Цель: развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи.
- Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
- Расширять и закреплять представления детей о добре и доброте.
Материалы и оборудование: видеопроектор, ноутбук, карточки с данными для заполнения таблицы, бланки таблиц на каждого ребенка (приложения 3, 4), “волшебный мешочек” с мелкими игрушками, коробочка-шкатулка, плакат “Дерево Добра”, цветы из бумаги по количеству детей, клубок ниток, пословицы, разрезанные по словам, магнитная доска и магниты.
Ход урока
Педагог-психолог. Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Необычная она в том, что сегодня на классном часе мы будем использовать элементы психологического тренинга, поэтому мы сидим сегодня в кругу. Необычная еще и в том, что тему нужно будет сформулировать вам самим. Послушайте внимательно стихотворения, которые прочитают наши дети и постарайтесь определить тему нашего общения.
1. Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2. Они борются с годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3. Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4. Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
5. Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Педагог-психолог: Так о чем же идёт речь? (Ответы детей)
Педагог-психолог: Что такое добро? Что такое зло? (Ответы детей). По окончании высказываний учащихся подводится итог: “В словаре объяснение слова “Добро” следующее: “Добро - намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.[4]
Наш классный час посвящен сегодня теме добра, а по окончанию классного часа мы должны с вами ответить на вопрос: “Добрым быть легко или сложно?”
Педагог-психолог:
Добро и зло несложно различить.
И каждый сам, наверно, представляет:
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром, со злом как тяжело.
6. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
7. Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
— Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
— Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера. Н. Красильников
Педагог-психолог: Обратите внимание на доску. В нашем классе появилось дерево, причем дерево не простое, это Дерево Добра. Назовите слова, с корнем “добро”.
(Учащиеся называют слова, по очереди подходят к столу, пишут свое слово на цветочке и приклеивают этот цветок на дерево).
Поглядите, как изменилось наше Дерево. Давайте оставим его в нашем кабинете и, приходя на урок, вы, глядя на это дерево, быть, может, подумаете, стоит ли говорить грубые слова одноклассникам, а тем более, поднимать на них руку.
Педагог-психолог. Следующее задание будет сложнее первого. Это игра “Спеши обрадовать друга”.
У меня вот в этом “волшебном мешочке” лежат подарки. Подумайте, кто уже готов подарить что-то из этого мешочка, но не своему закадычному другу, а однокласснику, которого вы когда-то обидели, а прощения попросить забыли. А, может, вы захотите просто сказать какие-то добрые слова в его адрес.
Примечание: Игра начинается с желающего учащегося. Важно наблюдать, чтобы все дети получили подарки.
Педагог-психолог. Мы чуть позже обсудим, каково было вам выполнять это задание. Сейчас следующее задание для вас. У меня в руках пустые таблицы, где написаны две категории: “Добро” и “Зло”, есть и перечень нравственных понятий. Вам нужно за то время, пока звучит музыка заполнить эту таблицу, но слова писать не нужно, только цифры.
Примечание:(звучит музыка “Ярко солнце светит” (Приложение 5), дети заполняют таблицы. В это время на доске выкладываются два слова “Добро” и “Зло”. На столе заранее приготовлены слова, которые затем, по мере называния этих слов детьми, выкладываются на магнитную доску. В итоге получается такая заполненная таблица)
Добро | Зло |
любовь | ненависть |
милосердие | жестокость |
участие, | равнодушие |
терпение | нетерпимость |
жертвенность | эгоизм |
нежность | грубость |
преданность | предательство |
скромность | наглость, |
совестливость | бессовестность |
понимание | хамство |
- Вот наша таблица заполнена. Глядя на нее, скажите, какая из категорий требует большей затраты духовных сил, понуждения себя? (Ответы детей)
- А теперь ответьте, каково вам было говорить добрые слова и пожелания одноклассникам, просить у них прощения. И что для вас лучше: принимать подарок или дарить его? (Ответы детей)
Итак, мы с вами пришли к выводу, что категория добра достаточно сложная, требуются постоянные волевые усилия, чтобы не сорваться и не нагрубить ни взрослому, ни однокласснику.
Внимание на доску (Приложение 1).Вот что по этому поводу говорил Л.Н. Толстой “доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то, же дело становится привычкой”.
Вовсе не обязательно быть хорошим для всех. Естественно, что кто-то может вызывать у вас чувство неприязни, это естественное явление. Подавить в себе это чувство, не давать ему развития — вот в чем труд человека, стремящегося к добру. Он нелегок. Да, злым быть проще: нагрубил, обидел, сделал больно, соврал — и забыл об этом, живи спокойно дальше. Афинский ритор Исократ* восклицал: “Не думай, что сделавши что-нибудь нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести!”.
А Ф.И. Тютчев говорил, что “нам не дано предугадать как слово наш отзовется, и нам сочувствие дается, как нам дается благодать”.
Как же быть? (Ответы детей)
Вывод: человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. С.Я. Маршак оставил нам такой рецепт доброты: “Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет”.
Педагог-психолог. Добро и зло – это основные понятия морали (нравственности).
Это абсолютно противоположные понятия, но как, ни странно, они иногда проявляются в одном человеке. Несмотря на то, что нашей изначальной природе присуще доброе начало, но мы склонны иногда делать злые вещи. Человек является носителем и добра, и зла и порой не в состоянии сделать правильный выбор между ними.
Притча “О двух волках” (Приложение 2) [5]
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как следует понимать слова старика? (Ответы детей)
- Достаточно много о проблемах добра и зла написано в наших литературных произведениях, показано в различных фильмах. Назовите мне каких героев фильмов можно отнести к категории добра и почему? (Ответы детей)
- О добре говорят и наши пословицы. Так вот, следующим заданием для вас будет составление пословиц. Вы сейчас получите отдельные слова, нужно будет находить себе других ребят, чтобы получилась пословица. Выполнять это задание будете тоже столько, сколько звучит музыка (Барбарики “Доброта” (Приложение 6)).
Во время исполнения музыкального произведения учащиеся выходят из круга и, общаясь с одноклассниками, составляют пословицы. Затем вновь садятся в круг, но уже так, чтобы получилась пословица.
Откуда в этом мире красота?
Он злой, враждебный людям и природе,
Но смотришь глубже на людей и, вроде,
Вновь побеждает в мире доброта.
Кто прав, а кто не прав, где чёрно, а где бело?
И миллионы роз к ногам не каждый день
Пусть свету яркому всегда даётся тень.
Делитесь добротой с людьми, пусть неумело...
Василий Васев [2]
Упражнение “Волшебное озеро”.
(Все ученики садятся в круг и закрывают глаза.)
Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в “маленьком волшебном озере”, вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыбнитесь ему. Звучит музыка (Если добрый ты..”). (Приложение 7)
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? Ответы детей
Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомним волшебные слова вежливости.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).
Педагог-психолог. Наш классный час подходит к концу, его итог мы подведем следующим образом:
- Я дам кому-то из вас конец ниточки от клубочка. Нужно ответить на три вопроса: Понравился ли вам сегодняшний классный час? Как расширилось ваше понимание добра на сегодняшнем занятии, что вы нового услышали и поняли о добре и доброте? Будете ли вы работать над собой, и учится быть добрыми? (Ответы детей)
Примечание: Учащийся берет ниточку в руки, дает ответы на поставленные вопросы, затем называет имя одноклассника, к кому бы он хотел ниточку протянуть. Аналогично с остальными учащимися. Когда ниточку берет последний ученик, получается сложная паутинка. Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связан наш класс, связаны вы со своими родными и знакомыми.
Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. Оттого, как вы поздоровались друг с другом, как улыбнулись, как относитесь к своим родным, друзьям и чужим людям, зависит самочувствие другого человека. Важно, чтобы эти нити не прерывались. Я благодарю вас за ваши искренние ответы, за ваши умные мысли, мне было очень приятно работать с вами сегодня.[3]
А сейчас опустите наши ниточки на пол.
“Чаша доброты”. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она полная! Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"[1]
Примечание. Во время выполнения звучит музыка для релаксации “Любовь” (Приложение 8).
Список литературы
- Методические рекомендации Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования Роль и задачи психологической службы на этапе введения ФГОС НОО.
- (http://trepsy.net/diagnos/stat.php?stat=2966)
- http://www.stihi.ru/2010/04/03/6150
- http://ru.wikipedia.
- http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I