Цели урока:
образовательный аспект: доказать, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показать, какие противоречия порождала нэповская модель.
Развивающий аспект: продолжить работу над формированием умений анализа исторического источника; обобщения имеющихся знаний; уметь доказывать свою точку зрения; выбору своей позиции, формирований умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Воспитательный аспект: развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотизм.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная.
Форма организации обучения: практикум
Оборудование: тетради, учебник по истории России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение 2013 г., исторические документы, презентация “НЭП – новая стратегия”.
Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Структура урока: это урок линейной структуры.
Технология: технология критического мышления, технология работы с историческим источником, технология работы в группах, личностно-ориентированная технология, ИТ.
Планируемые образовательные результаты.
Приобретенная компетентность.
Целостно-смысловая компетенция
Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; определять понятия, вступать в речевое общение; работать с книгой и источниками
Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: понимают значение знаний из истории страны.
Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в учебнике, исторических источниках по инструкции учителя.
Познавательные:
общеучебные – умения структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике и документах; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы на поставленную проблему: НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса;
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения по сути проблемы: какие противоречия порождала нэповская модель, итоги и последствия введения НЭПа.
Организационная структура урока
I. Организационный этап.
Цель этапа: мобилизация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
Форма: беседа.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению. Стадия вызова.
Цель: активизация знаний учащихся,
подготовка их к активной самостоятельной
деятельности
Подготовка к активной деятельности,
актуализация начальных условий, составление
кластера. Формулировка учителем и учащимися
результата деятельности.
- Каковы были главные последствия гражданской войны для страны?
- Как страна могла выйти из тяжелейшего экономического кризиса? (Постановка мотивационной цели)
- В чём суть экономической политики в годы гражданской войны?
- Была ли актуальна политика “военного коммунизма” в мирное время?
- Таким образом, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Запишем тему урока.
III этап. Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления.
Цель этапа: самостоятельный поиск информации, критическое осмысление. Формирование умений работы с историческими документами.
Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В ситуации начала 20-х годов единственным реальным шагом выхода из экономического и политического кризиса было принятие новой экономической политики, которая была провозглашена в марте 1921 г. на X съезде РКП (б).
- Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу.
- Какие меры в экономике предполагалось предпринять в рамках НЭПа?
- Проанализируйте ключевые положения НЭПа, используя документы. Работая с данными материалами, оформите свои выводы в 3-й графе. (Приложение 2)
Читая текст документа, делаем маркировку символами в тексте:
V – что совпало с моими представлениями | + - о чем раньше не знал, новое содержание | - что не совпало с моими представлениями | ? что вызвало непонимание |
- В чём суть НЭПа и чем она отличается от политики “военного коммунизма”?
- Каковы итоги НЭПа? Его перспективы. Исходя из документа 10/12.
- Как вы думаете, почему большевики сделали отступление от своей политики в сторону НЭПа?
- Как вы думаете, чтобы осуществить данные мероприятия, какие условия для этого необходимы?
а) Частная инициатива.
б) Отсутствие контроля со стороны государства.
в) Свобода слова, юридические гарантии.
г) Отсутствие диктата со стороны партии.
д) В центре новой политики стоял свободный человек.
е) Средства на приобретение станков, на проведение преобразований.
- Какие противоречия порождала нэповская модель? Как вы думаете, было ли будущее у этой политики в условиях однопартийной системы?
IV этап. Стадия рефлексии – проводится в виде написания синквейна
Этап закрепления новых знаний. Подведение итогов.
Цель: самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме, осмысление результатов своей работы.
1. В первой строке – одно слово, как правило, центральное понятие темы. Существительное. Это тема синквейна.
2. Во второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте темы.
5. Последняя строчка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Учащиеся подводят итог своей работе, постановка новой проблемы.
Синквейн
- политика
- новая, экономическая
- восстановить, перестроить, увеличить
- НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства,
перестройки общества, увеличению объёма производства.
- перестройка
В результате большевики сумели изменить настроение в обществе и удержаться у власти.
Задание на дом.
Выход на организацию домашнего задания.
Поддержание учебной мотивации.
Ответы на вопросы, поставленные самим ребенком, доработать записи.
Тип и структура урока обеспечили целостность и завершенность урока, все этапы урока последовательны, логически связаны.
Реализация целей урока.
Поставленные цели соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный урок реализует задачу: создание условий для оптимальной организации учебного процесса.
Учитель в рамках оптимизации учебного процесса организовал весь процесс с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Технология.
При выборе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо учитель опирался на приоритет развития мышления и с учетом данных психологической диагностики мышления. Лейтмотив этой технологии – конкретность.
Эта технология эффективна, применима в начале изучения предмета, курса, раздела.
На данном уроке применяется модификация этой технологии, специально адаптированной к данному содержанию.
Реализация принципов обучения.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестн. образования. - 2009. - № 1. - С. 7-28. - Этот же материал под загл. "Основ. положения проекта гос. образоват. стандарта (извлечения)" опубл. в журн.: ОБЖ. - 2009. - № 1. - С. 3-9. Этот же материал под загл. "Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность" опубл.: Учит. газ. - 2008. - 7 окт. (№ 41). - С. 16-17.
- Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Под ред. Э.М Щагина М. “Просвещение”, 1991 г.
- Данилов А.А. История России ХХ век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.Г.Косулина.М.: Просвещение, 2013.