Интериоризация духовных ценностей подростков и молодежи в музыкальных занятиях

Разделы: Музыка


В современном школьном образовании в последнее время проявляются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние, позволяющие школьному учителю воплотить инновационные, актуальные для современного состояния общества инициативы. Основная причина - изменение условий образовательного процесса в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Поясним, что из новых образовательных стандартов мы имели в виду.

Как известно, до настоящего времени разработаны на принципах преемственности федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Во всех трех составных частях ФГОС базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. [1]

Организация занятий по направлениям раздела “Внеурочная деятельность” является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Похожие положения включены в федеральные образовательные стандарты основного общего образования.[2]

Основная часть образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программу основного общего образования предусматриваются:

  1. Учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе и этнокультурные.
  2. Внеурочная деятельность

И в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [3] также указано, что “стандарт направлен на обеспечение реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность”.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (“портрет выпускника школы”) [4]: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Приведённый выше анализ новых образовательных стандартов показывает, что важная часть образования не только по содержанию, но и объему – внеурочная деятельность школьников, которую организует школа в согласии с родителями и представителями заинтересованной общественности, социума, членами которого являются школьники, родители, учителя. Это показатель того, что в наши дни, как никогда раньше, востребовано творчество учителей для разработки разных форм внеурочной деятельности.

А ценностные ориентиры общего образования и согласующиеся с ними личностные характеристики ученика – ориентиры на содержание разрабатываемых внеурочных занятий.

Критерии успеха подобного творчества ясны из указанных в стандартах положений: заинтересованность школьной и внешкольной общественности, соответствия новым ценностным ориентирам, перспективам развития общества. Но в данном случае для учителя, разрабатывающего и применяющего новые курсы важно сделать их настолько увлекательными для школьников, что они будут готовы заниматься на них длительное время. Так как в новых стандартах предусмотрена свобода школьника входить в различные виды внеурочной деятельности, а также менять их по своему усмотрению и по желанию родителей.

Следует отметить, что педагоги и специалисты по школьному образованию уже выражают опасения, насколько внеурочная деятельность школьников будет отвечать заявленным стандартам, так как современное состояние открытого образования в нашей стране “срочно нуждается в новой концептуализации, в точных сигналах со стороны государства, помогающих ей правильно сориентироваться на рынке стремительно меняющихся трендов, увлечений молодого поколения и вызовов инновационной экономики”. [5]

Понятие “открытое образование” [6] (open education). Сюда относят любую форму обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учебных процедур. Перечислим основные идеи:

  1. Поощрение и побуждение активности учащихся в ходе занятий. Если учащиеся не принимают в них активного участия, они не учатся по-настоящему.
  2. Индивидуальный подход в обучении. Характер учебных материалов меняется в зависимости от потребностей, интересов и уровня подготовки. Учащиеся обучаются в небольших группах, чтобы учителя могли уделять больше внимания специфическим потребностям каждого.
  3. Разнообразие методов обучения. Учебная деятельность не ограничивается традиционными лекциями, чтением, устными ответами и тестированием.
  4. Открытость структуры. Допускается экспериментирование со смешиванием классов, групповым обучением и архитектурными приспособлениями, которые создают свободу передвижения и удобства для работы.
  5. Релевантность повседневной жизни. Отправным пунктом для учеб. деятельности служат интересы и жизненный опыт учащихся, и предпринимаются попытки связать все то, что изучается или рассматривается, с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
  6. Гуманность. Учителя стараются сделать так, чтобы учащиеся чувствовали с их стороны одобрение, поддержку, вознаграждение, понимание, уважение и принятие. Всячески поощряются теплота, откровенность и групповая сплоченность.

Группа ученых Высшей школы экономики под руководством психолога Сергея Косарецкого провела исследование сети государственных, бюджетных центров детского досуга, призванных, как известно, помочь детям самоопределиться в своих увлечениях, освоить актуальные ремесла и искусства, трудовые навыки, развить свои способности и личностные устремления. В 2011 году более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом выросло количество ребят, регулярно посещающих различные внешкольные объединения. Но при этом отмечался скрытый кризис сектора внесистемного образования подростков. Это, с одной стороны, нарастающее старение и обветшание материальной базы центров детского досуга. А с другой — массовая “примитивизация, архаичность и опопсение программ дополнительного образования”, по мнению эксперта Бориса Куприянова. Так, неоправданно, по его словам, широкое распространение получили кичевые декоративно-прикладные практики — бисероплетение, оригами, хлам-арт (изготовление изделий из мусора). Основная же причина, по мнению экспертов, - лишившись главного идейного заказчика в лице центральной власти в 90-х годах, учреждения ДОД были фактически брошены на произвол экономических и прочих стихий. Сложившуюся к сегодняшнему дню ситуацию Борис Куприянов определил как “отчуждение государства от системы детского досуга”, которая в свою очередь замкнулась сама на себя. В то время, как в советском внешкольном образовании практически любые направления досуговой активности учащихся и виды творческих сообществ появлялись “как ответ на постановку сверху той или иной экономической, политической или социальной задачи”. 

Цель нашей работы – разработка новой формы внеурочной деятельности для подростков, отвечающей требованиям новых образовательных стандартов, а также поиск содержания, направленного на решение формирования тех качеств личности выпускника школы, которые заданы во ФГОС. Наша инновация – интериоризация духовных ценностей подростков и молодежи посредством музыкальных занятий.

Напомним, интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). [7]

Психологическое обоснование традиционного воспитания современного подростка

В поисках отбора содержания внеурочной деятельности мы опирались на серьёзные исследования по психологии, которые показывают, что существует самая прямая связь между психическим здоровьем, уровнем интеллектуального и культурного развития детей и традиционным воспитанием.

Грандиозные открытия в области культурных стереотипов были сделаны крупнейшим психологом, психиатром и философом XX века Карлом Густавом Юнгом. Он первый сказал о том, что психика отдельного человека как бы повторяет путь развития всего человечества. Юнг утверждал, что в недрах человеческой души живёт память об истории всего человеческого рода, что кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут в человеке и свойства его далёких предков. Юнг называл это коллективным бессознательным. [8]

За множеством условностей, принятых у разных народов, проглядывает определённый национально-культурный архетип (“архе” по гречески – “первоначало”) – та первооснова, те фундаментальные черты, который роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке.

Обратимся к более, чем 20-летнему опыту известных православных психологов И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой, создавших эффективную методику куклотерапии для гармонизации детской психики:

“Спрашивается, причём тут дети и их воспитание? А вот при чём: по мнению Юнга, если не принимать во внимание опыт архетипов, если пренебрегать традициями, которые есть что-то вроде гранитных берегов для коллективного бессознательного, живущего в каждом человеке, то такое пренебрежение может привести к тяжелейшей патологии личности.

Сегодня это звучит для нас, граждан России, особенно актуально, ибо в результате сокрушительных перемен последних десятилетий архетипические основы нашей культуры оказались под угрозой слома, и это не могло не сказаться негативно на психике людей вообще и детей в первую очередь. Почему в первую очередь? Разве дети – это не “табула раза”, не чистый лист? Казалось бы, они не жили в советскую эпоху, и, следовательно, не имели тех мировоззренческих и поведенческих стереотипов, сокрушение которых было таким травматичным для многих людей старшего возраста. Открытия Юнга помогают ответить на этот вопрос: дети ближе к первоначалу, в них отчетливее проступает архетипическая основа. Поэтому, при всей психической пластичности ребёнка, глубинный пласт его психики “консервативен”, с трудом поддаётся трансформации, всячески ей сопротивляется” [9]

Занятия музыкой с подростками и молодежью в условиях Детской музыкальной школы

Богатейший материал классической музыки, написанный русскими и зарубежными композиторами непосредственно для использования в процессе обучения детей владению музыкальными инструментами, предоставляет неограниченные возможности для духовного возрастания подростков.

Приведем пример из нашей практики – урок игры на фортепиано “Работа над малой формой в младших классах детской музыкальной школы, исполнение пьесы “В церкви” из “Детского альбома” П.И. Чайковского.

Удивительно в “Детском альбоме” П.И Чайковского представлен день ребенка. Первые две пьесы: “Утренняя молитва”, “Зимнее утро” - пробуждение, начало дня; последняя пьеса "В церкви"- его завершение, вечернее обращение к Богу. С.А Айзенштадт писал: “Утренняя молитва”: образный мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге, душе, бессмертии”. Величавый и скорбный хор ''В церкви'', основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

Если ребенок понимает смысл исполняемого произведения, то это самым благотворным образом отражается на его исполнении. Поэтому на открытом уроке на указанную тему педагоги оставили следующие отзывы: “Хороший темп урока, доброжелательная обстановка, ясный образный язык, кропотливая работа, хороший показ педагога, ученица играла глубоко и проникновенно”.

Такими же наполненными духовным смыслом являются произведения С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, это православные по своему мировоззрению композиторы, колокольность, патриотизм - отличительные черты их музыки.

Занятия музыкой с подростками и молодежью в условиях внеурочной деятельности

Психологи видят проблемы современных подростков в том, что их социальная роль в нашем обществе практически ничем не отличается от роли первоклассника: школу за него выбирают родители, программу и учебники – “профессора-академики”, расписание составил завуч, еду приготовила мама, на компьютер заработал папа. Своего дела и своей сферы ответственности у него нет (учёбу подавляющее большинство подростков своим делом не считают), попробовать свои силы в чем-то настоящем и серьёзном он не может. [10]

Психолог Г.С. Абрамова относит духовность, свободу и ответственность к базовым характеристикам человека, что предполагает у него определенные действия, направленные на себя и на другого человека (и, добавим, общество, культуру и природу): “служение духу проявляется в служении идеалу – идеалу человека и идеалу самого себя”. [11]

Внеурочная деятельность подростков и молодежи как раз и предоставляет возможности таких поступков.

В этом направлении наша деятельность осуществляется в студенческой среде Нижневартовского филиала Южноуральского университета (ЮРГИ). Нами разработаны и проведены мероприятия, последнее из которых – Татьянин день, при подготовке к которым студенты разучивают православные и народные песни, баллады.

Также немало православных и государственных праздников разработаны и проведены совместно с общественной организацией православной молодежи “Юрга Православная”, где также предусмотрены благотворительные концерты, крестные ходы. Организуется посещение семей нуждающихся и уважаемых жителей Нижневартовска с подарками, пением колядок, песен паломников.

И результат любого мероприятия можно и нужно оценивать как количественными, так и качественными показателями: не только баллы и рейтинг, но и то чувство удовлетворения, которое остается после его окончания, - показатель успешности.

В стенах Православной гимназии организован детский хор, который участвует в проведении литургии храмов Нижневартовска.

Замечательным итогом нашей деятельности явилось празднование 1025-летия Крещения Руси, которое было организовано и проведено в Нижневартовске именно молодежной общественностью и надолго запомнилось жителям города.

Ни разу за эти годы не случалось неудачных мероприятий, подростки участвовали в них с большим желанием, интересом, воодушевлением. Несмотря на то, что многие из них обычные, невоцерковленные школьники из семей, не живущих в традиции предков, любой сюжет, содержащий глубокий нравственный смысл, воспринимался ими как отражение собственного мировоззрения, то есть на уровне бессознательного.

То есть, происходит интериоризация ценностей традиционной культуры. То, о чем говорил апостол Павел: “Вера, если не имеет дел, мертва”. (Иак. 2, 17)

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения). – С.50.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. 17 декабря 2010 г. - С.25.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”. 17 мая 2012 г. - С.25.
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”. 17 мая 2012 г. - С.26.
  5. Неисследованный материк открытого образования //Портал “Федеральный государственный образовательный стандарт”. - http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10684. – 07.12.2012
  6. Психологическая энциклопедия // http://enc-dic.com/word/o/Otkrtoe-obrazovanie-49524.html
  7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. /Национальная психическая энциклопедия - http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/interiorizacija
  8. Юнг К.Г. Психология бессознательного //Хрестоматия по культурологи, 2009 - http://kulturoznanie.ru/?work=psihologia_bessoznatelnogo
  9. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. – М.: Институт демографической безопасности Фонда национальной и международной безопасности, 2011. – С.26-27.
  10. Шноль Д., Клейн Л. Школьный вопрос: как подростку выжить? //Нескучный сад. Журнал о православной жизни. – №4 (апрель), 2010. – С. 54.
  11. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 237.