Цель: развивать речевое творчество и выразительность речи.
Задачи.
1. Развитие слогового анализа и синтеза.
2. Развитие антонимии.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Формирование плавного речевого выдоха.
5. Развитие всязной речи.
6. Развитие высших психических функций.
Оборудование: ковер, разноцветные треугольники- "льдинки" со слогами, избушка, печка, картинки, мелко нарезанная фольга(волшебные искры), инструкция для ковра-самолёта.
1. Организационный момент
Логопед: Мне сегодня пришло письмо, а в нем говориться что Алёнушка попала в беду. Давайте ей поможем?
Дети: Да! Поможем!
Л.: А как можно попасть в сказку? Ой, смотрите!!! (На полу лежит пестрый ковер, посыпанный блёстками). Это же ковер-самолёт!!!
Д.: На ковре-самолёте! Мы полетим в сказку на ковре-самолете.
Л.: Смотрите, здесь инструкция к применению есть
Взрослому необходимо сесть по-турецки. В образовавшееся сиденье посадить ребёнка. Пристегнуть ребёнка руками безопасности крест-накрест.
P.S. Волшебные искры помогают при полете на ковре-самолете.
Родители и дети садятся на ковер-самолет выполняя задания по инструкции.
Л.: Все сели?
Д.: И родители.: Да!
Л.: Скажите, зачем мы пристегнулись?
Д.: Мы полетим высоко в небе. Там дует сильный ветер, мы можем упасть.
Л.: Молодцы! Правильно! Закройте все глазки и давайте послушаем как дует ветер.
Родители и дети закрывают глаза, а логопед произносит /ш-ш-ш/.
Л.: Все слышали как дул ветер?
Д. И родители.: да!
Л.: Теперь мы полетим на помощь к Алёнушке.
2. Формирование плавного речевого выдоха
Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.
Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Волшебные искры заканчиваются!
Дети и родител встают с ковра. По стенам расклеены рахноцветные слоги-льдинки.
Л.: Посмотрите, где же мы оказались?
Д.: Там, где есть снег.
Д.: И там, где есть лед и льдинки.
Л.: А кто тут может жить?
Д.: Может Снегурочка?
Д.: И Дед Мороз?
Д.: Или Снежная Королева?
Л.: Пойдёмте посмотрим кто здесь живет? Может у этого человека есть волшебные искры для нашего ковра-самолёта?
Снежная Королева.: Кто здесь? Ах,это дети! Здравствуйте! Что вам надо в моём царстве?
Л.: У нас закончилось волшебство, когда мы летели на ковре-самолете. Скажите, нет ли у вас немного волшебства?
3. Чтение слогов. Составление слова. Развитие слогового анализа и синтеза
С.К.: Ха-Ха! Да! У меня есть волшебные льдинки! И я отдам вам их, но это льдинки не простые, они заколдованные. Они раскололись и теперь разбросаны по всему сказочному королевству. Из этих льдинок вам надо составить слова. Каждое слово имеет свой цвет.
С.К. выдает первую часть льдинки ребёнку и родителю. Продолжение слова составляет сам ребенок.
Дети составляют слова.: снежинка, снегопад, волшебство, салазки, осколок, сосулька, зеркало.
Л.: Мы составили слова, С.К. Ты обещала дать нам немного волшебных искр.
С.К. дает волшебных искр, дети благодарят С.К.
Л.: Посыпает ковер-самолёт волшебными искрами.
Л.: Садитесь скорее, нам нужно лететь дальше, нужно спасть Алёнушку. Все пристегнулись?
Д.: Да. Мы готовы.
Л.: Закрываем глазки и держимся.
4. Формирование плавного речевого выдоха
Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.
Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Волшебные искры заканчиваются!
Дети и родител встают с ковра. По стенам расклеены рахноцветные слоги-льдинки.
5. Развитие антонимии
Выходит Золушка.
З.: Здравствуйте, гости дорогие.Меня зовут Золушка.
Л.: Золушка, почему ты плачешь? Почему ты такая грустная?
З.: Злая мачеха уехала на бал, а меня не взяла.
Л.: Но почему ты не можешь поехать на бал?
З.: У меня очень злая мечеха. Сначала мне нужно разгадать загадку, которая называется "всё наоборот"
Л.: Давайте поможем Золушке.
Д.: Да! Поможет!
З.: А я за это вам дам немного волшебства, мне его подарила крестная, она у меня фея.
Л.: Но что же нам надо делать?
З.:Я буду говорить слова, а вы подберете слово, далёкое по значению. Например:
- На улице зимой холодно, а в замке....
Д.: Тепло.
Л.: Сейчас Золушка грязная, но если она умоется, она будет...
Д.: Чистая.
Л.: Золушка добрая, а её сестры...
Д.: Злые.
Л.: Мачеха подлая, а Золушка...
Д.: Честная.
Л.: Сестры у Золушки неряшливые, а Золушка...
Д.: Аккуратная.
З.: У меня все платья старые, а у моих сестиц все платья...
Д.: Новые.
Л.: Дорогая Золушка, мы разгадали загадку твоей мачехи.
З.: Спасибо! Спасибо вам, друзья!Теперь я успею на бал!Вот вам немного волшебных искр.
Л.: И тебе спасибо! Нашему ковру-самолёту очень пригодятся твои волшебные искры.
Дети благодарят Золушку.
З.: На здоровье. Я побежала на бал!
Л.: Давайте скорее сядем на волшебный ковёр, нам надо выручить девочку из беды.Все пристегивайтесь(родители обнимают детей). Держитесь крепче, полетели.
6. Формирование плавного речевого выдоха
Все плавно качаются из стороны в сторону( как от порывов ветра), произнося звук /Ш-Ш-Ш/.
Л.: /А-А-А/ ! Мы падаем! Аварийная остановка.
Дети и родител встают с ковра. Перед детьми избушка, на ней замок.
7. Пальчиковая игра.Развитие мелкой моторики.
Л.: Кажется мы прилетели к избушке бабы яги. Но поглядите, на двери весит замок. Давайте попробуем его открыть. Я знаю волшебные слова. Повторяйте за мной:
На двери весит замок (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сплетены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сплетены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли (расцепить пальцы).
Из избушки выходит Алёнушка.
А.: Спасибо, ребятки, что помогли мне. Мне надо быстрее возвращаться домой- мои родители беспокоятся обо мне. Вы мне поможете?
Д.: Да. Конечно поможем.
А.: Баба яга сказала, что я смогу уйти отсюда только если пройду испытание. Вы мне поможите? Не испугаетесь?
Д.: Нет! Не испугаемся!
8. Развитие связной речи.
Дети, родители и Алёнушка подходят к печке, в ней лежат картинке.
А.: Я слышала как Баба яга говорила про это испытание. Здесь по картинкам надо составить смешной рассказ
Дети и родители садятся за столы и составляют рассказы. Дети составляют, родители записывают.
А.: Спасибо, вы помогли пройти мне испытание.Я хочу отблагодарить вас за помощь- посмотрите что я нашла в печке за картинками (Алёнушка протягивает пакетик с волшебными искрами).
Л.: Спасибо, Алёнушка. Нам очень пригодится твоя находка.
Дети благодарят Алёнушку.
А.: Спасибо за тёплые слова!Родители меня уже заждались. Я пойду к батюшке и матушке.
Л.: Нам пора возвращаться в десккий сад. Седитесь на ковер-самолёт, все пристегивайтесь(родители обнимают детей). Держитесь крепче, полетели.
Итог занятия.
Молодцы, все были внимательными, активными. Интересно было с вами отправиться в это путешествие.