Коррекция межличностных отношений у подростков в условиях социально-реабилитационного центра с недирективной игровой терапией

Разделы: Школьная психологическая служба


Становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, конфликтность), имеют свои истоки в раннем детстве.

Формирование равноправных партнерских отношений сотрудничества актуально для детей старшего подросткового возраста, чей социальный опыт часто недостаточно развит. Подросток не имеет “в своей копилке” адекватных способов ориентировки в проблемных ситуациях, что оказывает разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка.

Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности – игре.

Игра является своеобразным тренингом, системой упражнений, обогащающей внутренний мир ребенка. В игре формируется произвольное поведение ребенка и его социализация. Различные игры, развивающие мышление ребенка и его эмоционально-волевую сферу, снимающие невротические реакции, нейтрализующие страхи и эмоционально отрицательные переживания [1].

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А.В. Захарова, М.И. Чистяковой, М.Э. Вайнер, Г.А. Широковой, Л. Костиной. По определению М.И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. Например, полезной формой работы с агрессивными детьми является именно проигрывание ситуаций. [9]

Элементы игровой терапии могут применяться для решения широкого круга задач – не только психотерапии и психокоррекции, но и психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, улучшения психологического климата в семьях. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Интерактивные игровые техники являются важным инструментом оценки внутрисемейной структуры и динамики, особенностей взаимоотношений.

В “здоровых” семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово “контакт” в педагогическом смысле может означать моровоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. [8]

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних “Подросток” временно проживают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В зоне особого внимания неблагополучные семьи, трудные подростки, дети группы риска, и дети, находящиеся под опекой. Многие дети, поступающие в центр “Подросток”, уже состоят на учете в КДН, имеют проблемы во взаимоотношениях, т.к. воспитывались в неблагоприятных условиях.

Основные проблемы, с которыми обращаются родители и педагоги: низкий уровень контроля у подростков над своим поведением, эмоциональными реакциями, агрессивность, двигательная расторможенность.

В процессе работы выявлены причины возникших проблем: дисгармоничная семья, семейные конфликты, нарушения в эмоциональной сфере, проявление агрессивных реакций в поведении, неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками.

По результатам диагностического исследования у воспитанников выявлено:

высокий уровень тревожности, отсутствие навыков коммуникативного взаимодействия, низкая культура общения, вербальная и физическая агрессивность в отношениях с окружающими.

Использовался диагностический инструментарий:

- для подростков - “Семейная социограмма” (Э.Г. Эйдемиллер,1990) (позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье), тест К.Томаса “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (выявление типичных способов реагирования на конфликтные ситуации), тест на самооценку стрессоустойчивости личности (сост. Н.В.Киршева, Н.В. Рябчикова,1995), “Тест оценки коммуникативных умений” А.А. Карелиной(самоанализ сильных и слабых личностных качеств), - для родителей – анкета “Что Вас беспокоит в поведении вашего ребенка?”, анкета “Признаки агрессивности” (степень агрессивности),анкета “Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы воспитанника” (анализ изменений у ребенка по итогам реабилитационной работы).

Цель проведённого исследования: выявить эффективность недирективной игровой терапии в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и временно проживающими в центре социальной реабилитации.

Задачи:

- создать условия для раскрытия положительных качеств у подростков,

- научить контролировать собственные эмоции и поступки,

- обучить эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими.

Целенаправленное воздействие осуществлялось через психокоррекционный комплекс упражнений, состоящий из блоков:

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Коррекционный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни, определенными способами деятельности.

3. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций.

Методы работы при реализации профилактической программы: диагностические, психологические тренинги, дискуссии, “мозговые штурмы”, беседы профилактической направленности, чтение литературных произведений с последующим анализом ситуации, игры, обучающие сотрудничеству, психогимнастика, тестирование, анкетирование.

Возрастная аудитория 10-15 лет. Форма работы индивидуальная и групповая. Группа не более 12 человек. Состав группы - участники разного пола. Важное условие - положительная мотивации (социальная потребность). Продолжительность занятия 40–60 минут, 1 раз в неделю, всего 8 занятий. Выбор конктетных упражнений и методов зависит от индивидуальных особенностей, интересов и возможностей участников.

Противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе (крайняя агрессивность), актуальное стрессовое состояние.

Для участников, не имеющих опыта групповой работы, в психокоррекционный комплекс вводится дополнительно установочный блок, цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать. Предлагаемые материалы допускают возможность внесения дополнений и изменений.

В реализации программы участвуют специалисты - социальный работник, воспитатель, психолог, которые могут быть привлечены  для психоло-педагогической поддержки и организации реабилитационных мероприятий.

Применение игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка, отслеживании личностных новообразований и возможности своевременно отреагировать на эти изменения. Все это повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

С апреля 2013 г. в Центре “Подросток” внедряю новые технологии в работе с воспитанниками по профилактике семейного неблагополучия. В процессе групповых и индивидуальных занятий использую метод недириктивной игровой терапии.

За основу коррекционно-экспериментальной работы с воспитанниками подросткового возраста взята система коррекционных игр-упражнений, разработанная Е.А. Левановой, М.Р. Битяновой и адаптированная к процессу реабилитации для детей с нарушенными межличностными отношениями. [10]

Показания для применения игровой терапии - расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения:

- агрессивное поведение, повышенная тревожность и конфликтность в отношениях,

- неадекватная полоролевая идентификация у подростков,

- рекомендации специалистов (невропатолога, психиатра, врача общей практики) заниматься с психологом,

- необходимость адаптироваться к новым условиям из-за изменений в жизни ребенка и его семьи.

В коррекционной работе с подростками с нарушениями в межличностном взаимодействии использую игровую терапию в виде специальных упражнений и заданий на развитие невербальных коммуникаций с разыгрыванием различных ситуаций (например, моделирования социально приемлемого поведения, взаимопомощь, добрые слова и пожелания).

Моделирование социальных отношений в наглядной форме в игровых условиях позволяет ориентироваться подростку в отношениях и общении с окружающими. Играющий выполняет задания, направленные на решение конкретных задач. Игровая терапия помогает ребенку вернуть эмоциональное благополучие, почувствовать себя увереннее.

Игры-импровизации способствуют созданию доверительных отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, закомплексованность в общении с окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить себя в различных ситуациях общения, изменить представления о себе как личности, тем самым снимая опасность социально значимых последствий.

Для подтверждения эффективности использования системы игр-занятий, направленных на развитие межличностных отношений детей старшего подросткового возраста, был проведён контрольный эксперимент, который включал в себя сравнительный анализ результатов уровня развития межличностных отношений, по следующим критериям:

- стрессоустойчивость,

- агрессия, обида, конфликтность,

- самоконтроль,

- ответственность,

- мотивация к развитию.

Применение в коррекционной работе с подростками недириктивной терапии позволил достичь следующего результата (процентный показатель количества детей, у которых отмечена сформированность новообразований):

- заинтересованность в сотрудничестве с другими людьми, контактность - 62%

- осознание воспитанником собственных чувств и чувств окружающих - 68%

- устойчивость эмоционального состояния – 83%

- способствует изменению статусного положения в группе сверстников - 72%

- способствует формированию у воспитанника самоконтроля – 49%

- активность в разрешении конфликтных ситуаций собственным путем – 45%

По отзывам воспитателей, родителей дети стали способны самостоятельно разрешать конфликты, снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, улучшился климат в группе.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости коррекционной работы межличностных взаимоотношений с применением недирективной игровой терапии.

Данные результаты дают основания предложить разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений для практического применения в работе с подростками с нарушениями межличностных отношений для коррекционной работы специалистов в учреждениях разного типа (центры реабилитации, приюты, школы).

Таким образом, элементы игровой терапии могут применяться для улучшения психологического климата в семьях и различных малых группах. Метод недирективной игровой терапии подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Список литературы

  1. Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер, Практикум по игровой терапии, Спб, 2000 г.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие, М.: Гума-нит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста 384 с.
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Сост. Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова: Под.ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер. 2006. – 304 с.
  4. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / Под. ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  5. Осипова А.А. Общая психокоррекция – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 512 с.
  6. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия – / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 816 с.
  7. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Кн. Для учителей и родителей . М.Просвещение 1992, с.195.
  8. под редакцией А.А.Радугина Психология и педагогика, Центр, 1997. (с.242).
  9. под редакцией Л.М.Щипициной Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Речь. С.П. 2003 г., с.75.
  10. Под редакцией Е. А. Левановой. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Питер, 2006 год.