Цели.
Ход урока
I. Повторим изученное. (Приложение 1)
1. Укажите верное утверждение.
- Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
- Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
- Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2. В каком предложении что является союзным словом?
- Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
- Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
- Спасибо, что не забываете старика.
3. Найдите лишнее предложение.
- Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
- Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
- Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок.
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
- Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный вечер.
- Ветер утих, и дождь перестал, когда мы были уже в пути.
- Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел.
5. Составьте схему предложения.
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с теоретической частью.
Прочитайте параграф 22 учебника Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др., заполните таблицу:
Придаточные определительные |
|
Содержание | |
Вопросы | |
Союзы и союзные слова | |
Место в предложении | |
Пример |
СПП с придаточным определительным — это такое предложение, в котором придаточная часть относится к имени существительному или слову в значении существительного в главном предложении, дает ему характеристику или раскрывает его признак и отвечает на вопрос “какой?”.
Придаточные определительные предложения присоединяются к определяемому слову с помощью союзных слов что, кто, который, какой, чей; а также где, куда откуда. При употреблении последних трех слов придаточная часть может иметь добавочное значение места и времени.
Например: Человека, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Ч. Дарвин.)
2. Практическая работа по теме урока. (Приложение 1)
Каждое задание выполняется у доски.
В ходе урока дается индивидуальное задание по карточкам, связанным с темой урока и повторением предыдущего материала.
1) Спишите, расставляя знаки препинания; выделите придаточные определительные.
1. Одна из величайших побед которую вы можете одержать над своим противником - это превзойти его в вежливости. 2. Уединенный низкий домик куда мы приехали расположился в глубине задумчивого сада. 3. В западной стороне откуда шел полк раздался взрыв. 4. Я тот кого никто не любит.
5. Дорога которая ведет к вокзалу перекрыта.
2) Составьте из двух предложений СПП с определительным придаточным.
1. Комната оказалась запертой. В комнату вел длинный коридор. 2. Новая квартира была на втором этаже. Мы переехали в новую квартиру. 3. Туристы обошли стороной жутковатое ущелье. Из ущелья поднимался желтый туман. 4. Дорога привела в горы. Горы поразили нас своей первозданной дикой красотой.
Произведите синтаксический разбор одного из полученных предложений.
3) Из простых предложений образуйте СПП с определительным придаточным.
1. Цветок раффлезия, растущий на острове Суматра, - настоящий гигант среди цветов. У раффлезии, сидящей прямо на земле, нет ни листьев, ни стебля. Громадный цветок, имеющий в поперечнике почти два с половиной метра, ярко окрашен. Слоны, живущие на этом острове, разносят семена раффлезии. Они наступают на цветок, выделяющий липкий сок. Семена прилипают к ногам слонов и разносятся по острову.
4) Добавьте к предложения определительное придаточное.
1. Нам встретился приятель ___________. 2. Мальчик ________ задумчиво брел нам навстречу. 3. Издательство выпустило книгу ______. 4. Книга ____ была прекрасно иллюстрирована. 5. Вот твоя блузка _______.
Домашнее задание: п. 22, упр. 124.