Ученик и его окрестности (из опыта внеклассной работы по литературе в условиях исправительной колонии строгого режима). Кружок по литературе "Основы русского стихосложения"

Разделы: Внеклассная работа


Пролог

Мой путь в педагогику (с каждым годом я это понимаю всё отчётливее) начался ещё в школьные годы, хотя тогда я этого ещё не осознавал. Наш 10-й б по нынешним меркам можно считать уникальным, так как шесть человек всю свою последующую жизнь связали со сферой образования. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост. “Виноваты” в этом учителя, которые вроде бы ничего особенного и не делали для того, чтобы заразить нас своей профессией, обратить нас в свою веру, веру в светлое, доброе и вечное. Не было скучных профориентационных уроков и мероприятий, а был каждодневный нелёгкий, с полной отдачей учительский труд. Их беззаветную верность своему делу, высокий профессионализм, умение дать ответы на самые сложные наши вопросы, уважение к нам, ученикам, умение понять и прийти на помощь в трудную минуту мы впитали вместе со знаниями, которые благодарно несём по жизни и передаём своим уже ученикам. Поэтому я не могу не сказать о них, моих дорогих и незабываемых учителях.

В.С.Вершинин, учитель русского языка и литературы, однажды мне, тогда ещё восьмикласснику, предрёк, что я буду учителем. Как он это понял, увидел, ума не приложу, но он ведь оказался прав! Ему и адресованы следующие строки:

Я благодарен Вам за всё
За взгляд Ваш, добрый и пронзительный,

За голос умопомрачительный.
Я благодарен Вам за всё:
За искромётные уроки,
За сочинений моих строки.
Я благодарен Вам за всё:

За то, что Вы меня хвалили,
Порою – “тройкою” корили.
Я благодарен Вам за всё:
За то, что Вы мне напророчили

(Меня в учителя Вы прочили).

Я благодарен Вам за всё.
День каждый свой и каждый час
Изо всех сил тянусь до Вас.
Я благодарен Вам за всё!

Тогда, в далёких уже семидесятых годах прошлого века, никто не знал ещё имени Амонашвили, а у педагога, ни в чём ему не уступающего: в любви к ученикам, в профессионализме и таланте, - мне посчастливилось учиться. Это С.Г.Резник, учитель биологии. В этом году 100 лет со дня рождения этой удивительной женщины.

Легла на голову рука
Благословением,
Так невесома и легка…
Прикосновение…
Исходит от него тепло…
Стук сердца где-то притаился…
О Боже, как мне повезло,
Что жизни я у Вас учился!

Глаза моих учителей всегда передо мной. Смотрят они испытующе, строго: “Как, Саша, не дашь слабину, сдюжишь?” В ответ говорю: “ Конечно, как может быть иначе. Я Вас подвести не могу, просто не имею права. Изо всех сил тянусь до ВАС”.

Урока маленький оркестрик под управлением любви.

“Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передает набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно”. Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции… (Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию в 2013 г.)

В нашей школе давно уже сложилась система внеклассной и кружковой работы. Популярен у учащихся кружок по литературе “Основы русского стихосложения”. Цели и задачи кружка и предполагаемые личностные, предметные и метапредметные результаты отражены в приведённой далее “Дополнительной образовательной программе, реализуемой через кружок по литературе “Основы русского стихосложения”.

Именно кружок и внеклассные мероприятия, в которых принимают участие его члены, позволяют мне наряду с уроками следовать главному принципу в моей работе: через совместную деятельность –к взаимопониманию, от взаимопонимания – к знанию, от знания – к результату.

Преимущественно кружковцы, с которыми я провожу немало времени, принимают самое активное участие в олимпиадах ГУФСИНа, районных, областных и всероссийских конкурсах, в общешкольных творческих делах. Они отличаются собранностью, деловитостью, творческой жилкой и умением находить контакт с аудиторией. Многие из них, как правило, успевают на “4” и “5” и являют собой позитивный пример для других осужденных.

Позволю себе далее привести несколько наиболее интересных работ моих учащихся предварив их своим эпиграфом:

Стихи порою и в неволе
Живой их посещают ум.
О доме пишут и о школе,
Других немало разных дум.

Посмотрите, чем живут учащиеся – осуждённые, почитайте, о чем думают, что их волнует, и, может быть, у вас появится уверенность, что не всё у этих парней в жизни потеряно. Встанут они на ноги и больше никому и никогда не сделают зла. Именно это и является главной целью моей работы.

Общение, общение и ещё раз общение с учащимися во время кружковых занятий позволяет мне чувствовать себя нужным, способным понять, поддержать добрым, участливым словом. Дорогого стоит, когда тебе доверяют свои сокровенные мысли, просят помочь в чём – то разобраться, восстановить контакты с близкими людьми, написать им стихи. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы чувствовать душевное состояние тех, кто пришёл ко мне на урок. Об этом несколько небольших этюдов.

Этюд 1. “Помирил”

Пришёл как-то на занятие кружка ос. Корнилов, мальчишка ещё совсем, 19-ти лет. “Вы можете мне помочь?”- последовал вопрос. Я кивнул в ответ. Оказывается , парнишке нужно было помириться с девушкой, которую он очень обидел незадолго до суда. Уже через несколько минут он читал следующее покаяние в грехах, основанное целиком на его мыслях:

Что-то всё не так пошло. Как всё изменилось! Делал всё тебе назло. Дурь в крови носилась.

Делал всё наперекор Я твоим советам. На слова был очень скор. Где теперь ты, где ты?

Не со мной ты, а с другим. Я всему виною. Очень ласкова ты с ним. С ним, а не со мною. Прошёл месяц. Корнилов пришёл и с порога заявил: “ Мы помирились! Она простила меня! Спасибо! Вот её письмо”. Письма читать я не стал.

Этюд 2. “Счастье – то, что нам нужно беречь…”

Из ГУФСИНА пришли задания для проведения олимпиады по литературе среди учащихся 9-х классов. Дима Забихулов справился со всеми заданиями довольно легко, а вот над последним его раздумья явно затянулись (нужно было написать сочинение на тему “Счастье – это…”, “Как бы мне поубедительней завершить работу?”- спросил Дима. Я предложил завершить сочинение стихотворением (я знал, что у него это порой неплохо получается). И вот что вышло на этот раз после моей некоторой доводки:

Счастье – улыбка мамы моей,
Поддержка друга и брата.
Счастье – иметь здоровых детей,
Достойно прожить и богато.

Счастье – щедро уметь поделиться
Тем, что имеешь по воле Бога.
Счастье – у умных людей учиться.
В жизни свою отыскать дорогу.

Счастье – что жив я ещё до сих пор,
Не сгинул в пучине порока.
Счастье, что выйду вот-вот за забор,
Испив свою чашу срока.

Счастье – то, что нам нужно беречь,
Не транжиря порой понапрасну.
Счастье – пирог для любимой испечь,
Услышав в ответ – как прекрасно!

Этюд 3. “Мы победили!”

Фрагмент сочинения - размышления кружковца Храмова Дмитрия, ученика 12 класса, на тему “Великая Отечественная война в судьбе моей семьи”.

В судьбе моей семьи (её поколения военных годов) война сыграла определяющую роль. В 1941 – м году моей бабушке Марии Константиновне исполнилось 16 лет, ровно через месяц после начала войны. Бабушка училась в медицинском училище и работала на ММК. Она вместе со своими сверстниками изготавливала снаряды и броню для танков. Они, подростки, заменили кадровых рабочих предприятия, ушедших на фронт.

Мой дедушка, его звали Василий, с1941 года на фронте, на передовой. Он был красноармейцем и служил в стрелковой дивизии, то есть был пехотинцем.

1943-й. Бабушка получила медицинское образование, стала военнообязанной, и её направили на работу в госпиталь, располагавшийся в Стерлитамаке. Ей тогда едва исполнилось 18 лет. В сентябре того же года в этот госпиталь попал с осколочным ранением в голову мой дед (это ранение было уже третьим по счёту). Здесь они и познакомились. Этому способствовало во многом и то, что оба они были из Магнитогорска.

В начале пятидесятых сыграли они свадьбу. В 55 –м родилась у них первая дочка, а в 1958 году – вторая. Она и стала впоследствии моей мамой.

Совместная жизнь моих дорогих стариков была долгой и насыщенной различными событиями. Была она очень достойной и красивой. Дед успел увидеть всех своих внучек и внуков, одним из которых, как вы понимаете, являюсь и я.

Я очень горжусь своими бабушкой и дедушкой и, сохранив память о них, все их награды, память о их удивительной любви, обязательно передам своим детям, внукам и правнукам.

Я, конечно же, не могу похвастаться совершенством слога, но хотел бы завершить свою работу такими вот строчками:

Вы воевали за мир и покой.
За Любовь! За Любовь воевали!
Примите, родные, поклон мой земной.
Мне кажется, все вы из стали.
Мне трудно своё восхищение скрыть
Тем, как вы жили достойно.
Мне памяти вашей нельзя посрамить.
Простите, что сделал вам больно.

Этюд 4. “ Школа в зоне – это чудо…”

Творчество учащихся прошлых лет (фрагменты стихотворений о школе и учителях)

1998 год, Гусев Игорь:

Сквозь боль потерь и гром побед,
Свершавшихся в родной Отчизне,
Вела ты, школа, 40 лет
Нас в новый мир и к новой жизни.

2000 год, Саблин Сергей:

Чтобы понять себя, в школу идите,
Радость открытий вас здесь точно ждёт.
За то Вам спасибо, милый учитель,
Что нам дорогу торите вперёд.

Выпускник 2003 года:

Так расцветай же, наша школа!
Людей достойных куй из нас!
Я, как на праздник, новосёлом
Вступил сегодня в светлый класс!

2005 год, Павлов Алексей:

Школа в зоне – это чудо,
Это внутренний мирок.
Забываем про невзгоды,
Глушим знаньями порок.

Тем, кто не был в этой школе,
Бесполезно объяснять -
Школа в зоне - это воля,
А её не променять.

2007 год, Наумочкин А.В.:

Нашей школой мы гордимся,
Скажем больше мы о ней:
Здесь дают нам возвратиться
В детство юных школьных дней.

2007 год, Марченко Иван:

Как червь, грызу гранит науки,
В учёбе вижу жизни суть,
И, встав на этот путь однажды,
С него мне больше не свернуть.

Зовётся школой это место,
И, делая глубокий вдох,
Хочу сказать учителям:
“Спасибо Вам! Храни Вас Бог!”.

2009 год, Бирюков В.:

К нам путь – под снегом и дождём.
Мы встречи с Вами очень ждём.
И, с днём рожденья поздравляя,
(Школе чуток за пятьдесят),
Ей расцветать улыбками желаем
Под ноль остриженных ребят.

2010 год, Марадудин Иван:

Вас слушаю и понимаю: можно
И образованней, и человечней стать.
Одиннадцатый класс и новые открытия,
И вновь поёт, поёт душа моя!
А у доски стоите вы, учитель,
Нет Вас роднее, это понял я.

Эпилог

Самое главное для меня – не быть сухим и скучным, я должен быть интересным для своих учеников. А это возможно только в одном случае: ученики постоянно должны видеть, ощущать моё отношение к тому, что я говорю, делаю. И я стараюсь этому неуклонно следовать. Вот, например, разговор о С.Есенине я начинаю со своего стихотворения:

Всегда, всегда порой весеннею,
Когда на сердце кутерьма,
Читаю я стихи Есенина,
И впечатлений новых тьма.

А летом, от жары я млея,
В природы радость погружен,
Беру Есенина Сергея
В уединении на балкон.

Когда шуршит пора осенняя
Своим волшебным листопадом,
Душа поёт стихи Есенина,
Одни лишь их. Других не надо.

Длинна зимой пора вечерняя.
Берёза в белом за окном.
И строки светлые Есенина
Мой сразу озаряют дом.

Так и пройдёт вся жизнь размеренно.
Не будет нас, но, несомненно,
Останутся стихи Есенина.
Его поэзия нетленна.

А урок по поэзии Н.Рубцова завершаю такими своими строчками:

Посмотрите в глаза поэта,
В его полные грусти глаза.
Отчего эта грусть? Все ответы
Он в своих нам стихах подсказал.

Посмотрите в глаза поэта.
Сколько мудрости в них и тепла
Попросите у них совета,
Коль не ладятся ваши дела.

Посмотрите в глаза поэта.
Пусть он станет вам другом навек.
Пусть зимою холодной и летом
Дарит вам он души своей свет.

Впереди новые уроки, новые встречи и новые стихи.

Продолжается моя педагогическая биография, а мне тянуться и тянуться до моих дорогих учителей, с которых она когда-то началась.

Приложение