Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Дети года". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Педагогическая задача Расширить знания о творчестве Г.Х.Андерсена; создать условия для формирования умения слышать художественное слово, для развития учебных читательских умений; способствовать развитию устной речи и творческих способностей.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД Познавательные УУД:

Учебные: умение понимать и воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении.

Логические: понимание и анализ текста с целью выделения существенных признаков; установление причинно-следственных связей; высказывание предположений.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Личностные УУД: развитие умения выражать своё отношение к произведению; оценивание своей собственной учебной деятельности.

Ресурсы - Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч.1/ Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана Граф, 2013.

- Портрет Г.Х. Андерсена.

- С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

На доске запись, которая открывается во время работы с учащимися на уроке.

Тема: … “… …”

Цель:

  • Повторить и узнать новое о … и … …
  • познакомиться с … … “…”
  • Учиться … и ??? … … “…”

Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем знакомиться на уроке.

1 14 5 6 17 18 6 14

Уч-к. Это порядковые номера букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен.

Уч-ль. Прочитайте слова. Определите, по какому признаку записаны фамилии. Объясните, в какой столбик запишите фамилию нашего писателя.

Перро  Есенин

Гримм  Тютчев

Уч-к. В первый столбик записаны фамилии зарубежных писателей, а во втором столбике – фамилии русских писателей. Андерсен – датский писатель, значит, его фамилию запишем в первый столбик.

Уч-к. В первом столбике записаны фамилии сказочников, а во втором – фамилии поэтов. Андерсен сочинял сказки, значит, его фамилию запишем в первый столбик.

Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Назовите буквы первого ряда. Составьте второй ряд, подставив к каждой написанной букве, предшествующую ей по алфавиту букву. Назовите произведение, с которым будем знакомиться на уроке.

Е Ё У К Д П Е Б

Уч-к. Произведение “Дети года”.

Уч-ль. Сформулируйте тему урока.

Уч-к. Тема урока: Ханс Кристиан Андерсен “Дети года”.

Уч-ль. Сформулируйте цель урока.

Уч-к. Цель урока: повторить и узнать новое о жизни и творчестве Ханса Кристиана Андерсена; познакомиться с произведением “Дети года”; учиться выразительно читать и анализировать новое произведение.

Учитель восстанавливает запись на доске.

2. Знакомство с биографией автора

На доске портрет писателя.

Уч-ль. Я расскажу некоторые сведения из жизни великого сказочника. Постарайтесь их запомнить. После моего рассказа нужно будет задать одноклассникам вопросы по его содержанию.

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)

Андерсен не имел семьи. Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он 29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается там или переносится туда.

Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер его героев – маленьких, беззащитных в огромном мире. Эти герои авторский идеал мужества и веры в добро.

Андерсен дружил со многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго, Бальзак, Дюма, Шуман, Лист, Мендельсон.

Интерес к творчеству Андерсена в России возник в середине 40-х годов 19 века.

В 1958 году была учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору.

Ежегодно проводится день детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена.

Уч-ль. Какие вопросы вы можете задать одноклассникам?

Уч-ки. - Назовите любимую страну Андерсена.

- Сколько раз писатель покидал Данию?

- С кем из знаменитых людей своего времени дружил Андерсен?

- В каком году была учреждена Международная Золотая медаль Андерсена?

- Какого числа проводится день детской книги?

3. Словарная работа

Уч-ль. В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить.

Уч-ль. Какое задание надо выполнить, чтобы прочитать следующие слова:

НР.В П.РЧ.

ГР.М.С. Х.НДР.

Уч-к. Вставив пропущенные гласные, я составил слова: нрав, гримасы, парча, хандра.

Уч-ль. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Уч-к. Нрав – характер

Гримасы – намеренное или невольное искажение лица

Парча – плотная узорчатая ткань с золотыми или серебряными нитями

Хандра – мрачное, тоскливое настроение

Предопределение содержания нового произведения.

Уч-ль. Вам известно название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить содержание нового произведения.

(Учащиеся высказывают свои предположения).

4. Проверка первичного восприятия.

Чтение произведения учителем.

Уч-ль. Назовите жанр произведения.

Уч-к. Это стихотворение, потому что есть ритм и рифма.

Уч-ль. Какое настроение было у вас при чтении стихотворения?

Уч-к. При чтении стихотворения у меня было настроение веселое.

Уч-к. Мне захотелось нарисовать эти месяцы.

Уч-ль. О чем это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Уч-к. В этом стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу.

Уч-к. Это необычное стихотворение, сказочное.

Уч-ль. Объясните название стихотворения.

Уч-к. В году двенадцать месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми.

5. Вторичное восприятие. Анализ произведения

Самостоятельное чтение стихотворения.

Уч-ль. Как автор относится к каждому месяцу?

Уч-к. Андерсен к каждому месяцу относится с симпатией.

Уч-ль. Как автор говорит о каждом месяце? (Выборочное чтение).

Уч-ль. Какое средство художественной изобразительности использует автор?

Уч-к. Автор использует прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них, как о живых людях.

Уч-ль. Приведите примеры. (Выборочное чтение).

Уч-к. Апрель простужен. Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка.

Уч-ль. Какие слова выбирает, характеризуя главный признак месяца?

Уч-к. Андерсен старается в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун. Январь прячется в тулуп.

Уч-ль. Какие описания вас удивили? Почему?

Уч-к. Меня удивило описание апреля:

Апрель простужен – и для нас
Его улыбки – ряд гримас.

(Остальные ученики стараются объяснить эти слова.)

Уч-ль. С какими описаниями вы согласны?

(Ученики высказывают своё мнение.)

Уч-ль. Можно ли только по описанию узнать, о каком месяце идет речь?

Уч-к. Если быть внимательным, то можно узнать месяц его по описанию.

Уч-ль. В чем своеобразие построения этого стихотворения?

Уч-к. В этом стихотворении рифмуются две строчки.

Уч-ль. Две рифмующиеся строки образуют двустишие.

6. Творческая работа

Уч-ль. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?

Грязник  Травник

Снегогон  Хмурень

Жнивень  Протальник

Студень  Хлеборост

Ветродуй  Страдник

Уч-к. Так наши предки называли месяца.

Уч-ль. Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.

Ученики находят пару и доказывают свой выбор.

Уч-к. Грязник - октябрь

Хмурень - сентябрь

Жнивень - август

Страдник - июль

Хлеборост - июнь

Травник - май

Снегогон - апрель

Протальник - март

Студень - январь

Ветродуй - февраль

Уч-ль. Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам?

Уч-к. Ноябрь – листогной

Декабрь - стужайло

Уч-ль. А какой ваш любимый месяц?

(Выслушиваются ответы детей).

Уч-ль. Сочините двустишие о любимом месяце, рассказывая о его характерных признаках.

(Самостоятельная работа детей).

Уч-ль. Кто хочет прочитать своё двустишие? А вы оцените точность подбора слов для описания месяца. Назовите рифмы.

(Выслушиваются ответы детей. Даётся положительная оценка каждой работе).

7. Итог урока

Уч-ль. Вспомните наше задание в начале урока. Куда бы вы могли записать фамилию автора?

Уч-к. Фамилию автора можно было записать и во второй столбик, где даны фамилии поэтов.

На доске запись: басня, сказка, пословица, стихотворение, рассказ.

Уч-ль. Прочитайте слова. Андерсен работал в двух жанрах, оба названия начинаются на букву “с”. Назовите эти жанры, приведите примеры.

8. Домашнее задание

Уч-ль. Подберите пословицу с характеристикой месяца,

Например:

Сентябрь холоден, да сыт.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Март неверен: то плачет, то смеётся.

9. Рефлексия

Уч-ль. Продолжи предложение: “Самым интересным на уроке для меня было …”,