – Видео о Нобелевской премии). Это было неожиданностью, поскольку ЕС даже не был в списке претендентов на премию. Долго обсуждали эту новость средства массовой информации. Да и мне самой стало очень интересно. А сейчас я предлагаю взглянуть на лауреатов Нобелевской премии прежних лет.(2 слайд – Лауреаты Нобелевской премии). Них есть и наш соотечественник (3 слайдРоссийский лауреат.) Константин Новоселов. Он один из тех, кто первым синтезировал графен.
– Скажите, пожалуйста, а где я могла узнать эту информацию?
Ответ: Интернет, энциклопедия.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? (4, 5 слайды)
– Правильно. Тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете». На этом уроке мы с вами научимся рационально находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу.

3. Актуализация знаний

Опрос по теме: Способы поиска в Интернете. §5, учебник И.Г.Семакин.

а) В чём состоят три основных способа поиска информации во Всемирной паутине?
Ответ: Указание адреса страницы; Передвижение по гиперссылкам; Обращение к поисковому серверу (поисковой системе)
б) Каким образом ссылки на конкретные документы попадают в поисковые системы?
Ответ: Ссылки устанавливаются сервером самостоятельно, в автоматическом режиме путём регулярного просмотра всех появляющихся во Всемирной паутине Web-страниц.

4. Выполнение практической работы (6 слайд)

– Внимание! А теперь вопрос дня!

Многие области науки остались «не охваченными» Нобелевской премией. В связи с известностью и престижностью «нобелевки», наиболее престижные награды в других областях часто неформально называют Нобелевскими. Назвать российских лауреатов, которые получили аналогичную премию в области математики?

– Я приглашаю вас в лабораторию «Интеллект», чтобы ответить на вопрос дня! Для этого класс делиться на две группы. Первая группа – одел статистов, а вторая – отдел программистов. Каждая группа одевает соответствующий бейдж. Значит, статисты отправляются в библиотеку и ответят на этот вопрос с помощью энциклопедий. А наблюдать за ходом работы в библиотеке мы будем с помощью Skype. (Учащиеся уходят в школьную библиотеку). Программисты остаются на своих местах и работают по алгоритму (Приложение 1) в http://learningapps.org.   (7, 8 слайды)

Затем происходит сравнение результатов каждой группы.

– Я рада, что у вас получилось. Программистам повезло, так как они нашли быстро достоверную информацию. Статисты затратили больше времени и нашли не точную информацию.
– Всем известно, что в Интернете можно найти самую разную информацию.  Некоторые сайты могут выглядеть достоверно, но содержать ненадежную информацию, в то время как другие могут выглядеть менее эффектно, но быть вполне надежными.  Вот основные этапы для определения надежности Веб-страницы.  Рассмотрим  Веб-страницу www.clonaid.com (9 слайд)

1. Проанализируйте структуру адреса. Обратите внимание на домены edu, gov, org, or com. Поскольку этот адрес оканчивается на com, он относится к сфере бизнеса.  Возможно, это не совсем то, что нужно и они будут пытаться продать мне что-нибудь.
2. Посмотрите, есть ли на сайте такие разделы, как "О нас", "История" или "Обратная связь", по которым можно судить об организации этой страницы.  В разделе "История" говорится, что компания была основана человеком с учеными степенями по физике и биомолекулярной химии, но не сообщается о том, где он получил эти степени.  Она была директором по маркетингу в химической компании.  Отсюда непонятно, имеет ли это отношение к маркетингу или к науке.  Далее там говорится, что они переехали с Багам туда, где клонирование разрешено, но не говорится, куда именно.  Все это довольно подозрительно.
3. Проверьте, когда были сделаны последние обновления. Единственный факт, который я вижу – это дата на письме к представителю 59 Генеральной ассамблеи  ООН, датированное 2004 – 2005 годом.  Других дат или дополнительной информации я не вижу.
4. Проверьте ссылки на документы и другую информацию. Здесь приводится много информации, которая выглядит научной, но я не вижу ссылок на ее источники.

– Ваша задача определить надежность Интернет источника. Для этого проанализируйте и обсудите в группе следующие две Веб-страницы с помощью предложенной четырехшаговой методики. (Приложение 2)

www.humancloning.org
www.ornl.gov/sci/techresources/Human_Genome/elsi/cloning.shtml

Анализ Веб-страниц происходит в Google-документе в виде  совместной работы. Учащиеся совместно заполняют таблицу.
Через несколько минут происходит обсуждение результата анализа.

Вопросы:

  • Какие этапы были полезны?
  • Как в результате обсуждения вы пришли к оценке этой Веб страницы?
  • Пришлось ли вам изменить порядок этих шагов?
  • Где эта стратегия может использоваться?

5. Рефлексия

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа(пять строк). (Приложение 3)

6. Домашнее задание: §5. учебник для 9 класса «Информатика и ИКТ» И.Г.Семакин.