"Животный мир России". 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: способствовать расширению знаний обучающихся о животном мире России.

Задачи:

  • Познакомить с представителями разных природных зон и их приспособленностью к среде обитания.
  • Продолжить формирование умений выделять главную мысль в информационном источнике и работать в группе.
  • Продолжить воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.

Оборудование: атлас, учебник, дополнительная научная литература, карточки с заданиями для каждой группы, маски с изображением животных разных природных зон,  мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация «Животные России».

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Внутрипредметные связи: тема «Климат», 8 класс.

Межпредметные связи: экология, тема «Приспособление животных к условиям своего обитания», «Факторы среды», 6 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель начинает урок с ребусов, разгадав которые обучающиеся приходят к выводу, что во всех ребусах были зашифрованы названия животных. (Слайд 2).
–  О каком биотическом компоненте природы сегодня на уроке пойдёт речь? (О животных России).
–  Какова тема нашего урока? (Животный мир России). (Слайд 3).

Так как животные это подвижные организмы, в отличие от растений, то человеку сложно за ними наблюдать в природе. Многих животных мы можем увидеть только на картинках. Предлагаю посмотреть видеофрагмент  о животном мире нашей страны. Дикая природа (http://youtube.com/watch?v=10ijPRwlgpA)

Коментарии к видеофрагменту

«Животные — один из важнейших компонентов природы.  В нашей стране насчитывается до 130 тыс. видов животных (из них до 90 тысяч насекомых).  Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся — всего 160 видов. Многообразие птиц выражается цифрой порядка 710 видов. Из млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов».

– В видеофрагменте вы видели животных. Какие они по отношению друг к другу? (Они все разные, отличаются друг от друга ).
– Как Вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться с разнообразием животного мира России).

1. Размещение животных по территории россии (беседа).

–  Как вы считаете, животные расселяются по территории России хаотично или их распространение подчиняется какому — то закону? (Закону широтной зональности и высотной поясности).

–  В чём суть этих законов? (Смена всех компонентов на равнине с севера на юг — широтная зональность; смена всех компонентов от подножия к вершине горной системы — высотная поясность).

Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны с растениями пищевыми цепями. Каждое природное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных хищников.

–  Какие вы знаете природные сообщества России? (тундры, леса, степей и пустынь).

2. Характеристика животного мира природных зон россии (самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа  с картами атласа, заполнение таблицы на рабочих листах). (Приложение 1)

Каждая группа получает лист с вопросами, на которые должна ответить. На работу отводится  5-7 минут, затем группы отчитываются о выполненной работе. Выходя к доске обучающиеся надевают маски с изображением животных. Информацию заносят в таблицу. Во время ответов представителей групп  на экране демонстрируются фотографии животных. (Слайды 5-9).
После каждого выступления обучающиеся заполняют таблицу. (Слайд 4).

Вопросы.

  • Показать на карте размещение природной зоны.
  • Назвать животных этой природной зоны.
  • Кратко рассказать, в каких условиях живут животные.
  • Какие приспособления имеют животные и птицы к условиям своего существования?

Особенности животного мира России

Природная зона Приспособление животных к условиям обитания Типичные животные
1. Тундра Густая шерсть и оперение, толстый слой подкожного жира, покровительственная окраска, миграции, откочёвывание. Северный олень, песец, полярный волк, белая куропатка.
2. Лес

Динамическая физминутка

Ярусное распределение, спячка, линька, норы, густой мех зимой. Лось, медведь, белки, бурундуки, глухарь.
3. Степь Стадный или колониальный образ жизни, быстрый бег, наличие нор, запасы пищи на зиму. Сайгак, суслик, дрофа, сурок.
4. Пустыня Серовато-бурая или жёлтая окраска, быстрое передвижение, наличие нор, активный образ жизни в тёмное или сумеречное время суток, летняя спячка. Джейран, сайгак, тушканчики, ящерицы, ежи,  змеи.

При рассматривании животного мира пустынь обучающимся можно задать вопрос проблемного характера, используя видеофрагменты о жизни сайгака и лося.
Приложение 2. «Жизнь сайгака»
Приложение 3. «Жизнь лосей»

– «Почему животные лесов не собираются в стада, как животные степей?» (Стаду лосей труднее скрыться в зарослях тайги, а хищников заметить из — за деревьев даже стаду очень сложно. В степях открытое пространство. Отсутствие деревьев позволяет копытным животным убегать от хищников стадом).
– Мы рассмотрели животный мир основных природных зон. Каков будет животный мир переходных природных зон (лесотундра, лесостепь, полупустыня)? (В этих природных зонах будут обитать животные соседних природных зон).
– Как человек может использовать представителей животного мира для своего здоровья? (Например: наблюдение за аквариумными рыбками снимает стресс. Именно поэтому аквариум с рыбками врачи обычно советуют завести людям, страдающим неврозами и депрессией.  Созерцая воду, природные формы и краски, мерно плавающих рыб человек релаксирует и восстанавливает свои силы.).

Релаксирующее видео с плавающими рыбками. "Мои рыбки"

Вывод:

–  В чём причина многообразия животного мира России? (Большие размеры территории России с разнообразными ландшафтами).

III. Закрепление изученного материал.

а) индивидуальная работа (интерактивная доска).  «Мозговой штурм». (слайд 9).
б) тестовая работа.

Усложнённый вариант (тестовые задания с двумя верными ответами)
максимальная отметка «5»
Упрощённый вариант (тестовые задания с одним верным ответом)
максимальная отметка «4»
1. «Производство» нор — это приспособление к условиям жизни животных …

а) тундры;
б) леса;
в) степей;
г) пустынь.

2. Представителями животного мира тундры являются:

а) змеи;
б) белки;
в) полярный волк;
г) белая куропатка.

3. В спячку впадают некоторые  животные:

а) тундры;
б) степей;
в) леса;
г) пустынь.

4. В какой природной зоне обитает сайгак?

а) тундра;
б) лес;
в) степь;
г) пустыня.

5. Птицами степи являются...

а) белая куропатка;
б) дятел;
в) дрофа;
г) степной орёл.

Ответы: 1 — в,г; 2 — в,г; 3 — в,г; 4 — в,г; 5 — в,г.

1. Бурый медведь обитает в:

а) тундре;
б) лесах;
в) пустыне.

2. В какой природной зоне животные впадают в спячку летом?

а) в тундре;
б) в пустыне;
в) в лесах.

3. Суслик, сурок, хомяк — это представители природной зоны...

а) пустынь;
б) степей;
в) лесов.

4. Ярусное распределение, спячка, линька, норы — это приспособления животных к жизни в:

а) тундре;
б) лесах;
в) степях.

5. Быстрый бег характерен для животных ...

а) леса;
б) степей.

Ответы: 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — б; 5 — б.

После завершения работы    ребята проверяют выполненный тест  самостоятельно и выставляют отметки. (Слайд 10).

Рефлексия: обучающиеся выражают своё мнение об уроке фигурами животных.

  • «Зелёная» фигурка медведя – «Урок понравился, усвоил (а) весь материал».
  • «Синяя» фигурка медведя – «Не все моменты урока понравились, усвоил (а) не весь материал».
  • «Красная» фигурка медведя – «Урок не понравился, информация была для меня сложной»

   IV. Домашнее задание

  1. параграф 18. вопрос № 1, 4 в конце параграфа.
  2. Сообщения: «Приспособленность северного оленя к условиям окружающей среды»,  «Приспособленность джейрана к условиям окружающей среды», «Приспособленность лося к условиям окружающей среды»

  Подведение итогов урока и выставление отметок. (Слайд 11).

Список литературы:

1. Баринова, И. И. География России. Природа. 8 класс / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
2. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по географии. 8 класс / Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349 с.