Урок литературы по теме "Быть человеком" (по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: создание условий для духовно-нравственного развития личности, развития коммуникативных, личностных универсальных учебных действий посредством технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Цели по содержанию:

Образовательная: обучение анализу поступков героев, пониманию прочитанного на основе работы с литературным произведением.

Развивающая: развитие коммуникативных, личностных УУД.

Воспитательная: формирование нравственных качеств личности: милосердия, сострадания, гуманизма.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Доброе утро. Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простых, на первый взгляд, слов? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесённые нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему? (Желая друг другу здоровья и добра, люди выражают неравнодушное отношение, расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим, радостным настроением).

2. Целеполагание и мотивация.

Задумывались ли вы над тем, для чего нужны уроки литературы?

Что значит, когда про человека говорят, что он добрая душа?

Как вы понимаете слово “душа”? Подберите к слову определения, образуйте от него прилагательные.

Что значит духовная жизнь?

Душу можно сделать красивой? Что это значит?

Уроки литературы помогают нам делать душу красивой? (Уроки литературы воспитывают душу). Что значит воспитать душу?

Стадия вызова.

Обратите внимание на эпиграф:

“Человек, ты можешь духовно расти, только помогая другому быть человеком”.

“Относись к другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе”.

Как эпиграф может быть связан с темой урока?

Я попрошу вас вспомнить и продолжить слова известной песни:

Только помни, только помни
В грохоте и ритме века,
Самая главная в жизни профессия –
Быть… человеком.

Сформулируйте тему урока (Самая главная в жизни профессия – быть Человеком).

Как тема урока может звучать в виде вопроса? (Что значит быть человеком?).

Ответить на этот вопрос мы постараемся, размышляя над рассказом Л. Улицкой “Бумажная победа”. (Приложение).

3. Работа с текстом художественного произведения.

Стадия осмысления.

Я предлагаю вам при чтении текста делать остановки, чтобы понять, осмыслить, обсудить прочитанное.

Остановка 1: Какое впечатление произвёл на вас Геня?

Остановка 2: Какое слово употребляет автор для описания чувств Гени, когда он впервые за долгое время вышел на улицу? (Ошеломлённо). Что значит ошеломлённо? Подберите синонимы к слову. Почему именно это слово использует автор?

Остановка 3: Приходилось ли вам обижать других людей? Были ли вы на месте Гени? (т.е. когда вас обижали). Что вы чувствовали? Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

Остановка 4: Можем ли мы ответить на вопрос бабушки Гени: “Почему? Почему они его всегда обижают?” Какое решение приняла мама мальчика? Почему бабущка уверена, что не надо ребят со двора приглашать на день рождения Гени?

Остановка 5: Приглашая всех, мама отдельно обратилась к Айтыру. С какой целью?

Остановка 6: Ребята, а вы любите свой день рождения? Как вы к нему готовитесь? Что чувствуете накануне праздника? А что чувствует Геня перед приходом гостей?

Остановка 7: Как Геня стал мастером бумажного искусства?

Остановка 8: Как ребята вели себя в гостях? Геня чувствовал себя именинником в присутствии гостей? Почему?

Остановка 9: Почему Геня отказался играть на пианино? За что ребята ненавидят Геню?

Остановка 10: Как ребята отнеслись к тому, что Геня умеет играть на пианино? Почему? Как вёл себя Айтыр? Найдите авторскую характеристику его поведения (“жрал без зазрения совести”, “бесстыжим образом разглядывал комнату”). Почему Айтыр ведёт себя подобным образом? Как к этому относится автор? Вам приходилось сталкиваться с таким поведением в жизни? Как вы реагировали? Вам было приятно смотреть на такого человека, находиться рядом?

Остановка 11: Когда “ужасное напряжение” стало покидать Геню?

Остановка 12: Как у ребят поменялось отношение к Гене?

Остановка 13: Почему Геня был счастлив? (Он был ничем не хуже их). Куда исчезла злость ребят?

Остановка 14: Почему мама Гени плакала?

Рассказ называется “Бумажная победа”. Какую победу одержал Геня?

Какое бы название рассказу дали вы?

Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа? Запишите, разделив их на положительные и отрицательные (+ , -)

Это произведение современной литературы. Над какими проблемами современности заставляет нас задуматься автор? Ответ запишите. (Над человеческим отношением друг к другу, проявлением милосердия, сочувствия, толерантности). Объясните значение записанных вами понятий через подбор синонимов.

Как вы думаете, как дальше сложилась судьба Гени?

Вам приходилось в жизни встречать детей со слабым здоровьем, детей-инвалидов? Они чем-то отличаются от вас, здоровых детей? Как нужно к ним относиться?

Обратимся к эпиграфу урока. Объясните его смысл.

Что значит быть человеком? Ответьте на поставленный вопрос урока, записав 5 качеств настоящего человека, расположив их по степени важности. Свой выбор объясните.

Стадия рефлексии.

Составьте синквейн по теме урока.

Заполните лист самооценки:

На уроке я чувствовал себя…

Я задумался над…

Я доволен/не доволен своей работой на уроке...

Мне удалось/не удалось…

Домашнее задание: напишите письмо Гене или автору рассказа.