Педагогическая задача | Расширить знания о творчестве Г.Х.Андерсена; создать условия для формирования умения слышать художественное слово, для развития учебных читательских умений; способствовать развитию устной речи и творческих способностей. |
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Познавательные УУД: Учебные: умение понимать и воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении. Логические: понимание и анализ текста с целью выделения существенных признаков; установление причинно-следственных связей; высказывание предположений. Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Личностные УУД: развитие умения выражать своё отношение к произведению; оценивание своей собственной учебной деятельности. |
Ресурсы | - Литературное чтение: Учебник
для учащихся 4 класса общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. – Ч.1/ Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина,
М.И. Оморокова. – М.: Вентана Граф, 2013. - Портрет Г.Х. Андерсена. - С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. |
Ход урока
1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока
На доске запись, которая открывается во время работы с учащимися на уроке.
Тема: … “… …”
Цель:
- Повторить и узнать новое о … и … …
- познакомиться с … … “…”
- Учиться … и ??? … … “…”
Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем знакомиться на уроке.
1 14 5 6 17 18 6 14
Уч-к. Это порядковые номера букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен.
Уч-ль. Прочитайте слова. Определите, по какому признаку записаны фамилии. Объясните, в какой столбик запишите фамилию нашего писателя.
Перро Есенин
Гримм Тютчев
Уч-к. В первый столбик записаны фамилии зарубежных писателей, а во втором столбике – фамилии русских писателей. Андерсен – датский писатель, значит, его фамилию запишем в первый столбик.
Уч-к. В первом столбике записаны фамилии сказочников, а во втором – фамилии поэтов. Андерсен сочинял сказки, значит, его фамилию запишем в первый столбик.
Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Назовите буквы первого ряда. Составьте второй ряд, подставив к каждой написанной букве, предшествующую ей по алфавиту букву. Назовите произведение, с которым будем знакомиться на уроке.
Е Ё У К Д П Е Б
Уч-к. Произведение “Дети года”.
Уч-ль. Сформулируйте тему урока.
Уч-к. Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен “Дети года”.
Уч-ль. Сформулируйте цель урока.
Уч-к. Цель урока: повторить и узнать новое о жизни и творчестве Ханса Кристиана Андерсена; познакомиться с произведением “Дети года”; учиться выразительно читать и анализировать новое произведение.
Учитель восстанавливает запись на доске.
2. Знакомство с биографией автора
На доске портрет писателя.
Уч-ль. Я расскажу некоторые сведения из жизни великого сказочника. Постарайтесь их запомнить. После моего рассказа нужно будет задать одноклассникам вопросы по его содержанию.
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)
Андерсен не имел семьи. Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он 29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается там или переносится туда.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер его героев – маленьких, беззащитных в огромном мире. Эти герои авторский идеал мужества и веры в добро.
Андерсен дружил со многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго, Бальзак, Дюма, Шуман, Лист, Мендельсон.
Интерес к творчеству Андерсена в России возник в середине 40-х годов 19 века.
В 1958 году была учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору.
Ежегодно проводится день детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена.
Уч-ль. Какие вопросы вы можете задать одноклассникам?
Уч-ки. - Назовите любимую страну Андерсена.
- Сколько раз писатель покидал Данию?
- С кем из знаменитых людей своего времени дружил Андерсен?
- В каком году была учреждена Международная Золотая медаль Андерсена?
- Какого числа проводится день детской книги?
3. Словарная работа
Уч-ль. В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить.
Уч-ль. Какое задание надо выполнить, чтобы прочитать следующие слова:
НР.В П.РЧ.
ГР.М.С. Х.НДР.
Уч-к. Вставив пропущенные гласные, я составил слова: нрав, гримасы, парча, хандра.
Уч-ль. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
Уч-к. Нрав – характер
Гримасы – намеренное или невольное искажение лица
Парча – плотная узорчатая ткань с золотыми или серебряными нитями
Хандра – мрачное, тоскливое настроение
Предопределение содержания нового произведения.
Уч-ль. Вам известно название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить содержание нового произведения.
(Учащиеся высказывают свои предположения).
4. Проверка первичного восприятия.
Чтение произведения учителем.
Уч-ль. Назовите жанр произведения.
Уч-к. Это стихотворение, потому что есть ритм и рифма.
Уч-ль. Какое настроение было у вас при чтении стихотворения?
Уч-к. При чтении стихотворения у меня было настроение веселое.
Уч-к. Мне захотелось нарисовать эти месяцы.
Уч-ль. О чем это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
Уч-к. В этом стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу.
Уч-к. Это необычное стихотворение, сказочное.
Уч-ль. Объясните название стихотворения.
Уч-к. В году двенадцать месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми.
5. Вторичное восприятие. Анализ произведения
Самостоятельное чтение стихотворения.
Уч-ль. Как автор относится к каждому месяцу?
Уч-к. Андерсен к каждому месяцу относится с симпатией.
Уч-ль. Как автор говорит о каждом месяце? (Выборочное чтение).
Уч-ль. Какое средство художественной изобразительности использует автор?
Уч-к. Автор использует прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них, как о живых людях.
Уч-ль. Приведите примеры. (Выборочное чтение).
Уч-к. Апрель простужен. Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка.
Уч-ль. Какие слова выбирает, характеризуя главный признак месяца?
Уч-к. Андерсен старается в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун. Январь прячется в тулуп.
Уч-ль. Какие описания вас удивили? Почему?
Уч-к. Меня удивило описание апреля:
Апрель простужен – и для нас
Его улыбки – ряд гримас.
(Остальные ученики стараются объяснить эти слова.)
Уч-ль. С какими описаниями вы согласны?
(Ученики высказывают своё мнение.)
Уч-ль. Можно ли только по описанию узнать, о каком месяце идет речь?
Уч-к. Если быть внимательным, то можно узнать месяц его по описанию.
Уч-ль. В чем своеобразие построения этого стихотворения?
Уч-к. В этом стихотворении рифмуются две строчки.
Уч-ль. Две рифмующиеся строки образуют двустишие.
6. Творческая работа
Уч-ль. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?
Грязник Травник
Снегогон Хмурень
Жнивень Протальник
Студень Хлеборост
Ветродуй Страдник
Уч-к. Так наши предки называли месяца.
Уч-ль. Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.
Ученики находят пару и доказывают свой выбор.
Уч-к. Грязник - октябрь
Хмурень - сентябрь
Жнивень - август
Страдник - июль
Хлеборост - июнь
Травник - май
Снегогон - апрель
Протальник - март
Студень - январь
Ветродуй - февраль
Уч-ль. Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам?
Уч-к. Ноябрь – листогной
Декабрь - стужайло
Уч-ль. А какой ваш любимый месяц?
(Выслушиваются ответы детей).
Уч-ль. Сочините двустишие о любимом месяце, рассказывая о его характерных признаках.
(Самостоятельная работа детей).
Уч-ль. Кто хочет прочитать своё двустишие? А вы оцените точность подбора слов для описания месяца. Назовите рифмы.
(Выслушиваются ответы детей. Даётся положительная оценка каждой работе).
7. Итог урока
Уч-ль. Вспомните наше задание в начале урока. Куда бы вы могли записать фамилию автора?
Уч-к. Фамилию автора можно было записать и во второй столбик, где даны фамилии поэтов.
На доске запись: басня, сказка, пословица, стихотворение, рассказ.
Уч-ль. Прочитайте слова. Андерсен работал в двух жанрах, оба названия начинаются на букву “с”. Назовите эти жанры, приведите примеры.
8. Домашнее задание
Уч-ль. Подберите пословицу с характеристикой месяца,
Например:
Сентябрь холоден, да сыт.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Март неверен: то плачет, то смеётся.
9. Рефлексия
Уч-ль. Продолжи предложение: “Самым интересным на уроке для меня было …”,