Цель: способствовать расширению знаний обучающихся о животном мире России.
Задачи:
- Познакомить с представителями разных природных зон и их приспособленностью к среде обитания.
- Продолжить формирование умений выделять главную мысль в информационном источнике и работать в группе.
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе и своему здоровью.
Оборудование: атлас, учебник, дополнительная научная литература, карточки с заданиями для каждой группы, маски с изображением животных разных природных зон, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация «Животные России».
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Внутрипредметные связи: тема «Климат», 8 класс.
Межпредметные связи: экология, тема «Приспособление животных к условиям своего обитания», «Факторы среды», 6 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель начинает урок с ребусов, разгадав
которые обучающиеся приходят к выводу, что во
всех ребусах были зашифрованы названия животных.
(Слайд 2).
– О каком биотическом компоненте природы
сегодня на уроке пойдёт речь? (О животных
России).
– Какова тема нашего урока? (Животный мир
России). (Слайд 3).
Так как животные это подвижные организмы, в отличие от растений, то человеку сложно за ними наблюдать в природе. Многих животных мы можем увидеть только на картинках. Предлагаю посмотреть видеофрагмент о животном мире нашей страны. Дикая природа (http://youtube.com/watch?v=10ijPRwlgpA)
Коментарии к видеофрагменту
«Животные — один из важнейших компонентов природы. В нашей стране насчитывается до 130 тыс. видов животных (из них до 90 тысяч насекомых). Многочисленны рыбы, их более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся — всего 160 видов. Многообразие птиц выражается цифрой порядка 710 видов. Из млекопитающих в нашей стране обитает около 350 видов».
– В видеофрагменте вы видели животных. Какие
они по отношению друг к другу? (Они все разные,
отличаются друг от друга ).
– Как Вы думаете, какова цель нашего урока?
(Познакомиться с разнообразием животного мира
России).
1. Размещение животных по территории россии (беседа).
– Как вы считаете, животные расселяются по
территории России хаотично или их
распространение подчиняется какому — то закону? (Закону
широтной зональности и высотной поясности).
– В чём суть этих законов? (Смена всех
компонентов на равнине с севера на юг — широтная
зональность; смена всех компонентов от подножия
к вершине горной системы — высотная поясность).
Животные являются частью природного сообщества, в котором они связаны с растениями пищевыми цепями. Каждое природное сообщество состоит из растений, растительноядных животных и животных хищников.
– Какие вы знаете природные сообщества России? (тундры, леса, степей и пустынь).
2. Характеристика животного мира природных зон россии (самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа с картами атласа, заполнение таблицы на рабочих листах). (Приложение 1)
Каждая группа получает лист с вопросами, на
которые должна ответить. На работу отводится
5-7 минут, затем группы отчитываются о выполненной
работе. Выходя к доске обучающиеся надевают
маски с изображением животных. Информацию
заносят в таблицу. Во время ответов
представителей групп на экране
демонстрируются фотографии животных. (Слайды 5-9).
После каждого выступления обучающиеся заполняют
таблицу. (Слайд 4).
Вопросы.
- Показать на карте размещение природной зоны.
- Назвать животных этой природной зоны.
- Кратко рассказать, в каких условиях живут животные.
- Какие приспособления имеют животные и птицы к условиям своего существования?
Особенности животного мира России
Природная зона | Приспособление животных к условиям обитания | Типичные животные |
1. Тундра | Густая шерсть и оперение, толстый слой подкожного жира, покровительственная окраска, миграции, откочёвывание. | Северный олень, песец, полярный волк, белая куропатка. |
2. Лес Динамическая физминутка |
Ярусное распределение, спячка, линька, норы, густой мех зимой. | Лось, медведь, белки, бурундуки, глухарь. |
3. Степь | Стадный или колониальный образ жизни, быстрый бег, наличие нор, запасы пищи на зиму. | Сайгак, суслик, дрофа, сурок. |
4. Пустыня | Серовато-бурая или жёлтая окраска, быстрое передвижение, наличие нор, активный образ жизни в тёмное или сумеречное время суток, летняя спячка. | Джейран, сайгак, тушканчики, ящерицы, ежи, змеи. |
При рассматривании животного мира пустынь
обучающимся можно задать вопрос проблемного
характера, используя видеофрагменты о жизни
сайгака и лося.
Приложение 2. «Жизнь
сайгака»
Приложение 3. «Жизнь
лосей»
– «Почему животные лесов не собираются в стада,
как животные степей?» (Стаду лосей труднее
скрыться в зарослях тайги, а хищников заметить из
— за деревьев даже стаду очень сложно. В степях
открытое пространство. Отсутствие деревьев
позволяет копытным животным убегать от хищников
стадом).
– Мы рассмотрели животный мир основных
природных зон. Каков будет животный мир
переходных природных зон (лесотундра, лесостепь,
полупустыня)? (В этих природных зонах будут
обитать животные соседних природных зон).
– Как человек может использовать представителей
животного мира для своего здоровья? (Например:
наблюдение за аквариумными рыбками снимает
стресс. Именно поэтому аквариум с рыбками врачи
обычно советуют завести людям, страдающим
неврозами и депрессией. Созерцая воду,
природные формы и краски, мерно плавающих рыб
человек релаксирует и восстанавливает свои
силы.).
Релаксирующее видео с плавающими рыбками. "Мои рыбки"
Вывод:
– В чём причина многообразия животного мира России? (Большие размеры территории России с разнообразными ландшафтами).
III. Закрепление изученного материал.
а) индивидуальная работа (интерактивная
доска). «Мозговой штурм». (слайд 9).
б) тестовая работа.
Усложнённый вариант (тестовые задания с
двумя верными ответами) максимальная отметка «5» |
Упрощённый вариант (тестовые задания с
одним верным ответом) максимальная отметка «4» |
1. «Производство» нор — это
приспособление к условиям жизни животных …
2. Представителями животного мира тундры являются:
3. В спячку впадают некоторые животные:
4. В какой природной зоне обитает сайгак?
5. Птицами степи являются...
Ответы: 1 — в,г; 2 — в,г; 3 — в,г; 4 — в,г; 5 — в,г. |
1. Бурый медведь обитает в:
2. В какой природной зоне животные впадают в спячку летом?
3. Суслик, сурок, хомяк — это представители природной зоны...
4. Ярусное распределение, спячка, линька, норы — это приспособления животных к жизни в:
5. Быстрый бег характерен для животных ...
Ответы: 1 — б; 2 — б; 3 — б; 4 — б; 5 — б. |
После завершения работы ребята проверяют выполненный тест самостоятельно и выставляют отметки. (Слайд 10).
Рефлексия: обучающиеся выражают своё мнение об уроке фигурами животных.
- «Зелёная» фигурка медведя – «Урок понравился, усвоил (а) весь материал».
- «Синяя» фигурка медведя – «Не все моменты урока понравились, усвоил (а) не весь материал».
- «Красная» фигурка медведя – «Урок не понравился, информация была для меня сложной»
IV. Домашнее задание
- параграф 18. вопрос № 1, 4 в конце параграфа.
- Сообщения: «Приспособленность северного оленя к условиям окружающей среды», «Приспособленность джейрана к условиям окружающей среды», «Приспособленность лося к условиям окружающей среды»
Подведение итогов урока и выставление отметок. (Слайд 11).
Список литературы:
1. Баринова, И. И. География России. Природа.
8 класс / И. И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.
2. Жижина, Е. А. Поурочные разработки по
географии. 8 класс / Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2005. – 349
с.