"Животный мир России". 8-й класс
Скачать презентацию (7.11 МБ)
Цель: способствовать расширению знаний обучающихся о животном мире России.
Задачи:
- Познакомить с представителями разных природных зон и их приспособленностью к среде обитания.
- Продолжить формирование умений выделять главную мысль в информационном источнике и работать в группе.
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.
Оборудование: атлас, учебник, дополнительная научная литература, карточки с заданиями для каждой группы, маски с изображением животных разных природных зон, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация «Животные России».
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Внутрипредметные связи: тема «Климат», 8 класс.
Межпредметные связи: экология, тема «Приспособление животных к условиям своего обитания», «Факторы среды», 6 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель начинает урок с ребусов, разгадав которые обучающиеся
приходят к выводу, что во всех ребусах были зашифрованы названия
животных. (Слайд 2).
– О каком биотическом компоненте природы сегодня на уроке
пойдёт речь? (О животных России).
– Какова тема нашего урока? (Животный мир России).
(Слайд 3).
Так как животные это подвижные организмы, в отличие от растений, то человеку сложно за ними наблюдать в природе. Многих животных мы можем увидеть только на картинках. Предлагаю посмотреть видеофрагмент о животном мире нашей страны. Дикая природа (http://youtube.com/watch?v=10ijPRwlgpA)
Коментарии к видеофрагменту
«Животные — один из важнейших компонентов природы. В нашей стране насчитывается до 130 тыс. видов животных (из них до 90 тысяч насекомых). Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся — всего 160 видов. Многообразие птиц выражается цифрой порядка 710 видов. Из млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов».
– В видеофрагменте вы видели животных. Какие они по отношению
друг к другу? (Они все разные, отличаются друг от друга
).
– Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться с
разнообразием животного мира России).
1. Размещение животных по территории россии (беседа).
– Как вы считаете, животные расселяются по территории
России хаотично или их распространение подчиняется какому — то
закону? (Закону широтной зональности и высотной
поясности).
– В чём суть этих законов? (Смена всех компонентов на
равнине с севера на юг — широтная зональность; смена всех
компонентов от подножия к вершине горной системы — высотная
поясность).
Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны с растениями пищевыми цепями. Каждое природное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных хищников.
– Какие вы знаете природные сообщества России? (тундры, леса, степей и пустынь).
2. Характеристика животного мира природных зон россии (самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа с картами атласа, заполнение таблицы на рабочих листах). (Приложение 1)
Каждая группа получает лист с вопросами, на которые должна
ответить. На работу отводится 5-7 минут, затем группы
отчитываются о выполненной работе. Выходя к доске обучающиеся
надевают маски с изображением животных. Информацию заносят в
таблицу. Во время ответов представителей групп на экране
демонстрируются фотографии животных. (Слайды 5-9).
После каждого выступления обучающиеся заполняют таблицу. (Слайд
4).
Вопросы.
- Показать на карте размещение природной зоны.
- Назвать животных этой природной зоны.
- Кратко рассказать, в каких условиях живут животные.
- Какие приспособления имеют животные и птицы к условиям своего существования?
Особенности животного мира России
| Природная зона | Приспособление животных к условиям обитания | Типичные животные |
| 1. Тундра | Густая шерсть и оперение, толстый слой подкожного жира, покровительственная окраска, миграции, откочёвывание. | Северный олень, песец, полярный волк, белая куропатка. |
| 2. Лес
Динамическая физминутка |
Ярусное распределение, спячка, линька, норы, густой мех зимой. | Лось, медведь, белки, бурундуки, глухарь. |
| 3. Степь | Стадный или колониальный образ жизни, быстрый бег, наличие нор, запасы пищи на зиму. | Сайгак, суслик, дрофа, сурок. |
| 4. Пустыня | Серовато-бурая или жёлтая окраска, быстрое передвижение, наличие нор, активный образ жизни в тёмное или сумеречное время суток, летняя спячка. | Джейран, сайгак, тушканчики, ящерицы, ежи, змеи. |
При рассматривании животного мира пустынь обучающимся можно
задать вопрос проблемного характера, используя видеофрагменты о
жизни сайгака и лося.
Приложение 2.
«Жизнь сайгака»
Приложение 3.
«Жизнь лосей»
– «Почему животные лесов не собираются в стада, как животные
степей?» (Стаду лосей труднее скрыться в зарослях тайги, а
хищников заметить из — за деревьев даже стаду очень сложно. В
степях открытое пространство. Отсутствие деревьев позволяет
копытным животным убегать от хищников стадом).
– Мы рассмотрели животный мир основных природных зон. Каков будет
животный мир переходных природных зон (лесотундра, лесостепь,
полупустыня)? (В этих природных зонах будут обитать животные
соседних природных зон).
– Как человек может использовать представителей животного мира для
своего здоровья? (Например: наблюдение за аквариумными рыбками
снимает стресс. Именно поэтому аквариум с рыбками врачи обычно
советуют завести людям, страдающим неврозами и депрессией.
Созерцая воду, природные формы и краски, мерно плавающих рыб
человек релаксирует и восстанавливает свои силы.).
Релаксирующее видео с плавающими рыбками. "Мои рыбки"
Вывод:
– В чём причина многообразия животного мира России? (Большие размеры территории России с разнообразными ландшафтами).
III. Закрепление изученного материал.
а) индивидуальная работа (интерактивная доска). «Мозговой
штурм». (слайд 9).
б) тестовая работа.
| Усложнённый вариант (тестовые задания с двумя
верными ответами) максимальная отметка «5» |
Упрощённый вариант (тестовые задания с одним
верным ответом) максимальная отметка «4» |
1. «Производство» нор — это приспособление к
условиям жизни животных …
2. Представителями животного мира тундры являются:
3. В спячку впадают некоторые животные:
4. В какой природной зоне обитает сайгак?
5. Птицами степи являются...
Ответы: 1 — в,г; 2 — в,г; 3 — в,г; 4 — в,г; 5 — в,г. |
1. Бурый медведь обитает в:
2. В какой природной зоне животные впадают в спячку летом?
3. Суслик, сурок, хомяк — это представители природной зоны...
4. Ярусное распределение, спячка, линька, норы — это приспособления животных к жизни в:
5. Быстрый бег характерен для животных ...
Ответы: 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — б; 5 — б. |
После завершения работы ребята проверяют выполненный тест самостоятельно и выставляют отметки. (Слайд 10).
Рефлексия: обучающиеся выражают своё мнение об уроке фигурами животных.
- «Зелёная» фигурка медведя – «Урок понравился, усвоил (а) весь материал».
- «Синяя» фигурка медведя – «Не все моменты урока понравились, усвоил (а) не весь материал».
- «Красная» фигурка медведя – «Урок не понравился, информация была для меня сложной»
IV. Домашнее задание
- параграф 18. вопрос № 1, 4 в конце параграфа.
- Сообщения: «Приспособленность северного оленя к условиям окружающей среды», «Приспособленность джейрана к условиям окружающей среды», «Приспособленность лося к условиям окружающей среды»
Подведение итогов урока и выставление отметок. (Слайд 11).
Список литературы:
1. Баринова, И. И. География России. Природа. 8 класс /
И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
2. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 8
класс / Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349 с.