Vita sine libertate, nihil!
(Жизнь без свободы – ничто!)
Цели урока.
Образовательная (познавательная): сформировать у учащихся понимание характера Базарова, его поступков и их влиянии на окружающих, создать у учащихся представление о том, что такое свобода.
Развивающая: создать условия для формирования у учащихся: логического и образного мышления; умения работать с письменными и устными источниками; умение сравнивать однородные явления; умение группировать и классифицировать информацию.
Работать над развитием речи учащихся.
Стимулировать творчество учащихся, включая их в процесс общения, делая активными участниками процесса обучения.
Воспитательная: акцентируя внимание на эмоциональном состоянии, мыслях учащихся, формировать духовные ценности, стремление задуматься о своей судьбе, о предстоящей жизни на свободе, создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.
Оборудование. Рисунки, подобранные в интернете (приложение 1), фрагменты музыкальных композиций (приложение 2), карточки с афоризмами и цитатами по теме урока (приложение 3), тексты романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
Ход урока
1. Прослушивание фрагмента композиции группы “The RadiatoR” “Свобода – это рай”, самостоятельное определение учащимися темы урока и его основных целей.
2. Ученики записывают в тетрадях слово “свобода” и в течение трёх-четырёх минут продумывают свои ассоциации к данному слову. С – слова, сила …
В – власть, выбор, веротерпимость …
О – ответственность, обязанность …
Б – борьба, будущее …
О – ограничение, относительная свобода …
Д – деятельность …
А – альтернатива, абсолютная свобода …
Для обоснования своих ассоциаций, их объяснения учащиеся могут выбрать по 1 музыкальному фрагменту (приложение 1), по 1 тематическому рисунку (приложение 2) и по 1 афоризму или высказыванию известного человека по теме “свобода” (приложение 3).
3. Вспомните и запишите моменты из жизни Базарова, которые характеризуют его как человека свободного. Свободен ли он на самом деле. Приносит ли ему его свобода отрицания счастье, простое, человеческое, каково рядом с ним окружающим.
- После самостоятельной работы учащиеся читают свои записи в классе, желательно все.
4. Мы все умрем: людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово. (Р. Гамзатов)
Напишем на доске и в тетрадях имя и фамилию главного героя романа: Евгений Базаров
- Определим каждый для себя “плюсы” и “минусы” Базарова. Сделаем записи, оценив поведение, его отношение к людям, явлениям, подумаем над его высказываниями, чувствами и т.д.
- Каждый снова читает свои записи.
5. Человеческие ценности (притча).
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?
- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?
6. Запишите один вопрос, который бы вы задали теперь Базарову о его взаимоотношениях с родителями и Аркадием и другими персонажам романа. Вряд ли вас всё устраивает в них, почему? И снова читаем записанное.
7. Некоторые выводы в конце урока. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, которая полностью посвящена правам и свободам личности, в последней статье, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение “буриданов осел”. Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: “Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них”.
Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.
8. В конце урока во время итоговой рефлексии можно спросить учащихся:
- Какие моменты в уроке вам были особенно интересны?
- Что было трудно?
- Что удивило?
- Хотелось ли оспорить мнение своих товарищей? Когда, почему?