Урок окружающего мира на тему "Луг – природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • сформировать у детей представление о природном сообществе - луг;
  • познакомить с разнообразием живых организмов луга;
  • учить рассуждать, аргументированно высказываться , извлекать нужную информацию из разных источников (презентации, учебника)
  • развивать познавательную активность, интерес к предмету;
  • учить наблюдать, сравнивать, умение делать выводы, обобщать знания;

УУД.

Познавательные: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Регулятивные: умение ставить цель для предстоящей работы, оценивать результат работы;

Коммуникативные: умение отвечать полным ответом, рассуждать;

Личностные: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: план исследования (в виде цветка), презентация, коллаж, учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов “Окружающий мир” (1 часть).

Ход урока

Мотивационный настрой. Определение темы урока.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.

- О чём это стихотворение? (О цветах).

- Где мы можем увидеть такое обилие цветов? Все эти цветы растут на лугах.

Актуализация знаний.

- Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели). (На доске аппликация: травинки)

- Это луг? (Нет). В процессе работы на уроке мы должны создать коллаж цветущего луга.

Слайд 2

- Прочитайте название темы урока со слайда. (Луг – природное сообщество)

- Что называется природным сообществом? (Совокупность растений, животных, обитающих на одной территории и влияющих друг на друга)

- На уроке вы в роли исследователей. Кого называют исследователями? Попытайтесь из названия темы урока сформулировать проблему или цель исследования. (Доказать, что луг является природным сообществом).

Выдвижение гипотезы.

- Какую выдвинем гипотезу? (Луг – это природное сообщество)

Составление плана исследования.

- Давайте составим план нашего исследования в виде цветка (кластера). (На доске прикреплена серединка цветка с названием “ЛУГ”. Рядом расположены лепестки цветка с надписями.)

- Расположите лепестки по часовой стрелке так, в каком порядке будем работать:

(1. Узнать об условиях жизни на лугу.

2. Узнать, какие растения растут на лугу. (Как растения приспособлены к условиям жизни на лугу)

3. Какие животные обитают на лугу. (Как животные приспособились к условиям жизни на лугу)

4. Значение луга в природе и в жизни человека. (Сказать уч-ся, что конкретно по теме данного лепестка разговор будет продолжен на следующем уроке)

5. Выводы.

- Поскольку вы выступаете в роли исследователей, вы должны вести “Дневник исследователя”,куда будете записывать результаты своей работы. В качестве дневника будете использовать рабочую тетрадь по окружающему миру.

Работа над решением проблемы.

1. Итак, начинаем работу над п. 1 плана.

- Закройте глаза, мысленно перенеситесь на луг, представьте в своём воображении обилие трав, цветов. Послушайте звуки луга. (Звучит запись “звуки луга”)

- Откройте глаза.

Слайд 3, 4

- Прочитайте информацию со сайда 3 и 4. Что нового узнали о луге? Как эту информацию можно представить в Дневнике исследователя? (В виде кластера). Сделайте запись и проверьте по Слайду 5.

- Что вы можете сказать об условиях жизни на лугу? Ответить на вопрос поможет информация в учебнике с. 57 абзац 1. (Почти нет деревьев, в основном травянистые растения, участок хорошо освещён солнцем, поэтому луговые растения получают много света и тепла, но в то же время со всех сторон их обдувают сильные ветры)

- Запишите вывод в “Дневник исследователя”

2. Продолжаем работу над п.2 плана

Слайд 6, 7, 8, 9.

- Сейчас вы познакомитесь с растениями луга. Обратите внимание на внешний вид растений. (Стебли, листья, корневую систему : как они приспособились к жизни на лугу?)

- Свои выводы сравните с информацией на Слайде 10.

3. Продолжаем работу над п.3 плана.

- Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Большинство животных травоядные. Много насекомых и птиц.)

Слайд 11

- Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается.)

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники или нет?

(Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность)

Физминутка. Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики:

Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп. Сели. Травушку покушали, тишину послушали.
Выше-выше, высоко, прыгай на носках легко.

Игра “Узнай меня”.

- Какое животное могло бы о себе так сказать?

Слайд 12

- Назовите животное со слайда.

       * “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)

       * Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю.   (Пчела)

        * Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем  стать взрослой. (Бабочка)

        * Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми  волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба.  (Шмель)

*Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (Муха)

- На лугу живут ещё и птицы. Что привлекает птиц на луг? (С.59, 4 абзац)

(Обилие корма, убежище от врагов, из травинок строят гнёзда, куда откладывают яйца и выводят птенцов)

Слайд 13, 14, 15

- Послушайте рассказ ваших товарищей о птицах, обращая внимание на то, как птицы приспособились к жизни на лугу. (С.59-60 учебника: читают самостоятельно, готовят рассказ или по прочитанному составляют по 1-2 вопроса для своих товарищей)

Слайд 16

- На лугу живут также мелкие животные- мыши и кроты.

- Как вы думаете, почему на лугу не живут крупные животные? (Луг – открытая местность)

Разыгрывание сценки “На лугу” (см. Приложение 1)

- Как разным животным удаётся спасаться от врагов?

Сообщения учащихся о защитной окраске животных. (С.62-63 учебника, готовили в качестве индивидуальных заданий к уроку)

Подведение итогов исследования. Рефлексия.

- Почему луг называется природным сообществом?

Слайд 17

- Сверьте результаты своих исследований с выводом на слайде (растения и животные связаны друг с другом: пчёлы собирают нектар с цветов и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят все растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают животные-“разрушители”, живущие в почве. Все нужны друг другу).

Слайд 18

Д/з (дифференцированное):

1. Составить цепи питания луга (не менее 3-х), с.59-61учебника.

2. С.63-64 (“Луг в жизни человека”) вопрос 1, 2.

3. С.64 вопрос 4б (творческое задание).

4. Приготовить мини-сообщения о лекарственных растениях лугов нашей местности

- Каждый из вас оценит свою работу на уроке: активно ли вёл исследование, внёс ли свой вклад в общую работу класса. Символом такой работы будет являться яркий цвет бабочки или цветка, которыми вы создадите коллаж луга. Ребята 1 ряда – дополняют картину луга цветами, ребята 2 ряда – бабочками. (Ребята оценивают свою работу).

Приложение 1

Сценка “На лугу”

Автор: Как-то раз собралась на лугу небольшая компания поболтать о разных разностях: кузнечик, бабочка-крапивница, да божья коровка. Каждый рассказывал, как от врагов спасается.

Бабочка: Мне стоит только сложить крылья, и не отличишь от сухого листка, а другие мои знакомые бабочки, чтобы стать незаметными, наоборот, расправляют крылья. Сядут на яркий цветок, и не поймешь, где цветок, где бабочка. Так и спасаемся - окраска помогает.

Кузнечик: Я тоже так! Кто в защитный цвет окрашен, враг тому не так уж страшен. Прижмусь к зеленому стеблю - и не разглядишь меня!

Кузнечик: Одной тебе природа ничего не дала. Ничем не защитила.

Бабочка: Заметная, красная, да еще с точками. Да как же ты до сих пор жива?

Божья коровка: Не боюсь я птиц, пусть они меня опасаются. Есть у нас такая едкая, жгучая жидкость, которая выделяется на сгибах ножек при опасности. Это ядовитое молочко отпугивает моих врагов. Поэтому нас никто не трогает. А чтобы птицы нас не перепутали с другими насекомыми, мы их своей окраской предупреждаем: "Смотрите, мы ярко-красные, для всех опасные!".

Автор: Тут в воздухе какая-то птица промелькнула.

Кузнечик и бабочка спрятались, а на божью коровку никто и внимания не обратил.