Базовый учебник: “Русский язык”, 2 класс, В.П. Канакина.
Цель урока: формирование орфографического навыка написания безударных гласных в корне слова. Развитие логического мышления, общеучебных интеллектуальных умений, коммуникативных навыков.
Задачи.
Обучающие
1. Закрепить знание правила о способах проверки безударных гласных в корне слова.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Учить анализировать различные источники для получения информации, рассматривать объект изучения с нескольких точек зрения, понимать взаимосвязь разных областей знаний.
4. Учить применять полученные знания в решении практических задач.
5. Формировать умение планировать деятельность, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Развивающие
1. Активизировать внимание учащихся на уроке.
2. Развивать память.
3. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, самостоятельность.
4. Расширять словарный запас детей.
Воспитательные
1. Активизировать внимание учащихся на уроке.
2. Развивать память.
3. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, самостоятельность.
4. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Структура и ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: На экране дано предложение. (Слайд 3)
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Как вы понимаете эту пословицу? Запишите предложение в тетрадь и отметьте все орфограммы.
Дети: Заглавная буква, точка в конце. Два безударных гласных в слове велико, один безударный гласный в слове перо, союз, два безударных гласных в слове большие и разделительный мягкий знак, сочетание ши, один безударный гласный в слове книги, один безударный гласный в слове пишет и парный по глухости-звонкости в слабой позиции в конце слова)
Учитель: Каких орфограмм больше?
Дети: На безударный гласный
Учитель: Этой теме и будет посвящен наш урок. Написание каких безударных гласных можете объяснить?
Дети: Буква и в слове велико, п.ч. проверочное слово великий; буква е в слове перо, п.ч. перья, буква о в слове большие, п.ч. больше)
III. Словарная работа.
Задание на экране: Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарной странице в конце учебника. Подчеркни несколько слов, которые ты советуешь учительнице включить в словарный диктант.
В…р…бей в…рона за…ц к…рова с…ва л…сица
л…гушка м…дведь …б… зьяна с…рока
Учитель: Какое слово здесь “лишнее”? Почему?
Дети: Слово сова лишнее, п.ч. оно не словарное.
Учитель: Можем ли мы слово сова записать без раздумий?
Дети: Нет. В этом слове есть безударный гласный, но мы его можем проверить. Для этого подберем проверочное слово – совы. Мы изменили форму слова или совушка (подобрали однокоренное)
IV. Работа по теме.
Учитель: сегодня на уроке мы будем решать орфографические задачи по проверке безударных гласных в корне слова.
- Где мы можем проверить безударный гласный? (В корне слова)
- Где опасное место для гласного? (Безударная позиция)
- Как можно решить эту проблему? (Подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный стал ударным)
- Каким способом можно это сделать? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное)
Мудрая Сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.
Этап 1. От значения к правильной букве.
Рассмотрите пары слов. Правильно ли подобраны проверочные слова?
В?сло – весело
В?рю – варил
Т?нуть – тина
К?сить – кости
Р?ды – реденький
Учитель: Какие ошибки допущены при подборе проверочных слов?
Дети: Неродственные слова (нет общего смысла), в одном слове безударный гласный не стал ударным.
Учитель: исправим ошибки.
Дети: Весло – весла, варю- варит, тянуть – тянет, косить – косит, ряды – ряд
Учитель: Найдите слова – действия (глаголы), подчеркните их.
По схеме придумайте предложение с любым глаголом и запишите его.
Учитель: Вы отлично справились с заданием. А теперь мудрая сова предлагает вам найти лишнее слово:
л…нивый гр…знуля с…лач ч…стюля
б…гун м…лютка ст…рушка х…трец
Дети: слово ленивый лишнее, п.ч. это слово-признак (Прилагательное).
Учитель: Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют?
Дети: Ленивый – тот, кто ленится; грязнуля – тот, кто грязный, силач – сильный человек, чистюля – тот, кто чистый; бегун – человек, занимающийся бегом; малютка – маленький; старушка – старая женщина, хитрец - хитрый человек.
Учитель: Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву? А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте выделить цветом букву, которую вставили.
Этап 2. “Закрой окошки”
Учитель: вспомните последовательность выполнения операций. Решите орфографические задачи.
е/и б…гуны м…ста л…сты зв…рек б…лизна |
а/о п…ля р…са тр…ва гр…за сл..вечко |
и/я т…нуть гл…деть п…так м…сной в…зание |
Учитель: Какие способы проверки вы использовали?
А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте работу товарища. Сделайте вывод.
Этап 3. Работа корректора
Учитель: Мудрая сова предлагает вам проверить работу ученика Васи Васечкина.
Костя васильев бижит в рощу. Звонко пают птицы. В гнизде пищят птенцы. Вот литит их мать. Она принисла грочатам корм. Малыши ели пищу.
Учитель: Какую отметку вы бы ему поставили? Объясните, в чем он допустил ошибки.
V. Работа с деформированным текстом. Работа в группах.
Упр. 160
1. В гнезде с…дят гр…чата.
2. Вот прил…тели р…дители.
3. Гр…чи стали к…рмить птенцов жирными червями.
4. Птицы громко п…щали.
5. На б…резе в… сит гр…чиное гн…здо.
6. Оно сделано из прут…ев, глины и тр…вы.
Учитель: Прочитайте запись. (Слайд) Что заметили?
Дети: эта запись не является текстом, п.ч. предложения не связаны по смыслу.
Учитель: Создайте группы по 6 человек. Каждому члену группы достается свое предложение. Реши в нем орфографические задачи. Укажи в нем знакомые тебе части речи. Найди в своем предложении грамматическую основу. (Работай по плану, записанному на слайде)
Учитель: Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его. Запишите в тетрадь получившийся текст.
А теперь группы проверяют работу друг друга.
Что получилось? В чем были ошибки?
VI. Итог урока.
Учитель: Что мы повторяли на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи? Каким образом?