Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Разделы: Русский язык


Цели.

  1. Сформировать понятие о придаточных определительных, особенностях их структуры.
  2. Формировать умения определять, характеризовать сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
  3. Формировать умения использования синтаксической синонимии.
  4. Формировать умения использования сложноподчиненных предложений с придаточными определительными в речи.
  5. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Ход урока

I. Повторим изученное. (Приложение 1)

1. Укажите верное утверждение.

  1. Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
  3. Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении что является союзным словом?

  1. Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
  2. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
  3. Спасибо, что не забываете старика.

3. Найдите лишнее предложение.

  1. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
  2. Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
  3. Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.

4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный вечер.
  2. Ветер утих, и дождь перестал, когда мы были уже в пути.
  3. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел.

5. Составьте схему предложения.

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с теоретической частью.

Прочитайте параграф 22 учебника Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др., заполните таблицу:

 

Придаточные определительные

Содержание  
Вопросы  
Союзы и союзные слова  
Место в предложении  
Пример  

СПП с придаточным определительным — это такое предложение, в котором придаточная часть относится к имени существительному или слову в значении существительного в главном предложении, дает ему характеристику или раскрывает его признак и отвечает на вопрос “какой?”.

Придаточные определительные предложения присоединяются к определяемому слову с помощью союзных слов что, кто, который, какой, чей; а также где, куда откуда. При употреблении последних трех слов придаточная часть может иметь добавочное значение места и времени.

Например: Человека, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Ч. Дарвин.)

2. Практическая работа по теме урока. (Приложение 1)

Каждое задание выполняется у доски.

В ходе урока дается индивидуальное задание по карточкам, связанным с темой урока и повторением предыдущего материала.

1) Спишите, расставляя знаки препинания; выделите придаточные определительные.

1. Одна из величайших побед которую вы можете одержать над своим противником - это превзойти его в вежливости. 2. Уединенный низкий домик куда мы приехали расположился в глубине задумчивого сада. 3. В западной стороне откуда шел полк раздался взрыв. 4. Я тот кого никто не любит.

5. Дорога которая ведет к вокзалу перекрыта.

2) Составьте из двух предложений СПП с определительным придаточным.

1. Комната оказалась запертой. В комнату вел длинный коридор. 2. Новая квартира была на втором этаже. Мы переехали в новую квартиру. 3. Туристы обошли стороной жутковатое ущелье. Из ущелья поднимался желтый туман. 4. Дорога привела в горы. Горы поразили нас своей первозданной дикой красотой.

Произведите синтаксический разбор одного из полученных предложений.

3) Из простых предложений образуйте СПП с определительным придаточным.

1. Цветок раффлезия, растущий на острове Суматра, - настоящий гигант среди цветов. У раффлезии, сидящей прямо на земле, нет ни листьев, ни стебля. Громадный цветок, имеющий в поперечнике почти два с половиной метра, ярко окрашен. Слоны, живущие на этом острове, разносят семена раффлезии. Они наступают на цветок, выделяющий липкий сок. Семена прилипают к ногам слонов и разносятся по острову.

4) Добавьте к предложения определительное придаточное.

1. Нам встретился приятель ___________. 2. Мальчик ________ задумчиво брел нам навстречу. 3. Издательство выпустило книгу ______. 4. Книга ____ была прекрасно иллюстрирована. 5. Вот твоя блузка _______.

Домашнее задание: п. 22, упр. 124.